Сведения о динамике физического, психомоторного развития ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья. Особенности онтогенеза Уровень функционального состояния органов и систем

Особенности онтогенеза оценивают на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.

2.1.1. Генеалогический анамнез оценивают путём составления родословной семьи ребёнка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях 3 (лучше 4) поколений, включая пробанда. Генеалогический анамнез изучается с целью прослежива­ния признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной.

Составление родословной (см. приложение 5).

1) Ф. И. О. пробанда. Дата рождения и место рождения. Национальность.

2) Являются ли родители родственниками, может быть дальними?

3) Сведения о сибсах пробанда (родные братья и сестры); возраст (указывать с учетом последовательности беременностей у ма­тери и их исходов); состояние здоровья.

4) Сведения о матери: дата рождения; место рождения; национальность; профессия; какими заболеваниями страдает или страдала; если умерла, то в каком возрасте и по какой причине? Были ли другие браки? Сведения о детях другого брака.

5) Сведения о сибсах матери, родителях и потомстве (сбор по тому же плану).

6) Сведения об отце и его родственниках в последовательности: сибсы, родители, сибсы родителей и их потомство.

7) Если возможно, собираются сведения о прабабушках и прадедушках. Поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего. Все индивиды поколения размещаются в порядке рождения и обозначаются арабскими цифрами слева направо. Мужчины обозначаются квадратами, женщины – кругами. Для обозначения родственных связей между членами родословной применяются следующие знаки: горизонтальная линия, соединяющая квадрат с кругом, - линия брака; от неё вниз отходит графическое коромысло, на котором находятся дети, рождённые от этого брака. Родные братья и сёстры называются сибсами. Взрослые дети, сами состоящие в браке, соединяются линиями брака со своими супругами. Близнецы обозначаются рядом расположенными фигурами, отходящими от общей линии коромысла. Аборт или мертворожденный обозначается соответствующей фигурой малого размера. Больные члены семьи обозначаются заштрихованными фигурами, здоровые – белыми.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил:

1) расстояние между поколениями должно быть одинаковым;

2) каждый член родословной должен располагаться в своем поколении;

3) линии пересечения должны обозначаться четко.

При употреблении различных символов для обозначения опре­деленных признаков к родословной обязательно прилагается опи­сание обозначений (легенда).



После составления родословной анализ генеалогического анамнеза проводится в трех основных направлениях.

●Выявление моногенных и хромосомных заболеваний.

●Количественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза.

●Качественная оценка отягощённости с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (I от), который определяется по формуле: I от. = общее число заболеваний родственников, исключая пробанда/общее число имеющих заболевания родственников, исключая пробанда.

При генеалогическом индексе:

от 0 до 0,2 - отягощенность генеалогического анамнеза оценивается как низкая;

от 0,3 до 0,5 - как умеренная;

от 0,6 до 0,8 - как выраженная;

от 0,9 и выше - как высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощенностью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза.

2.1.2.1 Антенатальный период (раздельно о течении первой и второй половин беременности):

Токсикозы первой и второй половин беременности; угроза выкидыша;

Экстрагенитальные заболевания у матери;

Профессиональные вредности у родителей;

Отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;

Хирургические вмешательства;

Вирусные заболевания во время беременности;

Посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.

Выделено более 400 тератогенных агентов, вызывающих нару­шения внутриутробного развития плода.

