Внутриутробная задержка развития. Маловесный ребенок, мама в отчаянии Причины рождения маловесных детей если питаешься нормально

Малыш родился на сроке 37 недель, маловесный - 2390 (рост 47), минимальный вес 2245, вес при выписке (через 11 дней после рождения) - 2440. Роды были осложненные, ребенка к груди в родзале не приложили (я была под наркозом), на совместное пребывание ребенка принесли только на второй день, без меня кормили его смесью
Молозиво было сразу, но малыш никак не хотел брать грудь, никто не смог мне показать и помочь как правильно ребенка к груди приложить, что делать чтоб сосал (кроме общих советов - чтоб захватывал ореолу и теребить за щечку, чтоб не засыпал). Максимум, что я смогла, это сцедить ему в ротик несколько капель
Молоко начало приходить только на третий-четвертый день, но малыш был ослаблен и почти все время спал, почти не плакал, я старалась дать грудь при любом писке, кое-как добилась сосания. Вес набирал очень плохо, дело еще осложнялось условиями (роддом закрывали на ремонт, последние 5 дней я вообще была единственной пациенткой на все здание), плюс каждый день новая смена неонетологов, с новыми требованиями, с новыми диагнозами (ЗВУР гипопластический тип 2 степени, кисты в мозге, потом началась желтушка), и рассказами о моей и ребенкиной неполноценности.
Одни говорят - давайте грудь на каждый писк, другие - он должен выдерживать интервалы в 3 часа между кормлениями. Одни говорят будите и кормите, теребите и заставляйте сосать, другие - не принуждайте ребенка есть. Мучили неделю контрольными кормлениями, судя по которым ребенок высасывал раз в час - полчаса от 10 до 25 мл. молока (по их нормам нужно на первой неделе жизни 60-70 мл за раз, опять же одна говорит - ему сил не хватает высосать, поэтому засыпает, другая - это у вас молока нет, и он не наедается), потребовали увеличить интервалы - послушалась, увеличила, но он эти 10-20 мл. стал высасывать раз в 3 часа, и до того плохая прибавка вообще остановилась, я плюнула и продолжила совать грудь на каждое движение губками.
Врачи стали настаивать на докорме, причем ни в коем случае не своим молоком, только смесь по расписанию. Согласилась, лишь бы малыш вес набирал. На 12 день, когда ремонт дошел до моей палаты, нас наконец решили выписать. Дома кормила грудью, позволяла сосать сколько хочет, когда засыпал сцеживала молокоотсосом и докармливала, не считая, сколько ребенок съел, пару раз с мужем взвесили его на кухонных весах, чтоб убедиться что он вес набирает.
Начитавшись интернета посмотрела, нормальная ли у ребенка полдъязычкая уздечка (язык высовывает, решила что нормальная), проверяла по картинкам, правильно ли захватывает грудь (вроде правильно, нижняя губка вывернута, рот открыт широко, правда периодически мотает головой и "съезжает", я поправляю). Считала количество мочеиспусканий (получалось 12-14). В 3 недели педиатр на патронажном обходе обратила внимание, что желтушка у ребенка так и не прошла, назначила смекту (пакетик на 100 мл воды, разделить на 3 дозы споить между кормлениями) и допаивание (не меньше 120 мл. воды в сутки), послушалась, стала давать, но по моим ощущениям ребенок стал намного меньше есть из-за такого большого объема дополнительной жидкости.
В месяц на плановом осмотре оказалось что желтушка так и не прошла (билитест показал 150 единиц), малыш стал весить 2945 (рост 52, то есть вырос аж на 5 см), что ужасно не понравилось нашему участковому педиатру (желтушка в месяц и недобор веса, набрал 500 гр. от веса при рождении, а должен был по их нормам минимум 600, а лучше около килограмма), сначала хотела положить ребенка в стационар на капельницы от желтушки и откорм, я уговорила дать неделю времени, тогда был назначен докорм смесью НАН (3 раза в день по 70 мл.) и сказали продолжать давать воду и смекту.
Обзавелись весами. Смесь сразу в таких количествах я давать побоялась, давала не вместо, а после кормления, начав с 30 гр. раз в день, на смекту и водичку решила вообще забить (опять же, начитавшись интернета). Прочитав про желтуху грудного молока решила попробовать описанный у Комаровского экстремальный способ (отмена грудного вскармливания на несколько суток, в течение которых уровень билирубина резко падает), промучилась сутки кормя ребенка НАНом и сцеживаясь, буквально через день после этого ребенок посветлел, повторный билитест через два дня показал уже 50 единиц (все это затеяла только из-за боязни стационара, к тому времени не прошла еще истерика от роддома, очень не хотелось повторения). Смесь в назначенных количествах я давать не стала, в первую очередь докармливала как и раньше, своим сцеженным молоком, и только потом, если сцеженного не хватало, добавляла смеси.
После контрольного взвешивания и повторного билитеста стационаром уже не пугали, но анализ крови показал повышеный гемоглобин (конкретную цифру не знаю), через неделю пересдавать анализ. Педиатр говорит что это сгущение крови и может быть от обезвоживания, сказала вз,вешивать малыша до и после кормлений и считать объем съеденного за сутки (вести дневник кормлений, с которым придти к ней через неделю), но я себе плохо представляю - весы могут показывать разницу в 20 гр если ребенка на них положить просто в другую сторону головой. Пока что у меня получается по результатам взвешивания что он так же высасывает не больше 20-25 мл. за раз.
До деткиных полутора месяцев вся моя жизнь одно сплошное кормление - 1,5 часа сосет, 30 минут сцеживаю, 30 минут докармливаю, потом мою и стерелизую молокоотсос и бутылочки и можно начинать все заново. Самый длительный перерыв на сон был с 12 ночи до 3:30 или 4 утра, иногда полчаса-час днем. Ужасно устала и вымоталась, муж сейчас не помощник (вкалывает с 9 утра до 10-11 вечера).
В общем уже не знаю, нужно ли мне и ребенку ГВ такой ценой, тем более совсем не уверена, хватает ли ребенку молока, то ли он на груди засыпает от усталости, то ли наелся (иногда засыпает и отказывается от бутылочки).
В последние несколько дней перерывы между кормлениями увеличились, может спать иногда днем 4 часа, высосав 60 мл. из бутылочки (не знаю сколько перед этим из груди, весы иногда показывают -10 гр после кормления), если будить и толкать - грудь ли, бутылочку ли, - не проявляет желания сосать, за 3 дня еле-еле набрал 30 гр. (утреннее взвешивание до кормления после смены ночного подгузника).
На данный момент малышу ровно 7 недель, вес 3365, что все еще недобор до нормы. За эти 1,5 месяца наел, кажется, только щечки, сам остается очень худеньким, рядом со сверстниками выглядит как заморыш (даже девочки в два раза его толще). Прошлой ночью, может уже от усталости, отключилась и не услышала будильника (ставлю будильник чтоб два раза ночью покормить, потому что он сам иногда не просыпается), так ребенок проспал без еды 8 часов! Утром, после 80 минут не особенно активного сосания, дала бутылочку со сцеженным молоком, съел 60 мл, я тут же сцедила 80.
После еды сразу не засыпает (или не всегда сразу), может минут 40 "гулять", кряхтеть, дрыгать конечностями, если выкладывать на животик, пытается поднимать голову (правда не долго) и ползти.

