Якутский must-have: История платья халадаай. Как сшить якутское платье халадай Описание национальных якутских костюмов

Государственный костюм во многом определяется такими факторами, как обстановка, история, культура. Например, в холодных странах в качестве деталей используются натуральные мягкое золото. Часто присутствуют вышитые на ткани национальные орнаменты неужто религиозная символика. В настоящие время в национальный костюм облачаются кайфовый время народных праздников и гуляний и для исполнения национальных танцев и песен.

Республика Саха: территориальное расположение, климат, история, культура

На данный срок она входит в состав Российской Федерации, в Дальневосточный федеральный дистрикт. Климат там суровый, северный, с коротким летом и длинной в зимнее время, во время которой температура воздуха может опускаться раньше 50 градусов ниже нуля. Этот фактор объясняет пользование меха и кожи в костюме. Как народность якуты (они но саха или сахалар) произошли от тунгусцев, палеоазиатов, монголо- и тюркоязычных кочевых племен. Объединение этой причине в деталях национального костюма присутствуют традиционные начатки одежды и других народностей. В древности якуты исповедовали религию подина названием Айыы. Даже сейчас в их традициях отмечать триумф Ысыах, где прославляются Боги Айыы, присутствуют шаманы и используется горловое рулада.

Образцы первых национальных костюмов

Считается, что история традиционной одежды Саха начинается в XIII веке. Раз уж на то пошло для тепла использовались меха и кожа животных и грубое сермяга. Украшалось одеяние национальным орнаментом, который наносился на материал путем вышивки. Когда якуты освоили скотоводство, основным материалом стал хорек домашних животных. Им же и декорировался костюм, например, нашивались рукавчики или воротники. Помимо этого, одежа украшалась еще и бархатом. Одним изо самых древних считается костюм тангалай. Представлял он лицом изделие из сыромятной кожи с меховыми вставками в верхней части рукава. Грация была декорирована металлическими украшениями, по бокам присутствовали разрезы. Бери данный момент такой костюм уже не носят.

Современные намерение кроя

В якутском национальном костюме есть несколько традиционных элементов пошива. Особо популярный крой называется«оноолоох, бууктаах», и заключает в себя следующие элементы:

  1. Рукав «буук». Пышный, свободный, время от времени со сборками.
  2. «Оноо». Это складки на спинке костюма.

До сей поры один крой «кытыылаах». Его особенностью является наличие широких полос с суконного материала на бортах костюма. Часто при декорировании используется кумачный цвет.

Национальный костюм для взрослых

При пошиве одежды к женщин используются практичные и натуральные ткани, такие как, вот хоть, сатин и ситец. Для создания праздничных одеяний используется шелк и тетрадь. Женский национальный костюм подразумевает декорирование вышивкой, бисером и меховыми орнаментами.

Традиционно представительницы прекрасного пола носили большое нажин украшений. На голову надевались металлические или бисерные обручи с ниспадающими повдоль лица звеньями. Украшались и волосы — накосник носил название сухуох другими словами киистэ и крепился с помощью ремешков из сыромятной кожи. Знаменитое нагрудное предмет гордости — подвеска кэбихэр илисурэх, по форме напоминающая крест. Близ изготовлении использовались такие техники, как чернение и золочение. Большим в количестве украшений выражалось уважение к женщине как к продолжательнице рода, окр того, некоторые из них играли роль оберегов и талисманов.


Женская шерсть называется саныйах. Изготавливается она из меха лисы, соболя и волка. Венчальный вариант украшается меховым узором в виде крыльев птицы.

Завершенный костюм для бракосочетания включал в себя следующие элементы: фата на лицо — аннах, рубаха из сыромятной кожи, натазники — брюки, ноговицы — гетры от колена до щиколотки, доха — меховая одежда с узором крыльев, дьабака — головной убор с выступом на макушке, небольшую) толику напоминающий военный шлем. Конечно же, к свадебному одеянию прилагалось большое объем украшений: на голову, шею, руки.


Якутский дельный национальный костюм выглядел намного скромнее женского. Обязательно присутствовала меховая опушка на воротнике и манжетах. Отличалась она объемом и высотой ворса. Числом краю подола, рукава, а также вдоль бортов шуб и накидок вышивались традиционные узоры, чаще (за синего, бежевого или коричневого цвета. Головной убор мужской пол по форме напоминал военный шлем. Он делался изо натурального меха. Благодаря завязкам, шея и уши были убедительно защищены от ветра и морозов. Некоторые головные уборы украшались ушками, что-то символизировало связь с космосом и Вселенной. Другой элемент декора — полная полумесяц или солнце, что означало продолжение рода. Также шапки по временам украшались пышными меховыми хвостами на макушке.