  • 11. Оценить экг и показатели ЭхоКг при кардитах, впс, всд, миокардиодистрофии. Интерпретировать результаты функциональных и медикаментозных экг - проб.
  • 13. Назначить дифференцированное питание и режим с учётом наличия недостаточности кровообращения.
  • 15. Рассчитать дозу и разведение лекарственных средств (капотен, кордарон, нпвс, гкс, дигоксина).
  • 2. Цикл обучения «Неонатология в родильном доме»
  • 1. Установить психологический и речевой контакт с матерью и другими родственниками новорождённого ребёнка (см. V курс).
  • 3. Провести клиническое обследование новорождённого ребёнка, оценить показатели физического развития, морфо-функциональной зрелости (см. V курс).
  • 4. Оценить состояние новорождённого ребёнка по шкале в.Апгар.
  • 5. Оценить тяжесть дыхательной недостаточности у новорождённого по шкалам Сильвермана, Даунса (табл. 7, 8, 9).
  • 6. Провести и оценить результаты «пенного теста» Климентса (определение степени зрелости сурфактантной системы лёгких).
  • 7. Измерить и оценить артериальное давление, частоту сердечных сокращений и дыханий, степень насыщения гемоглобина кислородом (SaO2) у новорожденных детей.
  • 8. Интерпретировать результаты рентгенологического обследования, клинических и биохимических анализов (см. V курс).
  • Заболевания лёгких.
  • Заболевания сердца.
  • Заболевания органов брюшной полости.
  • 9. Определить показания для проведения фототерапии и заменного переливания крови новорождённому.
  • Методика проведения зпк
  • 10. Поставить клинический диагноз согласно принятой классификации.
  • 12. Провести расчёт объёма и определить состав инфузионной терапии.
  • 10 Золотых правил, снижающих опасность внутривенных инфузий
  • Периоды инфузионной терапии у новорождённых.
  • 13. Провести внутривенное струйное и капельное вливание лекарственных веществ с помощью инфузионного насоса (инфузатора). Венепункция (флеботомия) у новорождённых детей.
  • 14. Катетеризировать мочевой пузырь и определить суточный и почасовой диурез (см. V курс).
  • 15. Определить режим тепла и влажности для новорождённого ребёнка в зависимости от степени зрелости и тяжести состояния.
  • 16. Назначить питание (энтеральное и парентеральное) и питьевой режим новорождённым в зависимости от степени зрелости и имеющейся патологии.
  • Аб­со­лют­ные по­ка­за­ния для па­рен­те­раль­но­го пи­та­ния:
  • От­но­си­тель­ные по­ка­за­ния:
  • Противопоказания для проведения парентерального питания:
  • 18. Рассчитать дозы и разведения лекарственных средств, применяемых для новорождённых (см. Литературу по фармакотерапии).
  • Лекарственные средства при лечении перинатальных
  • 19. Оформить медицинскую документацию.
  • 3. Цикл обучения «Патология новорождённых и недоношенных детей»
  • III. Настоящая беременность:
  • I. Оценка состояния ребёнка:
  • II. Показатели физического развития:
  • II. Расчёт количества молока для недоношенных детей.
  • II. Противопоказания:
  • III. Подготовка к проведению процедуры и техника выполнения:
  • IV. Механизм влияния сухой иммерсии на организм:
  • I. Рентгенография черепа.
  • II. Рентгенография шейного и др. Отделов позвоночника:
  • III. Рентгенография органов грудной клетки.
  • I. Показания:
  • III. Очистительные клизмы противопоказаны:
  • IV. Подготовка к проведению процедуры:
  • V. Техника постановки клизмы:
  • 4. Цикл обучения «Гематология»
  • Перечень обязательного минимума практических умений
  • 4. Выявить симптомы поражения органов гемопоэза при клиническом обследовании (осмотр, пальпация, перкуссия).
  • 5. Провести и оценить эндотелиальные пробы (жгута, щипка, баночная).
  • 13. Проведение лечебной иммобилизации при гемофилии.
  • 4. Выявить симптомы поражения органов гемопоэза при клиническом обследовании (осмотр, пальпация, перкуссия).
  • 5. Провести и оценить эндотелиальные пробы (жгута, щипка, баночная).
  • 6. Знать методику забора материала для лабораторных исследований (костномозговая пункция, взятие крови из вены). Костно-мозговая пункция:
  • 7. Определить группу крови.
  • Тарелку или белую пластинку делят на квадраты.
  • 8. Оценить результаты клинического и биохимического анализов крови.
  • 9. Оценить результаты исследования миелограммы, коагулограммы, осмотической стойкости эритроцитов,
  • 10. Оценить результаты рентгенологического исследования, ультразвукового сканирования, компьютерной томографии, магнитно-резонансного сканирования.
  • 11. Обосновать этиотропную, патогенетическую, посиндромную терапию с учётом возраста ребёнка; провести коррекцию питания (при оформлении истории болезни).
  • Апластический криз.
  • 13. Проведение лечебной иммобилизации при гемофилии.
  • 14. Переливание препаратов крови.
  • 15. Оформить медицинскую документацию.
  • 5. Цикл обучения «Нефрология»
  • 1. Установить психологический и речевой контакт с больными нефрологического профиля и их родственниками.
  • 9. Оценить ферменты мочи, электролиты, бактериурию.
  • 10. Оценить результаты провокационных проб (эритроцитарную, лейкоцитарную).
  • 11. Подготовить больного к ультразвуковому, рентгенологическому обследованию.
  • 12. Оценить результаты эхосонографии, рентгенологического, радиологического методов исследования мочевыделительной системы.
  • 13. Обосновать этиотропную, патогенетическую, посиндромную терапию, назначить режим, питание больного ребёнка (при оформлении истории болезни).
  • 1. Собрать и оценить генеалогический анамнез, анамнез жизни и болезни ребёнка.
  • 6. Произвести итоговую запись антропометрического исследования:
  • 4. Оценить нервно-психическое развитие (нпр) детей раннего возраста (см. Учебное пособие для 5 курса).
  • 5. Знать методику забора крови для биохимических, серологических исследований и оценить их результаты.
  • 6. Знать методику внутривенного струйного и капельного введения инфузионных растворов; внутривенного и внутримышечного введения лекарственных препаратов.
  • 7. Удалить слизь из верхних дыхательных путей.
  • 8. Провести подачу увлажнённого кислорода с помощью банки Боброва, через носовые катетеры, маску, в кислородной палатке.
  • 9. Провести перкуссионный и вибрационный массаж.
  • 10. Применить компрессы на живот.
  • 11. Провести очистительные и лечебные клизмы.
  • 12. Провести газоотведение из кишечника.
  • 13. Обработать полость рта при кандидозном стоматите (молочнице).
  • 14. Провести забор кала для копрологического и микробиологического исследования. Оценить результаты исследования.
  • 15. Оценить нагрузочные пробы с глюкозой, д-ксилозой, лактозой у больных с синдромом нарушенного всасывания.
  • 16. Оценить температурные кривые у детей раннего возраста катетером.
  • 17. Применить физические методы охлаждения при лихорадке у детей.
  • 19. Знать методику взятия спинномозговой жидкости у ребёнка раннего возраста для лабораторного исследования.
  • 20. Оценить результаты рентгенологических, ультразвукового методов исследования.
  • 6. Произвести итоговую запись антропометрического исследования:

      Дата измерения.

      Возраст ребёнка.

      Результат каждого измерения в см или кг , а рядом с этими результатами в скобках – номера центильных зон, к которым они относятся в таблицах стандартов.

      Общая оценка антропометрических данных – уровень физического развития, степень гармоничности развития (отмечается наиболее отклоняющийся признак, если такой имеется).

    4. Оценить нервно-психическое развитие (нпр) детей раннего возраста (см. Учебное пособие для 5 курса).

    5. Знать методику забора крови для биохимических, серологических исследований и оценить их результаты.

      Взятие крови проводят строго натощак.

      Работают с кровью в резиновых перчатках, маске, защитных очках и водонепроницаемом переднике. Для пункции используют иглу достаточно больших размеров с коротким срезом.

      Кожа над местом прокола обрабатывается спиртом.

      После высыхания кожи пунктируют периферическую вену. Взятие крови желательно производить без наложения жгута (сдавление конечности и травматичная пункция снижают точность исследо­вания). При недоступных венах допустимо кратковременное, не бо­лее 2 мин (только во время входа иглы в вену), наложение слабой перетяжки не более 30 мм рт. ст.

      Для биохимических исследований кровь берут шприцем и вводят без иг­лы в пробирку (шприц и пробирка с притертой пробкой должны быть сухими).

      Кровь на коагулограмму набирают в пробирки, содержащие антикоагулянт свободным током, перемешивая её с антикоагулянтом покачиванием или лёгким встряхиванием. Кровь должна быть исследована непосредственно после взятия, не позднее 3 ч, при условии хранения при температуре от +2 °С до +8 °С.

