Конспект нод во второй младшей группе матрыошка — русская народная игрушка. НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка» с применением ИКТ план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему «Знакомство с народными игр

Мельникова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД. Интегрированное занятие во второй младшей группе "Русская народная игрушка - матрешка"
Дата публикации: 16.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» г.о. Самара
НОД

интегрированного занятия

во второй младшей группе

«Русская народная игрушка - матрешка»
Составила и провела Воспитатель МБДОУ №1(корпус 3) Группа№39 «Колосок». 20.01.2016г Мельникова Наталья Геннадьевна Самара 2016 год.

Цель
: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности
:
Коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная и двигательная.
Задачи:
Образовательные: Способствовать - расширению знаний о русской народной игрушке – Матрешка. Развивающие: Способствовать - развитию речи детей и мелкой моторики рук при рисовании. -формированию умений выбирать цвета, правильно держать ватную палочку, закрашивать рисунок, не выход за контур, умению сравнивать матрешки, находить сходства. Воспитательные: Способствовать - воспитанию интереса к народной игрушке, воспитанию самостоятельности, аккуратности. Материал и оборудование: Большая матрешка, карточки с изображением матрёшек, бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки, репертуар «Мы веселые матрешки», презентация «Русская Матрешка» Предварительная работа: Дидактическая игра, «Какой матрёшки не стало»; чтение стихотворений о матрешке «Матрёшка» С.Я Маршак, А.Кулешова «Кукла славная - матрёшка»; отгадывание загадок; рассматривание матрешек; беседа «Эти русские матрёшки»; слушание песни «Мы веселые матрешки».
Тема недели: «Народная игрушка. Народно - прикладное искусство» Тема занятия: «Русская народная игрушка - Матрёшка»

План Этапы НОД Действия детей. Желаемый результат. 1. Организационно- сюрпризный момент: Отгадывание загадки, внос матрёшки. - Д е т и в к л юч а ю т с я в деятельность, - отгадывают загадку, - рассматривают карточки с матрёшками, сравнивают. -Мотивация детей на ознакомительную деятельность. -Создание эмоционального настроения. Презентация «Русская матрешка» -Слушают «сказку» воспитателя о происхождении матрешки, сидят на коврике, держат спинки ровно. -Отвечают на вопросы -Матрёшка - деревянная игрушка в виде расписной куклы; -имеет овальную форму; -состоит из двух частей; -кукла, в нутрии которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Игра « Гори – Гори ясно…» Проговаривают слова игры и выполняют действия по тексту игры, повторяя движения за воспитателем и товарищами. Эмоциональное настроение Изобразительная деятельность. Рисование «Узор для Матрёшки» Бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки на каждого ребенка. Выполняют творческую работу: ватными палочками закрашивают фон рисунка гуашью, не выходя за контур; следят за качеством цветового решения; выполняют правила безопасности работы с ватными палочками. -Готовые работы детей. -Эмоциональное настроение детей. Музыкальная физкультминутка. «Мы весёлые матрёшки…» -выполняют танцевательные движения по тексту, повторяя движения за воспитателем. -эмоциональное настроение. Рефлексия Отвечают на вопросы воспитателя и выражают своё отношение к занятию цветом бусинок. положительное отношение детей к занятию.