Подобно как надевали на ноги

Обувь как для мужчин, круглым счетом и для женщин представляла собой унты — тыс этэрбес. Они изготавливались с шкуры голени оленя — камуса, и прошивались войлоком. В такой обуви только и можно было комфортно чувствовать себя в мороз до 50 градусов вверх нуля. Еще один вариант — торбаза. Такая обувь делалась с сукна и кожи и подшивалась войлоком и шерстью. Отделывалась мехом рыжей лисы, чернобурки возможно ли бобра. Наиболее популярные цвета обуви: серый, бежевый, каштановый, черный. Конечно же, женский вариант украшался бисером, вышивкой, узорами изо меха.

Летняя обувь называлась тэрэхэ и представляла из себя укороченные ботинки.

Якутский детский национальный костюм

Почти до конца копировал одежду взрослых. Якутский национальный костюм для девочки представлял с лица уменьшенную копию одежды взрослой якутки. Дети также носили неодинаковые украшения из металла, бисера и меха.

Якутский общенациональный костюм для мальчика тоже ничем не отличался с одеяния взрослого мужчины. Меховая оторочка и скромная вышивка — вона составные части костюма маленького якута.

Ритуальная одежда

Ради связь с духами у якутов отвечал особый человек — шаман. Его одежа отличалось от костюмов обычных людей, и некоторые его детали могли надевать особый ритуальный смысл. Так, например, многие костюмы украшались бахромой, напоминающей оперенье, вдоль рукавов и на спине. Такое оформление символизировало птицу. Надевая таковой костюм, шаман получал возможность «летать» и связываться с потусторонними мирами. За вычетом бахромы для отождествления себя с птицей их изображения наносились держи само одеяние и использовались в качестве подвесок. В основном это были гагара, журавушка, орел и утка. Основным материалом для пошива была вымогатель жеребца шерстью наружу. Отдельного внимания заслуживает головной повой шамана. Материалом служила шкура с головы жеребца, на которой оставляли ушки и гриву. Такой головной убор никак не украшался, обычные слуги носить его не могли.


Якутский народный костюм в наши дни

В традиционную одежду якуты облачаются в житье национальных праздников. Образцы повседневной и праздничной традиционной одежды равным образом можно увидеть в исторических музеях. Фото якутского национального костюма только и остается увидеть и в нашей статье. На сегодняшний день используется намного больший ассортимент тканей и разнообразных фасонов. Однако часто позволяется встретить и традиционные элементы национального костюма: например, современное свадебное одежа и головной убор дьабаха. По всему миру знамениты понты из Якутии как из драгоценных металлов, так и с бисера (техника работы с последним в некоторых семьях передается с матери к дочери). Современные якутские дизайнеры часто вдохновляются элементами национального костюма и используют их подле создании современных моделей.

Ысыах невозможно представить без традиционной одежды. Накануне якутского праздника ЯСИА решило вспомнить историю платья халадаай — одного из главных составляющих женского костюма.

Корни

Халадаай – традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой — кэhиэччик – и серебряными украшениями составляет праздничный женский костюм, надеваемый на главный летний праздник — Ысыах. В гардеробе якутов появилось несколько веков назад и, скорее всего, было заимствовано у жителей соседних регионов Сибири.

Праздничный сибирский халадай из дабы, XIX век.

Холодай, холодайка - верхняя женская одежда для весны и осени, распространенная в Курской, Орловской и некоторых других губерниях юга Европейской России, а также на Дону. В южнорусских губерниях холодайку шили из черной ткани фабричного производства на вате с подкладкой. Это была распашная однобортная одежда с цельной, расширяющейся книзу спинкой и такими же полами, без воротника, с круглым по шее воротом, длинными узкими рукавами. Холодайка обычно не имела застежки, по вороту, подолу ее украшали цветной машинной строчкой. Холодайка в первой четверти XX века считалась очень модной одеждой. Женское платье объемной формы у бурятов тоже называется халадайха, сшитое из шёлковых тканей оно является выходной одеждой в Прибайкалье. Одежда, схожая по фасону и крою, была распространена у алтайцев и татар («Русский традиционный костюм», 2001).

Появление халадаая у якутов исследователи относят к периоду христианизации Якутии в середине XVII века. В это время активно развивались новые торговые связи, появились промышленные товары, в том числе мануфактурные ткани. В целом отмечается сильное влияние русской культуры на якутскую, которое коснулось и одежды.