      Кровь на серологические исследования берут натощак из локтевой вены в стерильную пробирку в количестве 5-7 мл дважды через 10-14 дней; кровь на гепатит, ВИЧ-инфекцию – из вены в сухую центрифужную пробирку в количестве 5 мл.

      После извлечения иглы к месту укола в течение 1-2 минут прижимают ватку, смоченную спиртом. Потом накладывают сухой стерильный кусочек бинта и фиксируют его полоской лейкопластыря (чтобы не образовалась гематома).

    6. Знать методику внутривенного струйного и капельного введения инфузионных растворов; внутривенного и внутримышечного введения лекарственных препаратов.

    Внутримышечные инъекции

      Ребёнка укладывают на живот.

      Выбирают зону для инъекции: верхне-наружные ква­нты ягодиц, область лопатки, мышцы бедра и плеча.

      Для детей до 7 лет используют иглы длиной 4-5 см.

      Кожу в месте инъекции слегка растягивают и, держа шприц перпендикулярно к коже, делают быстрый прокол.

      Чтобы жидкость более равномерно распространялась в толще мышцы, её вводят таким образом, что игла в ходе инъекций медленно вытягивается.

      Извлекают иглу строго вертикально, придерживая кожу ватным тампоном, смоченным спиртом.

    Внутривенное струйное введение лекарств

      Выбирают место инъекции (в раннем возрасте удобны под­кожные вены головы - височная, лобная, теменная). При необходимости пунктируются вены тыльной стороны кисти и стопы, на внутренней стороне лодыж­ки. В затруднительных ситуациях инъекция может быть сделана в любую поверхностно расположенную вену.

      Чтобы рельеф подкожных вен и продвижение иглы под кожей к вене хорошо просматривались, источник света дол­жен находиться слева.

      Шприц заполняют лекарственным раствором.

      Перед пункцией поверхностной вены головы место прокола освобождают от волос, кожу обрабатывают спиртом.

      В мо­мент венепункции и инъекции голову ребёнка фикси­руют.

      Чтобы в момент прокола вена не ускользала, её фиксируют большим и указательным пальцами ле­вой руки, слегка натягивая при этом кожу.

      В момент прокола иглу лучше держать срезом книзу, чтобы опасность сквозного прокола вены была меньшей. Направление иглы во время прокола соответствует току крови к сердцу; нельзя производить впрыскивание, встречное току венозной крови. Кожу прокалыва­ют под острым углом. В момент прокола вены игле придают почти параллельное с кожей положение.

      Прокол вены можно делать одной иглой, без шприца, или иглой, соединенной со шприцем, наполненным лекарственной жидкостью. При правильном введении иглы в вену из иглы начи­нают вытекать капли венозной крови или, если она соединена со шприцем, кровь проникает в содержимое шприца.

      Убедившись, что игла попала в вену, её продвигают примерно на 0,6 см глубже и медленно производят впрыскивание. При этом нужно внимательно следить за состоянием больного.

      После извлечения иглы к месту укола в течение 1-2 минут прижимают вату, смоченную спиртом. Потом накладывают сухой стерильный кусочек бинта и фиксируют его полоской лейкопластыря, чтобы не образовалась гематома.

      Когда не удаётся пунктировать вену, прибегают к венесекции. Делают разрез длиной 1,5-2 см и осторожно тупой стороной пинцета отделяют от тканей вену, подводят под неё две кетгутовые лигатуры и нижнюю (дистальную) завязывают. Вену прокалыва­ют иглой или, сделав продольный разрез, вставляют в него зонд (или канюлю), закрепляя лигатурой.

    Внутривенное капельное введение лекарств

      Используют серийно выпускаемые аппараты или простое устройство, которое может быть смонтировано в каждом лечебном учреждении. Система состоит из флакона или ампулы с лекарственной жидкостью, капельницы, контрольной стеклянной трубки, канюли для соединения с иглой, иглы, соединительных рези­новых трубок, винтового или пружинного зажима.

      Инфузии производят из флаконов, в которых ле­карства хранятся. Флакон с лекарством укре­пляют вверх дном на штативе, примерно на высоте 1 метра над больным. Пробку флакона освобождают от металлического диска, обрабатывают спиртом, про­калывают короткой иглой и соединяют её муфту с системой для капельного вливания. Рядом с короткой иглой через пробку проталкивают длинную иглу так, чтобы конец её был выше уровня жидкости. Длинная игла обеспечивает подсос воздуха в ёмкость флакона и беспрепятственное опорожнение его. Все детали, из которых монтируется система для внутривенного вли­вания, должны быть стерильными. Для заполнения системы жидкостью опускают ка­пельницу ниже уровня флакона, придавая ей строго горизонтальное положение, и отпускают зажим. Когда жидкость начнёт выделяться через канюлю ровной струей, а в стеклянной трубке не будет видно пузырь­ков воздуха, вновь накладывают зажим и систему можно считать готовой к работе.

      Производят пункцию вены, фиксируют иглу к поверхности кожи и присоединяют к ней канюлю.

      Если уровень жидкости в капельнице слиш­ком высокий, удаляют из­лишек жидкости. Для этого на резиновую трубку выше капель­ницы на 2-3 см накладывают зажим и на участке между зажимом и капельницей прокалывают трубку стерильной иглой. Через неё шприцем осторожно вво­дят воздух, который вытесняет из капельницы из­лишек жидкости в нижнюю часть системы (в вену).

      Если уровень жидкости в капельнице недостаточен и его надо поднять, ниже и выше капельницы накла­дывают два зажима. Над капельницей прокалывают резиновую трубку одной стерильной иглой, а ниже ка­пельницы другой и вводят шприцем недостающее ко­личество жидкости (верхняя игла играет при этом роль воздухопровода).

      Фиксацию иглы осуществляют следующим образом. Под иглу, введённую в вену, подводят полоску лей­копластыря (шириной 2-3 см), которая охватывает иглу и концами приклеивается к коже. Над погружён­ной частью иглы, перпендикулярно ей, клеят полос­ку лейкопластыря шириной 2-3 см и длиной 6-8 см. Угол между иглой и кожей осторожно заполняют стерильными марлевыми салфетками, служащими для иглы опорой, которые удерживаются двумя длинными широкими полосками лейкопластыря. Для полной га­рантии муфта иглы фиксируется узкой полоской лей­копластыря поперёк иглы.