Содержание организованной деятельности детей
1.
Организационно-сюрпризный момент.
Звучит русская народная мелодия. Ребята, в гости к нам идут подружки. Все похожи друг на дружку. В сарафанчиках цветных, Да в платочках расписных. Только разные по росту, А зовут их очень просто. Помогите отгадать, Как подружек этих звать? (Матрёшка) - Молодцы, ребята, отгадали (Достаю большую матрёшку) -Ребята, покажите мне ту картинку, где нарисована Матрёшка. (Дети выбирают картинки с изображением Матрёшки и показывают)
2. Просмотр презентации «Русская Матрёшка»
Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которую вы мне показали? (Матрешка) Кто такая Матрёшка? Давайте посмотрим на экран. Слайд 1 Матрешка-это деревянная игрушка. Воспитатель. Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, как родилась матрёшка. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Будем сидеть как настоящие матрешки, спинки, ровные, глазки зоркие. Слайд 2. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
Слайд 3. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платье. Слайд 4. Веселая получилась куколка, смешная. Слайд 5. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. Слайд 6. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей. - Ребята, для чего нужна матрёшка? (Играть) - Ребята, вы молодцы, как настоящие матрешки сидели, ровно спинку держали, а сейчас давайте пригласим матрешку поиграть мы с нами.
3. Игра «Гори, гори Ясно!»
Воспитатель: Вы ребята, молодцы Поиграли от души. А теперь вы отдохните На матрешку поглядите. 4.
Изобразительная деятельность. Рисование «Узор для матрешки»
(Достаю из корзины плоских матрешек-трафареты из бумаги) - Ребята, посмотрите на этих матрешек и на нашу Матрену, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны) - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые? (Ответы детей) - Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. (Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками). Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Давайте для них станцуем танец.
5.Музыкальная Физкультминутка «Мы веселые матрешки»
(дети выполняют движения под музыку) Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Проигрыш (кружатся) Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Проигрыш (кружатся) В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Проигрыш (кружатся)
6. Рефлексия.
- Какие вы молодцы, ребята!Вам понравилось, как мы с вами знакомились с Матрёшкой? Что вам запомнилось больше всего? А теперь, ребята, давайте украсим нашу матрешку бусами: кому понравилось наше занятие, тот наденет матрешке красную бусину, а кому было грустно, тот наденет синюю бусину. - Ах, какая нарядная получилась у нас матрешка! Поставим ее в раздевалку, пусть встречает ваших мам.


Автор: Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала: Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности для детей 3-4 лет « Народная игрушка – конек». Прививать любовь к родному краю, знакомить с народным творчеством детей нужно начинать с самого раннего детства, но для младших дошкольников не вся информация доступна. Знакомить детей с народным творчеством можно на примере народной игрушки. Лошадка-качалка одна из самых старинных игрушек, издавна помогала детям в раннем возрасте развивать равновесие и координацию, совмещая эти "тренировки" с забавной игрой. Данный конспект будет полезен родителям малышей, воспитателям, он поможет познакомить детей с частичкой нашей истории и культуры.

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему: «Народная игрушка - конек».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие.
Предварительная работа: чтение и заучивание наизусть («Еду-еду к бабе, к деду..»; «Что за конь..»; «Деревянная лошадка.» (Е. Ковина); «Мой конь» С. Маршак).
Цель : Знакомство со старинной деревянной игрушкой – конек.
Задачи: Знакомить детей с народным творчеством, на примере народной игрушки; Дать детям представление о деревянной народной игрушке – конек; Расширить словарный запас детей (катать, качать, качалка, каталка, из дерева, из бумаги); Продолжать знакомить с устным народным творчеством; Воспитывать желание играть в игрушки прошлого.
Развивающая среда:
Демонстрационный материал: картина Анны Бак «Мальчик на лошадке»; игрушки:конь – качалка, конь-каталка; игрушечные инструменты: бревно – дерево, доска – кирпичик, рубанок, пилка, молоток; ватные палочки, гуашь красная, желтая, синяя зеленая; цветные карточки по числу детей в группе (красные, желтые, синие, желтые). Раздаточный материал: картонные лошадки: коньки - качалки, ватные палочки, гуашь красная, желтая, синяя, зеленая.
План работы:
1.Организационный момент. Воспитатель показывает новую деревянную игрушку – конек.
2.Рассматривание игрушек: из чего сделаны, сравнение качалки с каталкой.
3.Физминутка.
4.Рассматривание, чем украшена игрушка.
5. Практическая деятельность детей. Рисование узоров.
6.Рефлексия.
Ход ООД:
Организационный момент: (воспитатель показывает игрушку - конек)