М. Носов. Якуты XVII века. Ысыах.

В старину на Ысыах и другие праздники люди надевали одежду, сшитую из традиционных материалов – меха, ровдуги, кожи. Женский праздничный наряд, например, состоял из натазников с ноговицей, ровдужной рубахи с меховой опушкой и бисерной отделкой, нарядной безрукавки, шубы – тангалай, нарядной обуви из ровдуги или камусов. Головными уборами служили: зимой — капор с меховой подкладкой или зимняя шапка с рожками, летом — теплый капор, начельник бастынга с задними подвесками, девушки надевали шапку ураа . Обязательными были металлические украшения из латуни или серебра. При этом все элементы одежды и декор имели символическое значение, и их использование строго регламентировалось — по наряду можно было узнать возраст, социальный статус и материальное положение владельца. Традиция демонстрировать через одежду свое благосостояние — одна из причин того, что на Ысыах надевали меховую одежду и головные уборы.

М. Носов. Портрет якутской девушки.

В середине XVII века традиционные материалы стали вытеснять ткани мануфактурного производства. Появились новые виды одежды, в их числе – халадаай. Праздничный женский наряд в этот период включал пальто — сон , платье халадаай , безрукавку-кэhиэччик , головной убор — дьабака , нарядную обувь из кожи, украшенную вышивкой, бисером или металлическими бляшками, рукавицы и серебряные украшения.

К концу XIX — началу XX века халадаай прочно вошел в быт якутов – его носили как дома, так и на праздники. Домашние халадааи шили из простых тканей, для праздничных выбирали нарядные и дорогие. На Ысыах женщины наряжались в праздничный халадай с безрукавкой — кэhиэччик, на головы повязывали шалевые платки или надевали шляпы. Этот вариант праздничного наряда с небольшими вариациями сохранился по сей день.

Ткани

Для пошива халадааев, и мужских, и женских, выбирали легкие, хорошо драпирующиеся ткани. Повседневные халадааи шились из ситца, дабы, полотна, тика. Они были преимущественно спокойных цветов и не отличались богатой отделкой. Для выходных платьев выбирали более дорогие ткани – атлас, парчу, тафту, шелк. Традиционную отделку из бисера и металлических бляшек со временем стали заменять более доступными: тесьмой, стеклярусом, шелковой нитью, сутажем. Ими декорировались ворот, подол платья, манжеты.


Полный выходной костюм из нарядного халадаая и безрукавки (по рисунку М.Носова)

Обязательную пару праздничному халадааю составляла безрукавка – кэhиэччик, ее шили из ярких тканей и богато декорировали сначала бисером, ровдугой и мехом, позже – пайетками, стразами, тесьмой.

Цвет

Первоначально цвет не играл большой роли в традиционной одежде, так как последняя шилась из натуральных материалов, не отличавшихся богатой цветовой палитрой. Исключение составлял бисер, которым декорировалась одежда. В якутском костюме, как правило, использовались белый, синий и черный цвета. По мере распространения тканей цвет стал одним из главных средств выразительности костюма.

В якутской одежде цвет имел как символическое, так и утилитарное значение. Прежде всего он зависел от сезонного назначения изделия. Повседневные вещи были преимущественно нейтральных, темных тонов, праздничные костюмы отличались яркостью красок, сочетаниями контрастных цветов.

Символическое значение цвета во многом определялось его воплощениями в природе. Красный цвет — цвет крови — олицетворял душу, жизненную силу. Зеленый – цвет травы, пробуждающейся природы — символизировал молодость, расцвет жизни, бессмертие. Голубой — небесный цвет, символ Салгын-кут (небесной души) — знак развития, расцвета жизни. Жёлтый и белый – цвета солнечных лучей, снега — являются символом жизни, счастья, положительных сил природы, всего самого хорошего. Черный , темно-серый , коричневый — цвета матери Земли, земной души – Буор-кут.

Крой

В старинной одежде якутов, как и у других северных народов, преобладал преимущественно прямой крой, это объяснялось особенностями исходного материала – шкур животных. Он был более рациональным, к тому же прямая одежда лучше защищала от холода. С появлением мануфактурных тканей и под влиянием европейской культуры в традиционной якутской одежде закрепился трапециевидный силуэт, появились крой «оноолоох, бууктаах» (со складками, оборчатым рукавом) и дополнительные элементы: воротник, манжеты.