Что я делала/делаю не так, что вообще надо делать чтоб ребенка не заморить и самой не слишком задолбаться?

Маловесными считают детей, вес которых при рождении независимо от гестационного возраста составляет менее 2500 г. Маловесных новорожденных делят на три категории: 1) недоношенные (гестационный возраст менее 37 нед), вес которых соответствует гестационному возрасту; 2) недоношенные, маловесные для своего гестационного возраста; 3) доношенные и переношенные новорожденные, маловесные для своего гестационного возраста. У детей, относящихся ко 2-й и к 3-й категориям, имеется внутриутробная задержка развития. Внутриутробная задержка развития встречается в 3—7% случаев всех родов. Диагноз ставят, если вес ребенка при рождении ниже 10-го процентиля для данного гестационного возраста.

Для диагностики внутриутробной задержки развития используют также коэффициент роста. Он помогает диагностировать внутриутробную задержку развития не только у маловесных новорожденных, но и у тех, чей вес больше 2500 г. Коэффициент роста представляет собой выраженное в процентах отношение веса новорожденного (в граммах) к длине тела (в сантиметрах), возведенной в третью степень.

Коэффициент роста = вес (г) ґ 100%/[длина тела (см)] 3 .

А. Классификация. Внутриутробная задержка развития — акушерский диагноз, который ставят при заметном отставании развития плода. Внутриутробная задержка развития бывает симметричной и асимметричной. При асимметричной внутриутробной задержке развития, которая встречается чаще, уменьшается только окружность живота плода, размер головки и длина трубчатых костей в норме. Симметричная внутриутробная задержка развития встречается значительно реже и характеризуется пропорциональным уменьшением всех размеров плода.