Все любят играть, даже мы, взрослые, а вот этой игрушкой из дерева можно и играть, качать и любоваться. Посмотрите на узоры, которыми лошадка украшена. (рассматриваем). Есть у вас дома такие игрушки? Раньше, давным – давно, в такие игрушки играли все дети. А хотите, чтобы у вас были такие игрушки? (ответы детей)
2 часть. Знакомство с деревянной игрушкой. Эти игрушки изготавливают из дерева (воспитатель показывает конька – каталку и конька – качалку). Нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, туловище лошадки. (показываю игрушки: рубанок, топор, пила…) Иди, Дима, покажи, как пилили пилкой? (ребенок показывает) Покажи, Слава, как рубанком доски строгали? (показывает на деревянном кирпичике) А как, Сережа, молотком сколачивали игрушку? Когда туловище готово (показываю лошадку, без колес), что нужно было еще сделать? (колеса) (воспитатель присоединяет колеса)


- Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму!
Бух!.. (дети повторяют знакомые слова, в потешке, вместе с воспитателем)
А к другой лошадке, нужно было еще сделать качалку.


Что за конь, только тронь.
Со всадником вместе
Ускачет верст за двести.
(воспитатель показывает лошадки)
-У этой лошадки к туловищу что крепится? Колеса
Значит, как с ней будем играть? (катать)
-А у этой лошадки? (качалка)
-Как с ней будем играть? (качать)
Когда лошадки из дерева вырезаны, их раскрашивали специальными красками. Можно, было, играть и с не раскрашенными коньками, ведь краски были не у всех. Качалки были и большие. (показываю картину «Мальчик на лошадке») Может, сейчас, у кого дома есть такие лошадки?

(на полу разложены по кругу цветные карточки)
Физминутка
Деревянная лошадка. (Е. Ковина)
Деревянную лошадку………………..сгибаем и разгибаем руки в локтях (едем на лошадке)
Папа мне вчера принёс…… руки вытянуть вперед (папа дает лошадку)
Я схватил большую шашку,……………..одеваем воображаемую шапку
Конь меня вперёд понёс………………..скачем на лошадке
Поскакал я по долинам,………………. скачут за воспитателем по кругу
Горы, реки оббежал,…………………. бегом
И в припрыжку по дорогам………….. прыжки вперед
И... немножечко устал……………….. поднять руки вверх и с наклоном вперед, опустить руки вниз
А когда я утром встал,………………..потянуться на носочках
Даже завтракать не стал,……………. показывают кушают, мотают головой влево, вправо
Я опять же поскакал……………………скачут по кругу
По долинам и холмам.
-Чем украшена игрушка?
- Какого цвета краску мастера использовали, чтобы украсить этих лошадок (дети поднимают карточки и называют цвет) Света, покажи, где на лошадке цветы, а где листочки? Сережа покажи где ягодки, где линии, кружочки? А хотите раскрасить лошадки – качалки, которые сделали для вас дети из старшей группы?
3.Практическая деятельность детей. Рисование узоров. Давайте украсим наших лошадок, они из дерева? (нет из бумаги, картона) Украшать их будем кружочками и точками. Кружочки и точки можно рисовать не только кисточкой, но и ватными палочками. (воспитатель показывает, как работать ватной палочкой, нужно ее менять, если меняешь цвет).
Рефлексия: (работы детей выставляются на полку)


Ах, какие замечательные узоры у вас получились! Какая красивая выставка народной игрушки. Когда лошадки подсохнут, можно будет с ними играть. Вот так делали игрушки раньше! Из чего их делали?
А сейчас пойдем играть с деревянными игрушками: конек – каталка; конек – качалка. (можно организовать игру у кого конек - каталка быстрее проедет по дорожке, дорожка из кубиков).
Или выполнить игру – имитацию под стихотворение «Мой конь», С. Я. Маршака.

Мой конь
Я сам проворен и удал,
И конь мой весь в меня.
Я сам взнуздал,
И оседлал,
И покатил коня.

Я сам поем -
И конь мой сыт.
Я спать ложусь -
И конь мой спит.