Старинная женская рубаха-халадаай (рисунок М. Носова)

По мнению художника и этнографа Михаила Носова , прообразом современного халадаая является одноименная рубаха-платье. Ее шили из дабы или простой материи, самые старые образцы, датированные серединой XVII века, имели спереди и сзади легкие сборки у ворота. Воротник, как правило, заменяла легкая ровдужная или кожаная окантовка, таким же образом обрабатывались края рукавов и разрез у горловины. В более позднее время сборки стали делать в области груди и по низу рукавов.


Женское платье халадаай второй половины XIX — начала XX века.

В начале XX века силуэт платья окончательно сформировался: якутский халадаай имел кокетку с застежкой спереди и большой отложной воротник. По линии груди пришивалась широкая прямоугольная оборка — фалда и фалбора, а иногда и две. Верхняя часть рукава сильно присбаривалась по окату, по низу притачивались узкие манжеты. Получившийся буф подчеркивал состоятельность владельца – чем богаче человек, тем пышнее рукав. По линии соединения фалборы и по низу манжет иногда пришивали тонкое черное кружево или кружево в тон платью. Мужской халадаай имел аналогичный крой, за тем лишь исключением, что был короче женского и декорировался более скромно. В таком виде халадаай дожил до середины XX века, когда под влиянием модных тенденций силуэт стал изящнее – появились приталенные платья, жилеты, пальто. Декор стал более простым, украшения из серебра сменили украшения из бисера. Традиционные элементы праздничного наряда сохранялись в отдаленных наслегах, где не так сильно сказывалось влияние городской культуры.

В первом десятилетии XXI века интерес к национальной одежде и украшениям начал возрождаться – надевать их на Ысыах становится повсеместной традицией. Однако, как отмечают исследователи якутского костюма, зачастую дизайнеры, стараясь осовременить наряд, не стремятся следовать традиционному крою, используя лишь некоторые его особенности. В результате одежда становится все более стилизованной, а незнание символики декора приводит к ошибкам в оформлении костюма. Так, например, мужскую праздничную одежду украшают растительным орнаментом, издревле характерным для женской одежды, головные украшения — бастынга и шапку-ураа , которые традиционно носили молодые женщины и девушки, сегодня можно увидеть и на пожилых женщинах.

В статье использованы данные из монографии С. Петровой и З. Заболоцкой «Народный костюм якутов» и исследований М.Носова «Одежда и украшения якутов XVII-XX веков».

Якутия, Республика Саха - маленький, отдаленный и достаточно холодный регион Российской Федерации. Вот и все, что, как правило, знает поголовное большинство населения нашей страны об этой области. А между тем якуты - народ удивительный.

Коротко о регионе

Еще несколько столетий назад на территории современной Якутии располагался Якутский уезд, предшественник современного региона. Нынешняя же Республика Саха была образована в апреле 1922 года - поначалу как Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1990 году ее преобразовали в Якутскую-Саха ССР, а современное наименование она получила год спустя.

Якутия входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает площадь более чем в три миллиона квадратных километров. При этом население всего округа едва доходит до миллиона. Главным городом Якутии считается Якутск, выросший из Якутского острога на правобережье Лены. Одна из особенностей региона заключается в том, что на его территории официально сосуществуют два государственных языка - русский и саха.

Откуда взялись якуты

О происхождении якутов ходят легенды. Одна из них, например, утверждает, что этот народ - первооснова всего человечества, поскольку Адам и Ева, от которых произошли все люди на Земле, были северянами. Другая версия гласит о существовании в древности некоего Тыгына, от которого якобы и берут начало якуты. Есть также мнение, что якуты - это татарские племена времен Орды, что они - потомки древних европейцев, что генетически им близки эвенки и много-много других. Тем не менее исследования археологов выявили, что на территории будущей Якутии люди стали жить уже во времена палеолита. В первом тысячелетии нашей эры сюда пришли предки эвенков и эвенов, тюркоязычные племена продолжали заселять площадь региона вплоть до пятнадцатого века. По утверждениям историков, якуты образовались в результате смешения тюркоязычных и местных племен. Также в крови якутов могут быть гены пришлых тунгусов.

Особенности якутов

По внешнему виду якута узнать просто. У них, как правило, овальное лицо с широким лбом, веки слегка скошенные, а глаза большие, черные. Большим является и рот, эмаль зубов желтоватая, нос обычно с горбинкой, но бывает и прямым. Цвет кожи отдает серовато-желтым или является смуглым. Волосы черные, жесткие, не вьются. Рост, как правило, небольшой. У якутов довольно высокая продолжительность жизни.