      Число капель в минуту для детей грудного возрас­та составляет 10-20, при необходимости увеличива­ется до 30-40.

    Таблица 5

    Уровень малых аномалий развития
    Примечание. Дети с выраженным и высоким уровнем MAP при необходимости подлежат консультации у генетика.
    Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО, показывают, что уровень MAP имеет прогностическое значение для дальнейшего формирования состояния здоровья ребенка. В этой связи его определение является необходимым при клиническом обследовании детей в интернатном учреждении.
    Стигмы дизэмбриогенеза (малые аномалии развития )
    Особенности формы черепа:
    – брахицефалия (увеличение поперечного диаметра черепа);
    – долихоцефалия (увеличение продольного диаметра черепа);
    – плагицефалия (уплощенный свод черепа);
    – башенный череп;
    – асимметричный череп;
    – «ягодицеобразный» череп;
    – выступающий затылок;
    – другие особенности формы черепа.
    Особенности строения глаз и лица:
    – микрофтальмия (малые размеры глазного яблока);
    – узкая глазная щель;
    – эпикант (вертикальная полулунная кожная складка, спускающаяся с верхнего века у внутреннего края глаза);
    – птоз (опущение верхнего века);
    – гипертелоризм (широко расставленные глаза);
    – гипотелоризм (узко расставленные глаза);
    – монголоидный разрез глаз (приподнятые наружные углы глазных щелей);
    – антимонголоидный разрез глаз (опущенные наружные углы глазных щелей);
    – гетерохромия (различный цвет радужки правого и левого глаза или неодинаковая окраска участков радужки одного глаза);
    – колобома радужки (дефекты тканей радужки);
    – другие особенности строения глаз;
    – сросшиеся брови;
    – переносица запавшая;
    – переносица выступающая;
    – переносица широкая;
    – прогнатизм (выступающая вперед верхняя челюсть);
    – ретрогнатия (сдвиг верхней челюсти кзади);
    – микрогнатия (малые размеры верхней челюсти);
    – «рыбий (карпий)» рот;
    – высокое нёбо;
    – короткая уздечка;
    – расщепление маленького язычка;
    – короткое нёбо;
    – искривление носовой перегородки;
    – другие особенности строения носогубной области и рта.
    Аномалии строения органов слуха:
    – гипоплазия отдельных структур раковины уха (недоразвитие);
    – гиперплазия отдельных структур раковины уха (увеличение);
    – примитивная форма раковин;
    – низко расположенные уши;
    – высоко расположенные уши;
    – приросшая мочка;
    – измененный противозавиток;
    – «звериное» ухо;
    – другие деформации раковины уха.
    Особенности строения зубов:
    – диастема (чрезмерно широкие промежутки между передними резцами верхней челюсти);
    – дисплазия (нарушение развития ткани зубов);
    – дистрофичные зубы (нарушение питания тканей зубов);
    – другие особенности строения зубов.
    Особенности строения шеи:
    – короткая шея;
    – крыловидные складки;
    – очень длинная шея;
    – другие особенности строения шеи.
    Особенности строения грудной клетки и позвоночника:
    – короткое или длинное туловище;
    – асимметричная грудная клетка;
    – гипертелоризм сосков (широко отставленные друг от друга);
    – низкое расположение пупка;
    – отсутствие мечевидного отростка;
    – раздвоенный мечевидный отросток;
    – расхождение прямых линий живота;
    – широкое пупочное кольцо;
    – другие особенности строения грудной клетки и позвоночника.
    Особенности строения конечностей:
    – брахидактилия (укорочение пальцев рук или ног);
    – арахнодактилия (удлинение и утончение пальцев рук или ног);
    – синдактилия (полное или частичное сращение пальцев кисти или стоп);
    – полидактилия (увеличение числа пальцев на руках или ногах);
    – поперечная складка на ладони;
    – клинодактилия (искривление или расположение пальцев косо);
    – искривление пальцев;
    – короткий большой палец на руках;
    – короткий большой палец на ногах;
    – укорочение мизинца;
    – девиация мизинца (отклонение);
    – 4-й палец короче 2-го;
    – выступающая пятка;
    – плоскопяточные стопы;
    – птеродактилия (перепонки между пальцами);
    – сандалевидная щель;
    – двузубец на стопе;
    – трезубец на стопе;
    – другие особенности строения кисти и стопы.
    Особенности развития мочеполовой системы:
    – крипторхизм (отсутствие в мошонке одного или обоих яичек);
    – незаращение крайней плоти;
    – увеличенный клитор;
    – другие особенности развития мочеполовой системы.

    Генеалогический анамнез ребенка и его скрининговая оценка
    Генеалогический анализ проводится после составления родословной. Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье, числе родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья и причинах смерти.
    После составления родословной анализ генеалогического анамнеза проводится в трех основных направлениях:
    1) выявление моногенных и хромосомных заболеваний;
    2) количественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза;
    3) качественная оценка отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
    Для количественной оценки отягощенности генеалогического анамнеза используется индекс накопления хронических заболеваний в семье пробанда (генеалогический индекс) – I о, разработанный на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО (З.С. Макарова). Он определяется по формуле:


    Оценка отягощенности генеалогического анамнеза (по I o):
    0-0,2 – низкая;
    0,3–0,5 – умеренная;
    0,6–0,8 – выраженная;
    0,9 и выше – высокая.
    Дети с выраженной и высокой отягощенностью относятся к группе риска по генеалогическому анамнезу.

    Социальный анамнез
    Краткая характеристика социального анамнеза и его параметры приведены в табл. 6.