Б. Патогенез. Согласно Winick, нормальное развитие эмбриона и плода условно делят на три фазы. Первая охватывает период с 1-й по 16-ю неделю внутриутробного развития, когда происходит быстрое увеличение количества клеток. В дальнейшем, с 16-й по 32-ю неделю, деление клеток замедляется и они начинают увеличиваться в размерах. С 32-й недели внутриутробного развития деление клеток почти прекращается.

Проявления внутриутробной задержки развития зависят от нарушенной фазы развития. Симметричная внутриутробная задержка развития возникает в результате хромосомных аномалий, инфекций и влияния экзогенных факторов в ранние сроки беременности. Асимметричная внутриутробная задержка развития обычно возникает в конце беременности. Основная ее причина — плацентарная недостаточность. Причину внутриутробной задержки развития нередко установить не удается, а измерение частей тела плода не всегда позволяет точно определить ее тип.

В. Диагностика. Клинические данные подтверждают с помощью УЗИ. Поскольку диагноз ставится при сравнении размеров плода с нормальными при данном сроке беременности, он возможен только при знании точного срока беременности.

1. Фетометрия. При УЗИ определяют окружность живота плода (самый достоверный показатель роста), бипариетальный размер и окружность головки, а также длину бедра плода. При подозрении на асимметричную внутриутробную задержку развития определяют отношение окружности головки к окружности живота, а также длины бедра к окружности живота плода. Поскольку часто наблюдаются ложноположительные результаты, при постановке диагноза внутриутробной задержки развития на основании данных УЗИ важно учитывать изменение не одного, а нескольких фетометрических показателей.

Г. Тактика ведения беременности при подозрении на внутриутробную задержку развития

1. Дородовое наблюдение. Внутриутробная задержка развития — фактор риска гибели плода. При внутриутробной задержке развития, обусловленной плацентарной недостаточностью, прогноз можно улучшить с помощью ранней диагностики и своевременного лечения, включающего родоразрешение.

Проводят стрессовый и нестрессовый тесты. Биофизический профиль (оценку состояния и роста плода) определяют при помощи УЗИ плода и КТГ. Результаты оценивают, сопоставляя следующие параметры: частоту дыхательных движений, количество шевелений, тоны сердца, объем околоплодных вод и вариабельность ЧСС при нестрессовом тесте. Кроме этого с помощью допплеровского исследования измеряют кровоток в сосудах пуповины и маточных артериях. Проводят повторные УЗИ плода.

При подозрении на внутриутробную задержку развития показано регулярное наблюдение. Своевременная постановка диагноза важна для выработки дальнейшей тактики ведения.

2. Срок родоразрешения зависит от состояния плода. Если подозрение на внутриутробную задержку развития не подтверждается (плод растет и параметры биофизического профиля остаются в пределах нормы), родоразрешение проводят не ранее 37-й недели беременности после подтверждения зрелости легких плода. Показания к досрочному родоразрешению — отсутствие роста, выраженное маловодие и нарушение вариабельности сердечного ритма плода. Индивидуальный подход к ведению беременной — важное условие благоприятного исхода при внутриутробной задержке развития.

Д. Лечение. При внутриутробной задержке развития, вызванной инфекцией и хромосомными аномалиями, лечение не разработано. При внутриутробной задержке развития неустановленной этиологии единственный метод лечения — постельный режим. Раньше большое значение придавали питанию беременной. Однако последние исследования показали, что недоедание редко служит причиной внутриутробной задержки развития. Эффективность пищевых добавок и витаминов в лечении внутриутробной задержки развития оказалась невысока. Неэффективными также оказались назначение гепарина, бета-адреностимуляторов, кровезаменителей и декомпрессия брюшной полости.

Е. Ведение родов. Метод родоразрешения зависит от положения и предлежания плода, зрелости шейки матки, а также вариабельности ЧСС плода в ответ на сокращения матки. При внутриутробной задержке развития, сопровождающейся маловодием, положительным стрессовым и отрицательным нестрессовым тестами, в родах нередко развивается гипоксия плода. Для того чтобы избежать тяжелой гипоксии плода, показано кесарево сечение. Если роды решено вести через естественные родовые пути, роженицу кладут на бок. При маловодии интраамниально вводят теплый физиологический раствор. Ребенка после рождения сразу передают неонатологу. В связи с тем что при гипоксии плода часто наблюдается внутриутробное отхождение мекония, готовят оборудование для профилактики аспирации. Ранний неонатальный период часто осложняется нарушениями терморегуляции, гипогликемией и гипербилирубинемией.