У этой народности хорошо развит слух, зрение, напротив, не очень. Они не отличаются быстротой движений, все делают неторопливо. Сверхсильных атлетов среди якутов тоже не встретить. Нация отличается высокой работоспособностью. Издавна их основными занятиями считались коневодство, разведение крупного рогатого скота, рыболовство, охота на пушного зверя. Также якуты обрабатывали дерево, выделывали шкуры, шили ковры, одежду, одеяла.

Религия занимает огромное место в жизни якутов. Сейчас они - православные, но с древних времен их быт был тесно связан с шаманством (кое-где это осталось и по сию пору).

Жилище якутов

Поскольку предки якутов были людьми кочевыми, то живут нынешние сахалары (это их самоназвание) в юртах (конечно, не все, к обитателям городов это не относится). Их поселения представляют собой собрание нескольких домов. Жилище якутов отличается от монгольских юрт тем, что возводится из круглых бревен, а не из войлока. Используют при этом лишь небольшие деревья. Рубить высокие, крупные для них грех - это одна из традиций и обычаев якутов.

Крышу делают конусообразную, а дверь располагают с востока. Помимо этого, якутские юрты имеют много маленьких окошек, вдоль которых стоят самые разнообразные лежаки - низкие и высокие, широкие и узкие, отгороженные друг от друга так, чтобы получались маленькие комнатки. Самый высокий лежак предназначается для хозяина, самый низкий находится возле входа в дом.

Как правило, юрты ставят в низинах, чтобы их не продували ветра. Часто дома делаются разборными - если племя ведет кочевой образ жизни. Выбор места для постройки жилища очень важен для якутов - оно должно приносить счастье.

Национальный костюм

Якутский костюм напрямую зависит от температурных условий - климат в Республике Саха нежаркий, именно поэтому одежда зачастую шьется с использованием конской или коровьей шкуры (а не только ткани). Для зимнего одеяния берут мех.

Сам костюм представляет собой кафтан с широкими рукавами и поясом в сочетании с кожаными штанами и меховыми носками. Кроме того, носят якуты и тканевые рубашки, подпоясанные ремешком. Материал, помимо меха и кожи, используют самый разнообразный - и шелк, и сукно, и ровдугу. В древности часто шили костюм из замши. Праздничный костюм более расклешенный книзу, с рукавами формы «буф» и отложными воротниками.

Якутская свадьба

Свадьба у якутов - явление особенное. Есть древняя священная традиция, согласно которой родители малышки практически с самого момента рождения должны найти ей будущего спутника жизни. Они выбирают мальчика и на протяжении долгих лет наблюдают за его жизнью, характером, привычками, манерой поведения - ведь очень важно не ошибиться в партии для своей дочки. Как правило, в первую очередь обращают внимание на тех мальчишек, чьи отцы обладают хорошим здоровьем, сильны, выносливы, умеют трудиться руками - делать юрты, добывать пропитание и так далее. Это означает, что все свои умения и навыки такой мужчина передаст сыну. В противном случае в качестве потенциального «жениха» мальчуган не рассматривается. Некоторые родители дочерей ухитряются выбрать будущего мужа своей малышке быстро, у некоторых этот процесс занимает довольно длительное время.

Сватовство также относится к традициям и обычаям якутов и проходит следующим образом. Девушке запрещено в этот день выходить из дома, а родители отправляются в дом кандидата на ее руку и сердце. Они беседуют не с самим парнем, а с его родителями, расписывая им в красках все достоинства дочки - здесь очень важно постараться, чтобы будущая невестка понравилась им заочно. Если родители парня не против, то они называют размер калыма - раньше калым отдавали оленями (это кое-где сохраняется и поныне), сейчас - деньгами. Когда родители ударяют по рукам, начинаются торжественные приготовления к свадьбе. Девушку к обряду готовит мать. Она же должна выдать дочери приданое, в которое непременно включаются богато украшенные наряды - это показывает, что невеста не из бедняков.

Свадебное одеяние якутов раньше шилось только из натуральных материалов, сейчас это не столь обязательно. Важно лишь одно: ослепительно белый цвет, он означает чистоту и непорочность. Также в наряде непременно наличие тугого пояса.

Время свадьбы выбирает девушка. Поначалу жених и невеста находятся в разных юртах. Шаман (вместо него может быть отец невесты или мать жениха) окуривает их берестяным дымом - считается, что это очищает молодоженов от различных наветов и всего дурного. Лишь после этого обряда им дозволено увидеть друг друга и совершить традиционный круг вокруг своего будущего дома (важно: до этого момента жених и невеста не встречаются с глазу на глаз, рядом с ними должен всегда кто-то находиться). Затем их объявляют законными мужем и женой и начинается трапеза, во время которой на девушке обязательно должны быть обереги - они защищают новоиспеченную семью от зла и болезней. Традиционные блюда на якутской свадьбе - оленина, говядина, рыба, жеребятина. Из напитков - кумыс и вино.