    Таблица 6

    Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика


    Группы риска по социальному анамнезу рассматриваются в табл. 7

    Таблица 7

    Оценка социального анамнеза, выделение групп риска

    Примечание. К диспансерной группе риска можно также отнести наличие только таких факторов риска, как отказ от ребенка, лишение родительских прав, ребенок-подкидыш, постоянное избиение ребенка родителями, отсутствие у семьи постоянного места жительства.
    Полное исследование первого критерия здоровья позволяет выявить и оценить все имеющиеся факторы риска в раннем онтогенезе ребенка, а также осуществить по их совокупности эффективный прогноз последующего формирования здоровья и дальнейшего развития ребенка.
    II. Уровень физического развития и степень его гармоничности
    Оценка физического развития проводится с учетом общепризнанных возрастных группировок и использованием центильных таблиц. Она зависит от расположения полученных результатов антропометрических измерений в центильных интервалах. При сочетанной оценке длины и массы тела может применяться следующая схема:
    1) нормальное физическое развитие – положение параметров длины тела в центильных зонах 3–7 и массы тела – в зонах 3–6;
    2) отклонение в физическом развитии – положение результатов измерения в центильной зоне 2 говорит о сниженном показателе, в центильной зоне 1 – о низком, в зоне 7 – о повышенном показателе, а в зоне 8 – о высоком.
    III. Уровень нервно-психического развития и степень его гармоничности
    Уровень нервно-психического развития оценивается по показателям нервно-психического развития, разработанным сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии РМАПО (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт) с определением группы развития или группы риска (К.Л. Печора, Фрухт Э.Л.). Данный критерий тесно коррелирует с уровнем соматического состояния здоровья детей раннего возраста и является прогностическим в отношении дальнейшего развития ребенка.
    IV. Степень резистентности детского организма
    Степень резистентности оценивается по числу эпизодов острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года, предшествующего обследованию. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу резистентности (I r), который рассчитывается по формуле:
    Оценка резистентности:
    хорошая – число эпизодов острых заболеваний 0–3 в течение года (I r = 0–0,32);
    сниженная – число эпизодов острых заболеваний 4–5 в течение года (I r = 0,33-0,49);
    низкая – число эпизодов острых заболеваний в течение года – 6–7 (I r = 0,5–0,6);
    очень низкая – число эпизодов острых заболеваний 8 и более в течение года (I r > 0,67).
    Ребенок считается часто болеющим, если он в течение года переносит 4 и более острых заболеваний или его индекс резистентности составляет 0,33 и выше.
    V. Уровень функционального состояния организма ребенка
    Этот критерий оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных методов исследования, на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка.
    Поведение ребенка является важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестное выражение. Показатели поведения , выявленные Э.Л. Фрухт, следующие:
    эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни) – положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное;
    настроение (для детей 2–6 лет):
    а) бодрое, жизнерадостное – положительно относится к окружающим; охотно контактирует с окружающими, с интересом активно играет; дружелюбен, реакции
    эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется; нет страхов;
    б) спокойное – положительно относится к окружающим, менее контактирует с окружающими по своей инициативе, чем при бодром состоянии; спокоен, активен; реакции менее окрашены эмоционально;
    в) раздражительное, возбужденное – плаксивость, раздражительность; неадекватно относится к окружающим; может быть бездеятелен или деятельность неустойчива; может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;
    г) подавленное – вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо (громко) плакать;
    д) неустойчивое – может быть весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты, быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому;
    засыпание – спокойное, быстрое, длительное, беспокойное, с воздействием на ребенка, сочетание всех (многих) форм нарушения засыпания;
    сон (дневной – ночной) – глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный, прерывистый, длительный (соответствующий возрасту), укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями, сочетание всех (многих) форм нарушения сна;
    аппетит – хороший, неустойчивый, плохой, избирательный, повышенный;
    поведение во время приема пищи – отказ от пищи, много нелюбимых блюд, мало ест, ест медленно, набирает в рот и не жует, не умеет жевать, сосет пищу, безразличен к еде, ест через силу, ест с жадностью, оставляет (недоедает всегда), сочетание нескольких форм нарушения аппетита;
    характер бодрствования – активный, малоактивный, пассивный;
    взаимоотношения со взрослыми
    взаимоотношения с детьми – положительные, отрицательные, отсутствие взаимоотношений, инициативные, ответные, неустойчивые, сочетание нескольких форм;
    отрицательные привычки (автоматизм, стереотипы) – нет отрицательных привычек; сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает, крутит волосы, шмыгает носом, наморщивает лоб или нос, часто моргает, онанирует и др., агрессивен – кусается, царапается, дерется и др., сочетание нескольких форм;
    другие индивидуальные особенности – контактен, доброжелателен, груб, жесток, ласков, навязчив, любознателен, очень интересуется окружающими, не интересуется окружающими, инициативен, деятелен, легко обучаем, необучаем, нелюбознателен, безынициативен, двигательно расторможен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, вынослив, легко утомляем, долго убирает игрушки, долго одевается, боится темноты, животных, неизвестности и пр., сочетание нескольких форм.
    Оценка поведения и выделение групп риска
    Без отклонений.
    Незначительные отклонения (группа внимания) – отклонение по одному показателю.
    Умеренные отклонения (группы риска) – отклонения в поведении по двум-трем показателям.
    Выраженные отклонения (группа высокого риска) – отклонения в поведении по четырем-пяти показателям.
    Значительные отклонения (диспансерная группа риска) – отклонения в поведении по шести и более показателям.

    Адаптационные возможности детей раннего возраста можно оценить по особенностям течения адаптации к изменившимся микросоциальным условиям, в частности, к поступлению в дом ребенка. Выраженность, полиморфизм и цикличность клинических проявлений у детей первых лет жизни позволяют расценить ее как «адаптационную болезнь» (по данным З.С. Макаровой).

    Классификация адаптации
    По типу
    1. Функциональные нарушения центральной нервной системы (отклонения в поведении и соматовегетативные отклонения).
    2. Снижение резистентности (повторные острые заболевания и соматовегетативные отклонения).
    3. Смешанный тип (отклонения в поведении, повторные острые заболевания и соматовегетативные отклонения).
    По течению
    1. Острое (до 30 дней).
    2. Подострое (30-120 дней).
    3. Рецидивирующее (в течение года отмечаются периоды улучшения, чередующиеся с возобновлением прежней клинической симптоматики).
    По тяжести
    1. Легкая (незначительные отклонения в поведении, отсутствие острых заболеваний или редкие, без осложнений, I оз = 0 – 0,4; отсутствие соматовегетативных отклонений).
    2. Средней тяжести (выраженные отклонения в поведении. Но не требующие медикаментозной коррекции; повторные острые заболевания без осложнений I = 0,5 – 0,9; небольшие соматовегетативные отклонения).
    3. Тяжелая (выраженные отклонения в поведении, требующие медикаментозной коррекции, консультации у психоневролога; частые острые заболевания с осложнениями, I оз =1,0 – 1,75; выраженные соматовегетативные отклонения).
    Стадии адаптации
    1. Выраженные клинические проявления (острый период).
    2. Обратное развитие симптомов.
    3. Адаптированность.