Я целый день вожу коня,
А ночью конь везёт меня.

Во весь опор, взметая пыль,
Несётся он вперёд,
И легковой автомобиль
Дорогу нам даёт.
(С. Маршак)

Проведение занятий по социально-личностному развитию детей является одной из формы взаимодействия воспитателя с детьми в процессе ознакомления с русской народной культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по социально-личностному развитию детей во 2- младшей группе

Тема занятия : «Народна игрушка»

Колышкина Надежда Михайловна, воспитатель МДОУ ЦРР – д/с № 3, с. Карагай, Пермский край

Цель: Развитие эмоционально-ценностного отношения детей к русской народной игрушке.

Задачи:

  1. Конкретизировать первоначальные представления о народной игрушке (деревянной, глиняной, тряпичной).
  2. Способствовать становлению первоначального интереса культуре своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора.
  3. Способствовать отражению полученных впечатлений в специально организованной деятельности: игровой, речевой, коммуникативной, театрализованной, музыкальной.

Предварительная работа.

Познавательная деятельность – рассказывание русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по их содержанию, знакомство с народными игрушками в музее «Русская изба»;

речевая деятельность – заучивание и обыгрывание потешек («Еду, еду на базар», «Петушок», «Ваня, Ваня простата», «Из-за леса, из-за гор»);

изобразительная деятельность – рисование «Украсим кукле сарафан», лепка «Петушок»;

музыкальная деятельность – игры – драматизации по знакомым сказкам («Репка», «Курочка ряба», «Теремок»);

игровая деятельность – настольно-печатные игры («Одень Машеньку», «Подбери матрешке сарафан», «Собери матрешку»).

Материал к занятию – грамзапись («Во саду ли в огороде», «Коробейники»), игрушки (3шт.): петрушки – коробейники, колобки (тряпичный, деревянный, глиняный), настольный театр «Колобок», три латка с игрушками.

Ход занятия.

*Входит бабушка Арина. Здравствуйте ребята, вы не видали, здесь колоб не пробегал? Вчера сшила колобка, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку без колобка рассказывать?

*В: Ребята поможем бабушке найти колобка. Я знаю много мастеров, они делают различные игрушки и продают их на ярмарке, может, он к ним покатился.

*Дети отправляются в путь под русскую народную мелодию: «Во саду ли в огороде», по ходу произносят потешку:

Еду, еду на базар, покупать себе товар.

На лошадке в красной шапке

По ровненькой дорожке, на одной ножке.

В старом лопаточке, по рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо, а потом вдруг… в ямку бух!

*Звучит музыка «Коробейники». Выходят три молодца с латками (дети старшей группы, или на трёх столах расставлены игрушки, а роль коробейников играет, воспитатель, используя игрушку – петрушку.

Эй, честные господа,

Скорей пожалуйте сюда.

Как у нас ли, тары-бары,

Всяки разные товары…

Подходите, посмотрите.

*Дети подходят к первому коробейнику. У него на лотке деревянные игрушки. Здравствуй мастер, что продаёте?

*К: Игрушки деревянные.

В: Ребята, посмотрите какая красота, игрушки мастер смастерил из дерева: лошадки, свистульки, ложки, матрёшки.

*Дети рассматривают игрушки

*К: Кто, меня потешит, тому дудку подарю, а если в ложки бить и в дудки дудеть, получится весёлая музыка.

*Звучит народная музыка, дети и взрослые играют в оркестр.

*К: За хорошую игру я вам дудочку дарю.

*Б: спасибо мастер, а колобка вы не видали?

*К: Был у меня деревянный колобок, я его только вчера выточил, а он взял и укатился с лотка. Может, где встретите по дороге.

*Дети подходят к следующему коробейнику. Здравствуй мастер, что продаёте?

*К: игрушки из глины, за потешку продам.

*Дети рассказывают потешки про игрушки на ладке:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка!

Детям спать не даёшь?