До свадьбы девушки-якутки могут ходить с непокрытой головой, выйдя замуж, молодая супруга отныне должна прятать свои волосы ото всех, кроме мужа.

Якутское искусство

Особенными являются и якутские песни. В первую очередь, речь идет об олонхо - местном эпическом фольклоре, который считается при этом видом поэзии. Исполняется он, как опера. Это древнейший вид якутского искусства, который нынче считается достоянием ЮНЕСКО.

Олонхо могут быть какого угодно размера - максимальные достигали тридцати шести тысяч (!) строк. В них входят все традиционные предания и сказания якутов. Исполнять якутские песни может далеко не каждый - для этого необходимо обладать ораторским даром и способностью к импровизации, а также уметь придавать своему голосу различные интонации и окраски. Олонхо рассказывают без перерыва - до семи ночей подряд, так что исполнитель должен обладать еще и хорошей памятью (впрочем, это - отличительная черта всех якутов).

Есть у якутов и свой национальный музыкальный инструмент. Он похож на варган, некоторые считают его именно разновидностью варгана. Называется этот инструмент хомус. Также к искусству якутов относится горловое пение, которым они очень славятся.

Традиции и обычаи

Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Они верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними. Так, например, молнии, гром, гроза, по их убеждениям, преследуют злых духов. Есть свои духи и у ветра - они охраняют покой на земле. Особо почитают якуты и воду, ей приносят подношения - лодочки из бересты. Нельзя опускать в воду что-либо острое - это может ранить ее. Огонь у якутов считается покровителем домашнего очага, раньше его не гасили, а переходя с места на место, забирали с собой в специальных горшках. Отдельное уважение якуты оказывают духу леса, который помогает им на промысле. Священное животное для этого народа - медведь, чьи когти они носят как амулеты и талисманы.

С традициями и обычаями якутов тесно связаны их многочисленные праздники. Например, Ысыах, который проходит в начале лета. Это семейный праздник, символизирующий дружбу народов, он считается у якутов самым главным. Другое его название - «Праздник кумыса». В его завершение непременно нужно исполнить особый танец-хоровод в честь солнца - таким образом светило благодарят за тепло.

К традициям и обычаям якутов относится и кровная месть. Также есть очень много родильных обрядов. А при смерти нужно позвать к себе кого-нибудь из молодежи и оставить ему все свои связи - рассказать как о друзьях, так и о врагах.

  1. Якутия - единственный регион в нашей стране, где действует сразу три часовых пояса (разница с Москвой 6, 7 и 8 часов).
  2. Почти половина территории Якутии расположена за Полярным кругом.
  3. У Якутии - первое место в РФ по общему количеству запасов всех природных ресурсов.
  4. Помимо двух государственных языков, в Республике Саха распространены эвенкийский, эвенский, долганский и юкагирские наречия.
  5. У якутов не растут волосы на теле.
  6. Почти в каждой якутской семье есть особые национальные ножи с асимметричным лезвием.
  7. Якутская легенда гласит, что камень Сат, который достают из желудков птиц и животных, считается волшебным, но он потеряет свою силу, если на него посмотрит женщина.
  8. Сахалар - это самоназвание якутов, а сахаляр - это человек, рожденный от брака якута и европейца.

Это далеко не все особенности и обычаи якутов. Такую интересную нацию нужно изучать долго и тщательно, чтобы полностью проникнуться их духом, - впрочем, как и любую другую народность на Земле.

В преддверии главного праздника народа саха — ысыаха— редакция сайт рассмотрела дорогой и бюджетный варианты якутского национального костюма для мужчины и женщины. В качестве примера мы выбрали прошлогодние наряды главы Якутии Айсена Николаева и его супруги Людмилы.

По словам этнографа, преподавателя СВФУ Капитолины Максимовой, главный элемент мужского костюма — это пальто. Однако у Ил Дархана, как и у большинства современников, оно больше похоже на сюртук. Это влияние городской жизни. Такие легкие пальто носила городская интеллигенция в конце 19 — начале 20 веков. Единственное отличие — отделка мехом. В целом костюм Николаева — это интерпретация традиционного пальто «кытыылах сон» с большими плечами и черным воротником. Раньше считалось, что чем больше плечи, тем состоятельнее человек. О социальной принадлежности хозяина говорил и воротник.