    VI. Наличие или отсутствие хронических заболеваний, врожденных пороков развития, функциональных или морфофункциональных отклонений в состоянии здоровья
    Критерий оценивается по результатам клинических осмотров педиатра, заключений специалистов, а также дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования.
    Комплексную оценку состояния здоровья детей в доме ребенка осуществляет врач-педиатр на основании исследования всех перечисленных шести критериев, результатов обследований, данных лабораторных и инструментальных методов, а также заключений специалистов. Им дается заключение о принадлежности ребенка к одной из пяти имеющихся групп здоровья.
    В соответствии с выраженностью клинических проявлений, уровнем компенсаторных возможностей и степенью нарастания риска формирования хронических заболеваний в пределах II группы здоровья выделяются ПА, ПБ и ПВ группы (табл. 8).

    Таблица 8

    Критерии выделения групп ПА, ПБ и ПВ в пределах II группы здоровья (З.С. Макарова)


    Остановимся более подробно на характеристике пяти групп здоровья, являющихся результирующими комплексной оценки, проводимой педиатром дома ребенка, и отражающими уровень индивидуальной «меры здоровья» каждого конкретного ребенка.
    I группа здоровья – здоровые дети, не имеющие отклонений ни по одному из шести основных критериев здоровья;
    IIА группа здоровья – дети, имеющие отклонения только по первому (обусловливающему здоровье) критерию здоровья (дизонтогенетические нарушения, отягощенность генеалогического и/или социального анамнеза); в качестве маркера может выступать превышение порога малых аномалий развития;
    IIБ группа здоровья – дети с функциональными и морфофункциональными отклонениями в состоянии здоровья, не имеющими выраженных клинических проявлений, с сохранением или небольшим снижением компенсаторных и адаптационных возможностей. Например:
    снижение резистентности с увеличением числа эпизодов острых заболеваний в течение года до 4–7 (I r = 0,33 – 0,6);
    снижение адаптационных возможностей с развитием адаптационной болезни, протекающей в среднетяжелой форме;
    наличие отклонений в физическом развитии: повышенная (центильная зона 7) или сниженная (центильная зона 2) масса тела; сниженная длина тела (центильная зона 2);
    наличие отклонений в нервно-психическом развитии (отставание в развитии на один эпикризный срок – II группа развития; высокое развитие – опережение в развитии более чем на два эпикризных срока);
    незначительные или умеренные отклонения в поведении;
    преданемические состояния (снижение гемоглобина до нижних границ нормы);
    функциональный сердечный шум;
    дисбактериоз кишечника в стадии компенсации или субкомпенсации (I, II степень);
    рахит I степени, начальные проявления;
    аномалии конституции (диатезы);
    незначительные проявления пищевой, лекарственной аллергии;
    аденоиды I степени; гипертрофия миндалин I–II степени;
    перинатальная энцефалопатия без выраженных клинических проявлений и т. д.
    IIВ группа здоровья – дети с функциональными и морфо-функциональными отклонениями в состоянии здоровья, сопровождающимися манифестными клиническими проявлениями, снижением компенсаторных и адаптационных возможностей. Например:
    снижение резистентности с увеличением числа эпизодов острых заболеваний до 8 и более в течение года(I r = 0,67 и выше);
    снижение адаптационных возможностей с развитием адаптационной болезни, протекающей в тяжелой форме, а также имеющей рецидивирующее течение;
    наличие отклонений в физическом развитии: высокая (центильная зона 8) или низкая (центильная зона 1) масса тела; высокая (центильная зона 8) или низкая (центильная зона 1) длина тела (при отсутствии эндокринной патологии);
    наличие отклонений в нервно-психическом развитии (отставание в развитии на 2 и более эпикризных срока – группа развития 3–4);
    выраженные или значительные отклонения в поведении, развитие невротических или неврозоподобных нарушений (страхи, патологические привычные действия, энурез, тики и т. д.);
    анемия легкой степени;
    малые аномалии сердца (открытое овальное окно, аномально расположенная хорда);
    дисбактериоз кишечника в стадии декомпенсации (II, III степень);
    рахит I–II степени;
    проявления пищевой, лекарственной аллергии, сохраняющиеся в течение длительного времени (1–2 года);
    аденоиды I–II, II степени без явлений аденоидита, гипертрофия миндалин II, II–III степени;
    перинатальная энцефалопатия с манифестными клиническими проявлениями и т. д.
    III группа здоровья – дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации.
    IV группа здоровья – дети, имеющие хронические заболевания в состоянии субкомпенсации.
    V группа здоровья – дети, имеющие хронические заболевания в состоянии декомпенсации. Дети с ограниченными возможностями.
    Приведенные основные критерии и методы комплексной оценки состояния здоровья детей раннего возраста, а также более детальная дифференциация II группы здоровья (группы риска) обеспечивают, кроме общепринятого, клинический подход с определением индивидуального уровня, «меры здоровья» каждого конкретного ребенка, находящегося под наблюдением педиатра в доме ребенка, а также позволяют осуществить прогноз его последующего развития с назначением адекватных профилактических и оздоровительно-реабилитационных мероприятий и оценить эффективность реабилитационных воздействий с последующим анализом эффективности.