Ваня, Ваня-простата, купил лошадь без хвоста

Сел задом на перёд и поехал в огород.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, Женя на коровке,

Дети на телятках, внуки на козлятках.

*Мастер дарит детям игрушки.

*Б: Спасибо мастер, а колобка вы не встречали?

*К: Был, колобок вчера из глины слепил, на лоток посадил, а он укатился. Может, где встретите по дороге.

*Дети прощаются с мастером и подходят к другому.

*Здравствуй мастер, что продаёшь?

*К: Игрушки лоскутные, тряпичные, практичные. Кто сказку, расскажет, за даром отдам.

*Дети рассматривают игрушки: зверей к сказке «Колобок».

*Б: Я вот детям хотела сказку «Колобок» рассказать, да он укатился, у вас есть такая игрушка?

*К: Есть, а колобки сами прикатились и на мой лоток уместились.

*Дети рассматривают колобков:

Этот колобок деревянный

Этот глиняный

Этот бабушкин тряпичный.

*Б: Садитесь рядком детки дорогие, да послушайте сказку.

* Бабушка рассказывает сказку «Колобок», используя в показе разных колобков, один встречается с зайцем, другой с медведем, третий с волком…

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец, на память вам оставляю колобков: деревянного, глиняного, тряпичного и игрушки. Играйте, забавляйтесь.

*Д: Спасибо бабушка.

*В: Ребята как можно поиграть с игрушками?

*Д: Рассказать потешку, сказку, спеть песенку…

/Колышкина Надежда Михайловна-воспитатель с.Карагай, Пермский край/


Г. Астрахань
МБДОУ № 52 «Росинка»
Воспитатель
Федорова Ольга Павловна


Конспекты занятий
по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».


Тема: Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка.
(2-ая младшая группа)


Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка.

Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения.
Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с Дуняшей, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.


Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
- Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу) Здравствуй Дуняша! (дети здороваются)
- Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши?
Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Дети: - Это матрешка.
Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь.
Путь не близкий будет, не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
(под музыку дети идут по дорожке)
Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок)
Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка.
-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это?
Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.
Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?
Дети: - Из дерева, молодцы!
Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек.
Дети читают стихи.

Матрёшка на окошке, в ярком сарафане
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. Досвидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке)
Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская)
-Ребята, это Семёновская матрёшка. (показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.
-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.)
-Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?
-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей)
-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».
- А мы сейчас с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
(Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика)
-Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку на платформе выезжают матрёшки)
-Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.
-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся и рассматривают их)
-Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек: Семёновские на стол, где Семеновская, Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики)
-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.

-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку)
-Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис. Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась.
-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку)

Тема: Знакомство с костюмом Дуняши.
(2-ая младшая группа)


Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.

Материал: кукла Дуняша, набор (русский народный костюм) для фланелеграфа, коробка с прорезями, иллюстрации к сказкам, сарафан, украшения для сарафана в виде геометрических фигур (красного цвета – круг, жёлтого цвета – квадрат) на каждого ребёнка, игра «Собери костюм», аудиокассета с русской народной музыкой.