Многие родители знакомы с проблемой детей, имеющих сниженную по нормам массу тела, которые плохо кушают и не укладываются в весовые прибавки. Обычно низкий вес, как при рождении так, и в дальнейшем очень беспокоит родителей, так как это может указывать на проблемы в здоровье и отклонения от нормального физического развития. Почему же дети плохо прибавляют в весе, хотя все условия для полноценного набора им созданы? Попробуем разобраться в этой проблеме подробнее.

Кто такие маловесные дети?

Маловесными детьми педиатры называют тех малышей, которые не набирают положенной им по нормам массы тела к определенному сроку гестации (недели беременности). Или которые плохо набирают вес после рождения по месяцам, при этом их сложно накормить, приходится кормить их чуть ли не насильно, или тех детей, которые вроде бы и едят нормально, но при этом вес их набирается крайне низкими темпами. Это зачастую сильно волнует и участкового педиатра, наблюдающего ребенка, и не менее сильно беспокоит и самих родителей, смотрящих на соседских карапузов, растущих не по дням, а по часам. При этом дети вполне нормально развиваются, но весят совсем мало. По медицинской терминологии таких маловесных детей могут называть по-разному, к этой же группе относят недоношенных детей, имеющих низкую массу тела из-за рождения ранее срока. Общее название для подобного отклонения в весе от нормы, которое объединяет все возможные варианты сниженного веса у детей в сравнении с возрастными нормами – это используемый врачами термин гипотрофия (пониженный уровень питания). В мировых источниках принимают за основу другой термин – это нарушение нутритивного статуса. По сути это одно и то же, но в нашей стране принят именно термин гипотрофии. Сегодня мы поговорим о проблеме развития гипотрофии пренатальной – это такой вид гипотрофии, который развивается внутриутробно, до рождения ребенка. При этом малыши с гипотрофией рождаются в положенные сроки, но имеют низкую массу при рождении. Иногда в связи с таким явлением возникает и другой термин – ЗВУР (задержка внутриутробного развития), но это не всегда соответствует истинному положению дел, хотя чаще всего низкий вес к рождению и ЗВУР идут рука об руку. Почему же может возникать подобная проблема, с чего бы вдруг внутриутробное развитие ребенка задержалось, если во время беременности сама мамочка прибавляла в весе? Почему дети рождаются такими маленькими?

В чем причины рождения маловесных детей?

Причин для того, чтобы ребенок родился маловесным – достаточно много, и в каждом конкретном случае они будут своими и особыми, иногда это будет сочетание ряда факторов. Чтобы разобраться в этом опросе и понять причины рождения таких маленьких по весу детей, стоит начать с самого начала беременности и как бы заглянуть внутрь беременной матки. Так, с момента зачатия до примерно шестнадцати недель беременности будущий малыш представляет из себя совсем маленький комочек клеток, стремительно растущих и делящихся, превращающихся в крошечные органы и ткани. Буквально за три-четыре месяца одна клетка превращается в ребеночка до пятнадцати сантиметров в длину с ручками и ножками, ноготками, бьющимся сердечком и своими чувствами и эмоциями. После шестнадцати недель клетки малыша делятся уже не в столь стремительном темпе, не так активно, но вот те клетки, что уже имеются, начинают быстро и интенсивно расти и «полнеть», увеличиваются в размерах – до тридцати двух недель малыш усиленно растет и набирает вес. С этого срока будущий кроха до момента родов уже практически не формирует новых тканей, при этом все имеющиеся органы созревают, а сам малыш растет и набирает активно вес. В зависимости от того, в каком из трех этих периодов будут возникать проблемы маминого организма, будет зависеть форма и тяжесть развития ЗВУР, и от этого будет зависеть и вес малыша при рождении.

Причинами рождения детей, имеющих малый вес к моменту родов, являются очень юный возраст мамочки, когда ее организм сам еще незрелый (это до восемнадцати-двадцати лет), или же рождение детей женщинами после сорока-сорока пяти лет. Кроме того, на вес ребенка существенно влияют наличие заболеваний у мамочки в время беременности – это понижение или повышение давления, заболевания почек (пиелонефриты и гломерулонефриты), наличие сахарного диабета, проявления хронического тонзиллита, наличие анемии, кариозных процессов. Также влияют на развитие маловесности наличие вирусных инфекций при беременности, имеющиеся гинекологические заболевания как до беременности так и во время нее, а также предыдущие выкидыши и аборты, расстройства цикла и гормональные сбои. Не менее сильно на вес детей до рождения влияют гестозы беременности, постоянные стрессы, нарушения питания самой женщины в угоду фигуре, наличие вредных привычек, неудовлетворительные условия проживания и профессиональные вредности.