    2. Особенности здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка

    По данным официальной статистики (Доклад «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года») в период с 1992 по 2002 г. число детей, воспитывающихся в домах ребенка, увеличилось на 10 %. При этом число домов ребенка уменьшилось (с 257 до 249) за счет сокращения маломощных учреждений и создания более крупных, число мест в которых составляет от 100 до 160. В настоящее время в 249 домах ребенка России воспитывается 19337 детей. Большинство детей, поступающих на воспитание в дома ребенка, – социальные сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (75,87 %); дети, переданные от родителей, составляют 24,13 %. Число же истинных сирот в течение многих лет не превышает 10 %. Удельный вес детей-сирот, детей, чьи родители лишены родительских прав и родители которых неизвестны в период с 1992 по 2002 г. вырос в 1,6 раза. Постоянно увеличивается число «отказных» детей. Исследования, проведенные на кафедре поликлинической педиатрии РМАПО, показали, что среди детей с ограниченными возможностями так называемых отказных воспитанников более 80 %.
    Анализ возрастного состава показал, что более 60 % детей принимаются в интернатное учреждение на первом году жизни. Доля детей первого года жизни за 10 лет выросла в 1,4 раза.
    Большинство воспитанников домов ребенка имеют отягощенный социально-биологический анамнез. По данным М.В. Лещенко, 85,4 % матерей и 80,3 % отцов регулярно употребляют алкоголь, около 40 % матерей курят. В неблагоприятном для деторождения возрасте к моменту рождения ребенка находились 46,9 % матерей. Скудность анамнестических данных не позволяет в полной мере оценить генетический «груз» воспитанников домов ребенка, однако по крайней мере у 34,6 % детей матери страдают психоневрологическими заболеваниями.
    При поступлении в дом ребенка у большинства детей отмечается неблагоприятный биологический анамнез. Осложненное течение антенатального периода(в соответствии с сопровождающей ребенка медицинской документацией) отмечалось почти в 70 % случаев, интранатального – у 60,8 % детей. Наблюдается тенденция роста числа женщин (социально неблагополучных), не наблюдающихся в женской консультации в период беременности, а также увеличения количества домашних родов. Несомненно, эти обстоятельства являются серьезными факторами риска для здоровья детей. В последние годы увеличилось количество детей, поступающих на воспитание от матерей, страдающих инфекциями, передающимися половым путем, что является медицинской и социальной проблемой, поскольку требует верификации диагноза внутриутробной инфекции и дифференцированного подхода к ведению таких детей.
    Отмеченные особенности биологического и социального анамнеза объясняют высокий процент преждевременно рожденных детей среди воспитанников домов ребенка. По данным М.В. Лещенко, недоношенные составляют 36,6-48,8 % (в зависимости от региона), при этом глубоко недоношенные – 5,7 %. Выше, чем в популяции в целом, и количество детей, имеющих задержку внутриутробного развития (более 50 % всех недоношенных). Отмечается высокий уровень заболеваемости периода новорожденности, который составляет 1890 на 1000 детей, что превышает таковой в популяции. Патология периода новорожденности отмечается почти у 80 % детей. Приведенные показатели представляются закономерными, учитывая высокую степень отягощенности биологического и социального анамнеза у этих детей.
    Неблагополучие периода раннего онтогенеза отражается у большинства детей в высоком уровне стигматизации: 63,7 % воспитанников имеют 8–9 стигм, 20 % – 10 и более признаков нарушения онтогенетического развития. Особую значимость для эффективной диагностической, профилактической, лечебной и реабилитационной работы приобретает знание врачами домов ребенка особенностей онтогенеза поступающих на воспитание детей.
    Согласно материалам, представленным в Докладе «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года», удельный вес воспитанников, отстающих в физическом развитии, составляет 55 %. Проведенная оценка физического развития детей выявила, что лишь 28,3 % детей при поступлении имеют нормальное физическое развитие. Различие связано, по-видимому, с более детальным обследованием детей.
    Основным неблагополучием является дефицит длины, имеющийся у 27,3 % воспитанников, низкие росто-весовые показатели – у 30,3 %. Изучение динамики физического развития выявило, что к концу пребывания детей в доме ребенка нормальное гармоничное физическое развитие имеют лишь 33,3 % детей, у 43,3 % наблюдается дефицит длины тела. Кроме того, нарушения осанки имеют 60,2 % воспитанников, неправильное формирование свода стопы – 62 % детей в возрасте старше четырех лет. Для большинства воспитанников домов ребенка характерна диспропорция объемных размеров туловища, верхних и нижних конечностей. Факторами, определяющими нарушения физического развития, являются нарушения закладки и созревания мышечной и костной ткани во внутриутробный период онтогенеза, последующая дизрегуляция развития со стороны перинатально поврежденной центральной нервной системы, недоношенность значительного числа воспитанников, распространенность «фоновой» патологии (анемия, рахит и т. п.). Вероятно, нарушения в физическом развитии можно трактовать как возможные последствия перинатального повреждения нервной системы у детей с отягощенным биологическим анамнезом, формирующиеся в условиях воспитания в доме ребенка.

    Бытовой анамнез

    Живет в центре города, в двух комнатной квартире с матерью. Ночной сон составляет 10ч. Питание 4 раза в день. Прогулки 1-3 часа в день. Вредные привычки: курит с *** года. В данный момент выкуривает до 4х сигарет в день.

    Эпидемиологический анамнез.

    Профилактические прививки проводились по календарю. Гепатит, туберкулез отрицает, выездов за границу не было.

    Акушерско-гинекологический анамнез.

    Первая менструация в 13 лет. Цикл установился сразу по 27-29 дней, задержек не было.

    Аллергический анамнез.

    Имеет аллергическую реакцию на антибиотики группы пенициллинов и сульфаниламидных препаратов. В анамнезе были аллергические реакции по типу отека Квинке.

    Генеалогический анамнез.

    Родословная.

    II-2 страдает от вазоматорного ренита с 25 лет. Данных о заболеваний у других родственников нет.

    Вывод: Не прослеживается связь между отдельными нозологиями в поколениях.

    Заключение: При опросе и анализе родословной больной наследственных заболеваний и предрасположенностей не выявлено.

    Объективное исследование больного.

    Обследование кожных покровов.

    Осмотр. При осмотре кожа телесного цвета чистая.