«В последние годы стало очень модно носить парные костюмы. Мужчины под влиянием современности предпочитают пальто светлых оттенков. Любят зеленый, темно-синий, голубой цвета. Все-таки ысыах — это летний праздник и хочется чего-то поярче. Серебряные орнаменты в виде ромбов тоже в тренде. Они выполняют роль оберега — „биэс харах“. Также у мужчин в моде серебряные пуговицы. Обычно в традиционном костюме под пальто надевают рубашку. Она такого же кроя, как и халадай, но только короче. Современный и деловой человек, тем более Айсен Сергеевич, вправе позволить себе и обычную рубашку с галстуком. Ведь он, наверно, переодевается в пиджак и встречает гостей.

Еще один обязательный элемент мужского костюма — ремень (кур). Сегодняшний шик — это серебряные пояса. Раньше очень часто путали орнаменты: вместо мужского наносили женские, растительные узоры. Сегодня ситуация исправилась, и мужчины носят настоящие мужские пояса с геометрическим и сдержанным орнаментом. Вообще, на поясе изображают практически все что угодно. Лично я видела Манчаары, гербы улусов, различных животных. И это нормально. Почему бы и нет? На традиционные пояса тоже наносили то, что видели. Например, на каком-то ремне был изображен барс. Оказалось, что где-то когда-то забежал барс из Амура. Все это, конечно же, делается из охранительных соображений. Такие ремни есть у многих народов Сибири. На пояс обязательно подвешивается нож, он показывает мужественность его хозяина. Также на ремне можно носить различные утилитарные предметы. Например, раньше это могло быть огниво. Мех летом носили для красоты, и чтобы показать свою состоятельность. Комаромахалка — дэйбиир — тоже обязательна. Особая роскошь — серебряная рукоятка, как у Айсена и Людмилы Николаевых.

Дополняют костюм головной убор из конского волоса и кожаные сапоги. По обуви определяли степень щегольства мужчины. Сегодня сапоги делаются на европейский манер. Это стилизованная обувь, при этом на носке сохранилась контрастная полоска. Если раньше она имела утилитарное значение, то сейчас используется в качестве декоративного элемента. Верхняя оторочка (билэ) мужской обуви имеет геометрические орнаменты, а иногда полоски», — подчеркнула этнограф.

Что касается костюма Людмилы Николаевой, по мнению Капитолины Максимовой, он тоже сделан под современный манер. Это интерпретация традиционного женского пальто «тангалай сон». Раньше безрукавки — рукава три четверти — носили только замужние женщины как символ того, что после замужества девушке обрубают крылья. Обычно такое пальто делали из ровдуги, обшивали бисером и мехом.

«Женский костюм — это, конечно же, халадай. Сейчас его шьют из современных и приятных телу материалов. Например, у Людмилы — шифон в несколько слоев. Раньше халадай был из простой материи, в обычной жизни его носили поверх друг друга. При этом у каждой уважающей себя женщины был парадный халадай. Поскольку ысыах был единственным праздником, когда люди наряжались, куда-то шли и встречали людей, они надевали все самое лучшее. Халадай без жилета (кэһиэччик) не носят. Платье обязательно должно быть длинным. Короткие платья, а также узкие в талии халадаи, как у казашек, считаются лишь стилизованными. Это далеко не халадай и не традиционное платье. Сейчас модно носить платья черного цвета, они отлично смотрятся с серебром. Однако раньше на праздник выбирали светлые цвета», — рассказала она.

В отличие от одежды, украшения обладают большей оберегательной силой, продолжает этнограф. В женских украшениях бессменны лировидные и растительные орнаменты. Они являются символом плодородия.

«Лировидные узоры и орнаменты наносятся не только на украшения, но и на одежду и обувь. Обычно что говорят про серьги с такими узорами? Сколько у тебя детей и внуков, столько и подвесок. Все это, мне кажется, мифотворчество последних лет. Если мы говорим про архаичные, то это серьги в виде знака вопроса. По поводу круглых блях, как у Людмилы. Ранее считалось, что их должно быть три (үс күннээх): на голове, илин кэбиһэр и на поясе. У них сильная охранительная функция. Как описывала Светлана Петрова, солнце (күн) символизирует невинность девушки и оберегает от злых духов.

Бастынга не выглядела как сейчас, когда-то это был кожаный обруч. Металлической она стала лет 50 назад. Вообще, замужние женщины не носили бастынга. Это было девичьим украшением. Особым шиком для женщин был шелковый платок, хотя это тоже влияние русской культуры. Если совсем уходить в этнографический период, то поверх бастынга надевали шапку дьабака. Если посмотреть фото с ысыаха конца 19 века, можно заметить, что все тепло одеты. Это потому, что каждый надевал все самое лучшее. Чем больше меха и серебра, тем влиятельнее считалась семья. Ысыах был местом сватовства.