Почему так влияют все эти факторы? Все просто – эти причины приводят к нарушению нормального кровообращения и функционирования плаценты, а это, в свою очередь, приводит к нарушениям поставки к телу плода как питательных веществ, необходимых для нормального роста и развития, так и кислорода, необходимого плоду в очень большом количестве. Гипоксия плода – это самая основная причина страдания всех органов и систем малыша, в первую очередь от нее страдают эндокринная, нервная и иммунная системы плода, то есть все те системы, которые в основном и отвечают за нормальный рост и развитие плода. Так как нарушены функции плаценты, это нарушает поставки питания к плоду, а значит, это вызывает замедление роста и развития плода – это и видит врач.

Если неблагоприятные воздействия оказывались на плод в самые ранние сроки его развития, до шестнадцати недель беременности, когда проходят самые интенсивные клеточные процессы тела малыша, тогда нарушения в развитии плода будут наиболее явными и выраженными. Такой ребенок к моменту рождения будет иметь не только низкую массу тела, но и очень небольшой рост. Внешне эти дети будут выглядеть вполне нормальными, просто они будут равномерно уменьшенными как в росте, так и в весе. Но, при этом, в организме таких детей проблем развития будет более всего, проявления их будут видны не сразу, а постепенно начнут себя проявлять. После этого срока влияние вредных факторов большей частью будет отражаться на весовых показателях плода, при этом малыши к рождению будут выглядеть худенькими, с длинным телом. То есть рост таких детей может быть вполне нормальным для сроков беременности, а вот масса тела обычно бывает менее трех килограммов. После того, как маловесный ребенок родится, темпы и механизмы развития у таких детей будут своими, особенными. И все это будет зависеть от того, в каком сроке беременности, насколько долго и насколько сильно влияли негативные факторы на плод, какими именно они были и насколько необратимыми стали нарушения.

Группы маловесных детей

Среди неонатологов и педиатров принята особая классификация маловесных детишек, которая подразделяет их всех на четыре основные группы по показателям массы и роста. К ним относятся:

Первая группа – дети рождаются с вполне нормальным ростом, но при этом имеют низкий вес. Обычно такие дети с первых своих дней жизни имеют достаточно беспокойный характер, они много кричат, плохо и беспокойно спят, могут изматывать всю семью своими капризами и спокойно себя чувствуют только на руках у родителей, они плохо берут грудь или плохо сосут бутылочку, много срыгивают, могут перепутать день и ночь. При таком беспокойном характере весовые прибавки за месяц могут быть неровными и невысокими, что будет вызывать беспокойство врачей и родителей. Такое может продолжиться достаточно длительно, но в итоге вес обычно корректируется.

Вторая группа – масса тела малыша при рождении обычно низкая, при этом рост немного отстает от нормы. У таких малышей преобладающими являются тормозные реакции организма, они могут длительно и много спать, на кормления их необходимо каждый раз будить, они вяло и неохотно сосут грудь или смесь, отказываются от прикормов, а кормления становятся целой операцией – так как дети едят мало и с большой неохотой. Такие дети могут просто отворачиваться от любой пищи или не открывают рот для того, чтобы их кормили. Такие дети могут несколько отставать и в психомоторном развитии – они позже своих сверстников начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить, у них позже обычного начинают прорезываться зубки и закрывается большой родничок.

Третья группа – дети с пропорционально сниженным весом и ростом, которые похожи на очень уменьшенного обычного младенца. Обычно после рождения особых хлопот такие дети в плане кормления и ухода не доставляют, но развитие таких детей идет медленнее обычного, рост и вес прибавляются не столь активно как у обычных детей, как было бы положено по возрасту. Замедленным будет и психомоторное развитие, эти дети часто и длительно болеют, так как у них резко ослаблен иммунитет.

Четвертая группа - дети с глубокими нарушениями внутриутробного развития, с заметными отставаниями в весе, росте психическом развитии. У таких детей имеются существенные отклонения как в прибавках веса и роста, так и в развитии скелета, это обычно дети с инвалидностью и проблемами развития. Такие случаи бывают редко. Обычно дети имеют первые три группы проблем.

Завтра мы продолжим эту тему.

Всемирной организацией здравоохранения приняты усредненные нормы веса для новорожденных детей. Вот только далеко не все малыши хотят в них вписываться: одни рождаются богатырями, а другие - совсем крошками. И несмотря на то, что сегодня наблюдается тенденция к появлению на свет малышей с массой тела около 5 кг, маловесные дети в наше время тоже не редкость. Как правило, такие крохи рождаются в срок или немного раньше положенного времени, и из-за недобора в весе и ослабленности они плохо едят и могут отставать в своем развитии от сверстников. Об особенностях питания, развития и ухода за такими малышами и расскажем в нашей статье.