    Пальпация. При пальпации кожа умеренной влажности теплая эластичная. Растяжимость кожных покровов на внутренней поверхности 2 см. Манжеточная проба отрицательная, проба Лидде -Канчеловаского- Румпиля отрицательная. Симптом щипка отрицательный, молоточковый симптом отрицательный. Дермографизм появляется после проведения по коже пальцем спустя 20 секунд, в виде полоски красного цвета. Время исчезновения дермографизма через 2 минуты 30 секунд.

    Обследование подкожно-жировой клетчатки

    При осмотре подкожно-жировая клетчатка распределена равномерное, степень развития достаточная

    Пальпация.

    При пальпации подкожно-жировая клетчатка плотно эластичной консистенции участки болезненности отсутствуют. Толщина на уровне пупка 1 см, лопаток 0,9 см, тыльной стороне плеча 0,9, на внутренней поверхности бедра 1 см.

    Пальпация периферических лимфатических узлов.

    При пальпации затылочные, околоушные, подбородочные, шейные передние и задние, надключичные и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые и подколенные лимфатические узлы не пальпируются. Подчелюстные - единичные, мягкие, эластичные, безболезненные, подвижные, не спаянные с окружающей клетчаткой.

    Обследование костно-мышечной системы.

    Оценка мышечной системы.

    Осмотр. При осмотре мышечная масса выражена достаточно, развита симметрично. Тонус мышц в норме. Активные движения без ограничений, сила мышц достаточная, участков болезненности нет

    Оценка костной системы.

    Осмотр. При осмотре форма головы округлая, окружность головы 52 см. Форма грудной клетки в виде ученного конуса симметрична, эпигастральный угол равен 90 градусам, окружность грудной клетки 80 см. Физиологические изгибы позвоночника сформированы, высота стояния плеч и лопаток одинакова, треугольники талии симметричны, форма стоп сводчатая. При осмотре суставов деформаций не обнаружено, активные и пассивные движения в полном объеме.

    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ

    АНАМНЕЗ ЖИЗНИ

    АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    При сборе анамнеза заболевания используется не только расспрос больного и/или его родителей, но и тщательно анализируется вся имеющаяся медицинская документация, особенно у больных с хроническими заболеваниями (амбулаторная карта, выписки из стационара, анализы, протоколы исследований и т.д.).

    Выясняются первые симптомы и возможные причины заболевания, результаты объективного и лабораторно-инструментального обследования при первом обращении за медицинской помощью. Напр., у больных с ранее диагностированными острым лейкозом или апластической анемией обязательным является анализ гемограммы и миелограммы, полученных до начала терапии.

    Изучается проведенное ранее лечение, дозы и длительность приема лекарственных препаратов. У больного с острым лейкозом указывается фаза и наименование протокола (напр., фаза I протокола BFM-AML), у больного гемофилией описывается профилактическое лечение препаратами VIII фактора.

    Очень важным при сборе анамнеза заболевание является оценка эффективности лечения, динамика клинических проявлений заболевания и лабораторных показателей. Напр., у больного с острым лейкозом указывается достижение ремиссии или развитие рецидива, у больного с гемофилией – изменение частоты геморрагических проявлений, у больного с микросфероцитозом – динамика частоты гемолитических кризов.

    В заключении анамнеза заболевания указывается причина госпитализации и ее характер (плановая, экстренная).

    Анамнез жизни собирается в хронологическом порядке.

    Сведения о семье больного ребенка.

    Ф.И.О. возраст, образование, профессия, состояние здоровья, профессиональные вредности и вредные привычки:

    Состояние здоровья ближайших родственников

    Генеалогическое древо

    Заключение по генеалогическому анамнезу

    · Антенатальный период (факторы риска)

    Состояние здоровья матери во время беременности. Токсикозы в I и II половинах беременности, их проявления, кровяное давление, изменения в анализах мочи. Заболевания беременной, их лечение. Условия жизни, труда, питание во время беременности.

    Число беременностей (указать год для каждой) и чем закончилась каждая беременность. Характеристика настоящих родов (нормальные, родостимуляция, кесарево сечение, щипцы, ручное пособие и др.), продолжительность I и II периодов, осложнения в родах, время отхождения околоплодных вод, предлежание.

    · Характеристика новорожденного.

    Доношен или нет (указать срок беременности к началу родов). Оценка по шкале Апгар. Масса тела, окружность головы, груди, длина тела при рождении. Крик (слабый, громкий). Асфиксия. На который день отпал пуповинный остаток, зажила пупочная ранка. Не было ли сыпи, опрелостей. Желтуха: сроки появления, выраженность, как долго держалась. Первое прикладывание к груди, активно ли сосал.



    · Вскармливание.

    Время отнятия от груди, соблюдался ли режим кормления. Смешанное или искусственное вскармливание, причина его, с какого возраста. Какие заменители женского молока использовались? В каком количестве?

    Прикорм: с какого возраста? Чем? Витамины (соки): в каком возрасте, какие, систематически или нет?

    Профилактика или лечение рахита: витамины D 2 ,D 3 (с какого возраста, дозы, длительность), рыбий жир, УФО.

    Перевод на общий стол. Когда?

    Характеристика питания в данный момент. Аппетит: всегда ли хороший (удовлетворительный, снижен).

    Стул: всегда ли нормальный (устойчивый, нет). Стул в настоящее время.

    · Показатели развития ребенка.

    Масса тела в период новорожденности. Когда удвоил массу в сравнении с массой при рождении? Масса тела к 1 году и позже. Появление первых зубов. Сколько зубов было к 1 году? С какого месяца держит голову, переворачивается со спины на живот, сидит, ходит? С какого возраста улыбается, гулит, фиксирует глазами яркие предметы, хватает игрушки, говорит отдельные слова, фразы?

    В старшем возрасте - поведение в семье, в коллективе, когда начал посещать школу, успеваемость в школе.

    · Перенесенные заболевания.

    Во все периоды жизни: новорожденности, до 1-го года и старше. Упоминаются все перенесенные заболевания с указанием возраста; краткая характеристика перенесенных заболеваний (тяжесть, длительность течения, осложнения). Ставился ли диагноз экссудативно-катарального диатеза, рахита.

    Аллергические реакции на пищевые продукты, лекарственные препараты и другие средства. Отмечались ли сыпи в связи с приемом антибиотиков, лекарств, цитрусовых, шоколада и т.д.