В целом образ Ил Дархана и его жены — удачный пример сочетания новых тенденций и национальных традиций. Костюмы яркие и свежие. В отличие от аляпистых нарядов, они минималистичны, в них нет ничего лишнего», — подчеркнула этнограф.

Украшения, аксессуары и прочие детали якутского костюма семьи Николаевых в ювелирном магазине оценили следующим образом:

  • серьги — 5000;
  • нагрудное украшение (илин кэбиһэр) — 66 000;
  • бастынга с короной — 57 000;
  • пара браслетов (бөҕөх) — 48 000-50 000;
  • комаромахалка из белых конских волос с серебряной рукояткой (дэйбиир) — 52 000;
  • мужской пояс — 40 000-50 000;
  • якутский нож с серебряной ручкой — 50 000;
  • комаромахалка из черных конских волос с серебряной рукояткой (дэйбиир) — 52 000;
  • пуговица (1 шт) — 756;
  • большой пришивной оберег на камзол (1 шт) — 3780;
  • набор маленьких пришивных оберегов (10 шт) — 1600.

Как рассказала сайт одна из известных швей республики, в прошлом году ткань, которая использована в костюме Николаевых, стоила 4500 рублей за метр. Натуральная голубая норка стоит 5000-6000 рублей, в их костюмах использованы где-то 15 штук. На халадай потрачено около 7 метров ткани, которая обойдется приблизительно в 3500 рублей. За пошив женского костюма мастер запросила 5000-7000 рублей, за мужской — от 10 000 до 15 000.

Цена на сапоги из натуральной кожи без серебряных вставок в столичных магазинах в пределах 6000-8000 рублей. Цена на тюбетейку из конского волоса стартует от 1950 рублей и выше, цена зависит от работы мастера. Минимальная цена за шляпу из такого же материала — 6500 рублей.

Итак, если вы хотите полноценный образ, как у четы Николаевых, то будьте готовы отдать только за ювелирные изделия, аксессуары и другие детали для одежды 400 000 рублей. Сумма парного костюма с учетом работы мастера составит около 120 000 рублей. Всего — более полумиллиона рублей.

В поисках бюджетного варианта мы отправились на Столичный рынок. Мужская и женская стилизованная обувь там продается за 1500 рублей, большие илин кэбиһэр начинаются от 1000 рублей, бастынга — от 800. За серьги придется отдать 200 рублей, за мужской ремень и браслеты (бөҕөх) — по 500 рублей. Халадай и мужское летнее пальто стоят по 3500 рублей.

Жилетку (кэһиэччик), комаромахалку (дэйбиир), якутский нож и шапку из конского волоса на рынке мы не нашли. Возможно, они там есть, но не бросаются в глаза. Зато в магазинах в центре города недостающие товары представлены на любой бюджет, вкус, цвет и размер. Отметим, что цены в таблице, где мы сравнили стоимость вещей на Столичном рынке и в магазинах в центре города, указаны на крупные украшения и аксессуары.

Рынок «Столичный»

Магазины в центре Якутска

Халадай

3500

4500

Кэһ иэччик

2600

Камзол

3500

6500

Сапоги

1500

2800-3700 (кожзам)

6000-8000 (кожа)

Шапка из конских волос

1950 (тюбетейка)

6500 (шляпа)

Дэйбиир

5000

Мужской ремень

500

2900 (китайский)

Якутский нож

5200-7500

Серьги

200

200 (китайские)

Бастынга

800-1000

1500-1800 (китайская)

5850 (из мельхиора)

Нагрудное украшение (илин кэбиһ эр)

1000

1500-1800 (китайское)

5900 (из мельхиора)

Браслеты (боҕ ох)

500

300-400 (китайские)

3500-5000 (из мельхиора)

Стоит подчеркнуть, варианты бюджетного или дорогого костюма у каждого свои. Все зависит от суммы, которую человек готов потратить. В любом случае в магазинах выбора предостаточно. Как минимум, женщина может купить себе серебряные серьги, а мужчина — подвязаться кушаком, уверена этнограф Капитолина Максимова. Во всем этом изобилии товаров, фасонов одежды, главное — это придерживаться устоев современного традиционного костюма. К примеру, не носить слишком короткие платья, при этом углубляться в каноны также не стоит. Важно помнить, что национальный костюм является лицом народа.

Нравится 60