Маловесные дети - кто они?

В материнской утробе все дети развиваются по одним и те же законам природы, безусловно, если им для этого ничего не мешает. Вот только одни малыши появляются на свет большими, а другие слишком маленькими. Именно их и называют маловесными, поскольку их масса тела при рождении не вписывается в общепринятые нормы. Таким малышам, которые родились в срок, но с маленьким весом, часто ставится диагноз «задержка внутриутробного развития».

Отдельно следует рассматривать такое понятие, как недоношенный маловесный ребенок. Эти дети, как правило, рождаются с массой тела ниже 2,5 кг и требуют особого внимания и ухода. Недоношенные дети набирают вес и развиваются в целом по отдельным, специально разработанным нормам. Они позже сверстников начинают держать голову, садиться, ползать и ходить.

Как правило, малыши, которые родились маленькими, и дальше неохотно набирают вес. Эта проблема очень беспокоит их родителей, поскольку может указывать на отклонения в их физическом развитии.

Нормы веса ребенка при рождении и отклонения

В норме масса тела новорожденного при его появлении на свет составляет 2800-4000 г. Дети, которые не укладываются в эти рамки, требуют пристального внимания со стороны неонатологов и педиатров.

Но важно учитывать и то, на каком сроке беременности появился малыш. Одно дело, если маловесный ребенок, доношенный до 40 недель, родился с весом 2 кг, и другое, если с таким же весом родился кроха на сроке 32 недели. В роддоме неонатологи пользуются специально разработанными таблицами соответствия веса ребенка и его роста сроку гестации.

Кстати, рост ребенка тоже необходимо учитывать при определении отклонений от нормы. Сделать это можно с помощью индекса Кетле. Для определения его величины вес ребенка в граммах необходимо разделить на его рост в сантиметрах. Полученное значение в норме должно находиться в пределах 60-70 единиц. Но прежде чем ставить необоснованные диагнозы, важно учитывать и то, какого роста и веса родители ребенка, а также с какой массой тела они появились на свет.

Причины рождения детей с низкой массой тела

Факторов, способствующих тому, что ребенок набирает недостаточно веса, очень много. В медицинской практике выделяют следующие основные причины рождения маловесных детей:

  • возраст матери меньше 20 или больше 40 лет;
  • заболевания будущей матери во время беременности: хронический пиелонефрит, сахарный диабет, повышенное давление, анемия и другие;
  • гестоз (поздний токсикоз) беременных;
  • неполноценное питание, вредные привычки, плохие социально-бытовые условия;
  • вредные условия труда.

Все эти факторы способствуют тому, что ребенок набирает слишком мало в утробе.

А вот причины маленькой прибавки веса после рождения немного другие:

  • отказ малыша сосать грудь из-за физической ослабленности;
  • несоблюдение тактики грудного вскармливания, в результате чего новорожденный получает только переднее молоко, менее калорийное и питательное;
  • ранее перенесенное инфекционное заболевание.

Особенности вскармливания новорожденных

Проблема питания маловесных детей остается одной из самых серьезных на сегодняшний день. Многие малыши, недоношенные или рожденные с критически низким весом, не могут подолгу сосать материнскую грудь или у них и вовсе отсутствует этот рефлекс. В этом случае ребенка рекомендуется кормить сцеженным молоком, а до установления лактации - молозивом. Выбор способа, как кормить ребенка, напрямую зависит от его возраста. В целом, малыш, который достиг срока 36 недель или его вес превысил 2500 г, вполне может сосать материнскую грудь самостоятельно.

Расчет необходимого ребенку молока производят следующим образом:

  • Если вес крохи превышает 2500 г, общее количество, необходимого ему в сутки молока высчитывается умножением 150 мл на 1 кг массы его тела. Полученное значение следует разделить на 8 кормлений. Давать крохе рассчитанный объем молока нужно каждые 3 часа.
  • Если ребенок при рождении весил меньше 2500 г, в первые 24 часа после появления на свет ему нужно дать 60 мл молока. Дальше это количество ежедневно увеличивается на 20 мл, пока общий суточный объем не достигнет 400 мл. Это количество следует разделить на 8-12 кормлений через каждые 2-3 часа.

Если ребенок не наедается и не выдерживает 3 часа между кормлениями, ему рекомендуется дополнительно давать грудь по требованию.