Предварительная работа: экскурсия в музей народной старины ДОУ, знакомство с русскими народными потешками, заучивание потешки «Расти коса до пояса».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы дружные ребята?
-Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках? (вос-ль показывает коробку с прорезями, в которых видна картинка)
-Это коробочка. Какая-то знакомая, вы не знаете, чья это коробочка?
-Правильно, это Дуняшина коробочка, а в ней спряталась сказка. Как вы думаете, что это за сказка? (дети рассматривают картинку через прорези)
-Молодцы! Это сказка «Колосок». Это украинская народная сказка. А какие русские народные сказки вы знаете? Почему сказка называется народная?
-Правильно, потому что её придумал народ. Скажите, а кто нам рассказывал с вами сказку «Колосок»? Чья это любимая сказка?
-Да, эту сказку нам рассказывала Дуняша, когда приходила к нам в гости. А как вы думаете, если Дуняшина коробочка здесь, то где сама Дуняша? Может нам её позвать? (стук в дверь, воспитатель заносит куклу Дуняшу)
-Здравствуй Дуняша. Мы очень рады тебя видеть.
-Ребята, Дуня тоже очень рада нас всех видеть. Ей так понравилось у нас, что она решила прийти к нам сегодня в гости. Чтобы Дуня вспомнила наши имена, мы поиграем все в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки)
-Я, Ольга Павловна. Я русская. (вос-ль берёт за руку рядом стоящего ребёнка. Дети поочерёдно называют своё имя и национальность, берутся за руки, последний берёт Дуняши, получается круг)
-У нас у каждого разные имена и они все очень красивые. А ещё мы отличаемся друг от друга тем, что мы разной национальности, но мы все вместе дружим. Мы держимся за руки и тепло от наших рук, передаётся друг другу, греет нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В нашей группе стало тепло, светло и радостно.
-Садитесь на стульчики. Дуняша нам принесла, что-то интересное. Это книжка, может она со сказками? (вос-ль показывает книгу «Русский народный костюм»)
-В этой книжке рассказывается про Дуняшину одежду (вос-ль показывает книгу детям) У Дуни, так как она русская, русский народный костюм. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором. (показ)
-Повторим все вместе – это рубаха.
-Это сарафан. (показ) Он украшен красивой тесьмой. Повторим все вместе сарафан.
-На голове у Дуняши – кокошник (показ), он украшен красивыми бусами. Повторим – кокошник.
-На ногах – лапти (показ)
(каждый раз воспитатель прикрепляет на фланелеграф: рубаху, сарафан, кокошник, лапти)
-Всё вместе это русский народный костюм. А мы с вами сейчас одеваемся, так как Дуняша? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Люди разных национальностей живут рядом, у каждого народа есть свои песни, стихи, игры, костюмы, сказки.
-А какая у Дуняши длинная коса. У наших девочек тоже есть косы и когда мы их расчёсываем, то вспоминаем потешку «Расти коса до пояса».
-Дуняша, а ты хочешь послушать потешку?
(ребенок читает потешку)
Расти коса, до пояса не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся маму Дуня слушайся.
-Молодец! Вот какую потешку про косу, знают наши дети. Тебе понравилась? Наши дети, очень хотят с тобой поиграть. А ты хочешь? Тогда вставайте в круг.

Физкультминутка.
Вот какой чудесный дом, много есть соседей в нём.
Вот казах, а вот аварка, русский здесь и армянин.
В этом славном доме нужно жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать всех соседей уважать.
-Ребята, а Дуняша нам ещё, что-то принесла, посмотрим что это? (вос-ль показывает мешочек и достаёт оттуда настоящий сарафан) У Дуняши к нам просьба. Её пригласили в гости, но вот беда. Она попросила сшить ей сарафан, портниха его сшила, но заболела и не успела его украсить. Дуняша очень просит вас помочь ей. Поможем?
-Вот сарафан, портниха успела пришить только белую ленту, которая называется княжья лента, её надо украсить. Вот здесь в коробочке лежат украшения. (вос-ль показывает детям круг-красного цвета, квадрат – жёлтого цвета) Сейчас мы с вами будем украшать сарафан. (вос-ль одевает сарафан на девочку)
-Я первым прикреплю квадрат, а затем мы прикрепим круг, какую фигуру дальше будет прикреплять? (квадрат) (дети поочерёдно прикрепляют круг, квадрат, которые крепятся к белой ленте на липучки)
-Теперь мы с вами сядем на стулья и посмотрим, какие мы молодцы, как мы украсили сарафан. (воспитатель предлагает девочке в сарафане: покружись, покажи нам, какой сарафан стал красивый и нарядный). Как вы думаете, теперь Дуняша может идти в гости? (вос-ль снимает сарафан с девочки и отдаёт его Дуняше)
-Как мы с вами помогали Дуняше? Дуня говорит нам «Спасибо» Мы такие молодцы! Мы настоящие друзья, так дружно помогали.
-Вы рады, что помогали Дуне?
-За нашу помощь Дуня нам принесла подарок (вос-ль показывает детям коробку) Это игра «Собери костюм Дуняши».
-Мы сегодня познакомились с русским народным костюмом. Поэтому мы сможем играть в эту игру.
-На этом наше занятие окончено. Я вами очень довольна, вы молодцы!