Показания к зондовому кормлению маловесных детей

Если вскармливание ребенка, рожденного с недостаточной массой тела или раньше положенного срока, грудью или бутылочкой становится невозможным, тогда малыша кормят через зонд. Обычно такое решение принимается врачами по причине отсутствия у крохи сосательного или же глотательного рефлекса. Необходимый ребенку объем молока рассчитывается исходя из срока его рождения, массы тела и общего состояния.

Зондовое кормление показано в следующих случаях:

  • при глубокой незрелости организма новорожденного, когда его сосательный и глотательные рефлексы не развиты;
  • при критических состояниях новорожденного после родов;
  • при низких баллах по шкале Апгар.

Стоит отметить, что маловесные и недоношенные дети особенно остро нуждаются в материнском молоке. Именно естественное питание, заложенное самой природой, позволит малышу быстрее догнать своих сверстников. Если же грудное вскармливание невозможно, тогда крохе необходимо подобрать специальную смесь для маловесных детей. Она отличается повышенной калорийностью и в ней содержится больше белка и других питательных веществ, которые так необходимы малышу для ускоренного набора мышечной массы.

Развитие детей с недостаточным весом

У маловесных детей наблюдается высокий риск отклонений в нервной и сердечно-сосудистой системах. А поскольку такие малыши из-за своей ослабленности и дальше плохо набирают массу, их физическое и психическое развитие, формирование иммунитета также стоит под угрозой.

Педиатры и неонатологи проводят параллель между параметрами веса и роста маловесных детей и развитием их:

  1. Дети, рожденные с нормальным ростом, но низким весом имеют обычно беспокойный характер, низкий и неравномерный набор веса, но развиваются в целом нормально. К году они практически не отличаются от сверстников.
  2. Дети, которые от рождения имеют низкий вес, но их рост лишь немного отстает от нормы, могут отставать от ровесников в психомоторном развитии. У них преобладают тормозные реакции организма.
  3. Дети с пропорционально низкими весом и ростом также развиваются медленнее. Также они долго и часто болеют из-за сниженного иммунитета.
  4. Дети с глубокими отставаниями в росте и весе в результате нарушений внутриутробного развития. У них наблюдается задержка развития костной ткани, психики и других систем организма.

Уход за недоношенным новорожденным ребенком в домашних условиях

Детей, вес которых при рождении составил менее 2500 г, помещают в стационар. В больничных условиях малыш вместе с мамой находится под постоянным наблюдением врачей до тех пор, пока он не начнет хорошо кушать и усваивать питание. Дальше кроху выписывают домой, где ему первое время будет необходим особый уход и специально разработанный режим вскармливания, чтобы он смог быстрее догнать по весу своих сверстников.

Поскольку маловесные дети имеют слабый иммунитет, им рекомендованы закаливания. Но проводить их следует в строго индивидуальном порядке, поскольку такие малыши легко перегреваются и переохлаждаются. Начинать следует с воздушных ванн по 3-5 минут, постепенно увеличивая это время. Не менее важно обеспечить тесный телесный контакт с грудничком.

Как помочь ребенку набрать вес и догнать в развитии ровесников?

Если ребенок находится на грудном вскармливании, маме нужно уделить особое внимание своему питанию. Рекомендуется увеличить употребление жидкостей: нежирного молоко, компотов, морсов. В рационе обязательно должно присутствовать отварное или запеченное мясо. По рекомендации врача следует принимать витамины. Предлагать грудь малышу следует по требованию, когда он пребывает в хорошем настроении и не хочет спать.

На то, как быстро малыш будет прибавлять в весе, влияют как внутренние, так и внешние факторы. Чтобы кроха быстрее окреп и получал достаточное количество кислорода, с ним рекомендуется дольше гулять на свежем воздухе. Кроме того, маловесные дети нуждаются в постоянном контроле специалистов.

Маловесные дети зачастую только внешне отличаются от своих ровесников. Но за счет своей ослабленности они еще больше нуждаются в заботе и материнском тепле. Их рекомендуется как можно чаще прикладывать кожа к коже, обеспечивая необходимый телесный контакт. Не менее важно обеспечить полноценное питание и условия для нормального психического развития. Только в этом случае маловесные малыши смогут перерасти все свои проблемы и вырасти полноценными, во всех смыслах этого слова, людьми.

Физическое развитие детей оценивают путём систематического определения массы тела (веса), роста, окружности головы, груди, соотношения этих показателей между собой и соответствия их возрастным нормам. Средний вес доношенного ребёнка при рождении составляет 3500 г, возможны его колебания в пределах 2500-4500 г. К 3-5 дню жизни происходит максимальная потеря веса, составляющая 6-8 % веса при рождении, а к 7-10 дню вес восстанавливается. Далее начинаются весовые прибавки: за 1-й месяц жизни - 800 г; за 2-й месяц - 1000 г; к 4,5 месяца происходит удвоение массы тела при рождении, к 1 году вес утраивается и составляет в среднем 10-10,5 кг. В первые годы жизни весовая прибавка составляет в среднем 2 кг, в препубертатном периоде - 5-6 кг.