Беседа во второй младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой»

Программные задачи:

Воспитательные:

Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;

Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

Обучающие:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.

Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца.

развитие интереса к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру.

Оборудование: Набор матрешек, готовые заготовки матрешки, цветочки шиповника, клей., ноутбук, проектор, экран.

Ход беседы:

На коврике в чудесном мешочке «Матрёшка»

Дети открывают мешочек, и находят в нем игрушку.

Ребята, а вы знаете, как называется игрушка, которая у меня в руках?

(матрешка)

Правильно!

Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Хотите, я расскажу, как родилась матрёшка? Смотрите и слушайте внимательно, сейчас на большом экране, я всё вам покажу и расскажу.(показ презентации о Матрёшке)

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Из чего сделана матрешка? (из дерева)

Как её сделали?

Дети: Вырезали из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыли лаком.

Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?

Дети: Разноцветными.

Воспитатель: Какими узорами украсил?

Дети: Цветами, листьями, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотите сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками. Закрываем глазки и превращаемся в маленьких матрешек

Физкульт минутка

Танец «Мы весёлые матрешки»

А теперь, давайте-ка мы с вами с ней поближе познакомимся. Воспитатель показывает детям на столе расписную фигуру матрешки, и говорит от лица героини :

-«Я матрёшечка , я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»

Воспитатель : -А где же они, твои подружки - сестрички?

Ответы детей : внутри, в другой матрешке , спрятались

Воспитатель : Да, ребята, Матрёшка – кукла не простая , а с секретом. В большой матрёшке живут её дочки : мал, мала, меньше.

Матрёшка символ семьи . И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются, прячутся друг в дружке.

Воспитатель : Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на них .

Вот они матрешкины дочки (показ) .Воспитатель раскрывает фигурку матрешки и выставляет их в ряд, рассказывая стихотворение :

Много кукол деревянных

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут !

Все они живут друг в дружке

А всего одна игрушка!

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, какая Матрешка нарядная и красивая . (любуются матрешкой ) .

А вам нравится Матрешка ?

А знаете ли вы из чего она сделана (из дерева)

Матрешка вырезается из дерева, затем художник расписывает ее разноцветными красками. Посмотрите как красиво он раскрасил наших матрешек .

Давайте рассмотрим во что матрешка одета (сарафан, платок, кофточка) .

Красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или цветами, или ягодами, или листочками.

- Матрешка-русская красавица . Обратите внимание на ее лицо. Какое оно (доброе, приветливое, улыбается)

А теперь я предлагаю более внимательно рассмотреть Матрешку передавая друг другу из рук в руки. Каждый из вас кто возьмет в руки Матрешку должен будет сказать, что в Матрешки ему особенно понравилось, запомнилось…

Ребята, мы с вами рассмотрели нарядную и красочную матрешку . К нам в гости пришла другая Матрешка , не такая нарядная. Посмотрите, ее сарафан совсем не украшен.

Давайте, мы с вами ей поможем

А я скажу как… На матрешкином сарафане вы видите нет узоров. А какие узоры можно нарисовать на матрешке? Смотрите, у меня есть какие цветочки. Сейчас каждый из вас подойдет к моему столу и возьмет себе цветочек. Теперь вы его намажете клеем и по одному подойдете и приклеите к нашей матрешке

Какая красивая получилась матрёшка ! Она радостная, потому что нарядная и красивая. Вы ей помогли, настоящие мастера! Славно сегодня потрудились. А чем мы с вами сегодня занимались? Вам понравилось? (ответы)

Рефлексия:

Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали?

Что для вас было самым интересным?

Что вам больше всего понравилось?