Физическое развитие маловесных и недоношенных детей происходит иначе, динамика массы тела у них значительно отличается от показателей доношенных детей. Маловесные дети дают убыль веса около 9 %; у детей, рождённых до 1000 г, убыль веса доходит до 15 %. Восстановление веса у них происходит медленно - до 2 недель и более. Достижение веса нормального доношенного ребёнка до 3200-3500 г и длины 50-51 см у недоношенных и маловесных происходит к 1-1,5 месяцам (если масса тела при рождении составляет 2000-2500 г), к 2-2,5 месяцам (1500-2000 г) и к 3-3,5 месяцам (1000 г). Среднемесячные прибавки массы тела в первом полугодии жизни составляют от 600 до 800 г, во втором - 800 г.

Рост новорожденного ребёнка равен 50 см (возможны колебания роста от 45 до 55 см). Ежемесячные прибавки роста в первом полугодии составляют 1-2 см. За первый год жизни ребёнок вырастает на 25 см, и его рост к году достигает 75 см. На втором году жизни рост увеличивается на 12 см, за третий год - на 7-8 см, в дальнейшем за год ребёнок вырастает на 5 см, и к 4 годам его рост удваивается, а к 12 годам - утраивается по сравнению с ростом при рождении. На процесс роста ребёнка влияют многие факторы: качество ухода, питания, физические нагрузки и др. Большое значение имеет и наследственность.

Окружность груди у новорожденного составляет 34-35 см, к году - 48 см, окружность головы - 35 см, к году - 46 см.

Антропометрические показатели можно оценить по таблицам центильного или сигмального типа и по индексам.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - рост = 20-25 см для детей до 1 года. Снижение индекса указывает на гипотрофию, увеличение - на паратрофию.

Индекс Эрисмана: окружность груди - 1/2 роста = 10012 см. Этот индекс используется для оценки физического развития школьников.

Во время каждого профилактического осмотра рост и вес целесообразно отмечать на диаграмме физического развития, по которой можно определить, соответствует ли вес росту.

При оценке нервно-психического развития ребёнка используют неврологическое исследование (оценку рефлекторных ответов ребёнка) и поведенческие реакции. Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов: хоботковый, поисковый, сосательный, рефлекс Бабкина, Моро, Бабинекого и др. Многие рефлексы, такие как Кернига, Бауэра, опоры, к 3-4 месяцам исчезают. На 2-З-й неделе жизни ребёнок фиксирует взор на ярком предмете, следит за высоко поднятой игрушкой. К 1-1,5-месячному возрасту он начинает держать голову, развиваются координированные движения рук (приближает руки к.глазам, носу, разглядывает их). С 3 месяцев ребёнок ощупывает руки, перебирает руками одеяло, пелёнки. С 5 месяцев хватает предметы, но при этом делает много лишних движений, и только к 7-8 месяцам появляется координация двигательного и зрительного анализаторов.

На 4-5 месяце совершенствуется координация движений мышц спины, ребёнок переворачивается со спины на живот, на 5-6 месяце - с живота на спину На 6-м месяце ребёнок начинает сидеть, а в 7-8 месяцев - ползать. В 8-9 месяцев ребёнок стоит в кроватке, переступает ногами вдоль спинки кроватки. К году делает первые шаги. Некоторые дети начинают ходить с 10-11 месяцев, другие - с 1 года 4 месяцев.

Со 2-3 недели в процессе кормления ребёнок рассматривает лицо матери, с 8 недель улыбается ей. В возрасте 5 месяцев узнает мать среди других людей. После 6-7 месяцев формируется активная познавательная деятельность, а после 9 месяцев усиливается эмоциональная деятельность.

К 2-3 месяцам ребёнок «гулит», к 5 месяцам наблюдается длительное певучее «гуление», в 7 месяцев возникает лепет. На 10-11 месяце ребёнок произносит отдельные слова, к году и 10-12 слов, к 1,5 годам - целые предложения, с интересом рассматривает картинки. В 2 года он воспринимает несложные рассказы и сказки, к 3-му году речь занимает ведущее место в общении.

О развитии движений, навыков общения, речевого развития врач узнает из беседы с родителями и при контакте с ребёнком.

По материалам Парийской Т.В и Орловой Н.В. " . Справочник семейного врача"