Семинар для педагогов доу по экологическому воспитанию. Семинар-практикум для педагогов: «Творческий подход в решении задач экологического воспитания. Песня «Прекрасное далеко»

Цель: воспитание современного, экологически грамотного, социально-активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды. Задачи: Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления; Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром; Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.




Ожидаемые результаты: Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры; Некоторые особенности природы своего края; Основные признаки времен года; Значение природы для человека; Группы растений и животных; Правила поведения в природе. Воспитанники должны уметь: Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе; Выполнять правила личной гигиены; Различать изученные растения и животных; Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя; Подкармливать птиц в кормушках; Ухаживать за комнатными растениями.








Наблюдения за растительным и животным миром, за трудом взрослых. Для меня очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное в природе. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.




Трудовая деятельность в уголке природы или в саду Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.




Чтение литературы, заучивание стихов, составление рассказов Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - формирование духовно – нравственной личности. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.


Музыкальные и спортивные развлечения На экологических праздниках и развлечениях дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, внимательного отношения друг к другу, развиваются определенные навыки культуры поведения в природе, что является основами экологического воспитания.






Результативность: Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков.


Перспективы моей работы: 1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию. 2. Продолжать привлекать родителей к активному участию в работе по экологическому воспитанию детей. 3. Совместное участие с детьми в городских, районных, всероссийских и международных конкурсах.


Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло –голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг… Природа!

«Не то, что мните вы, - природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования.

Задачи:

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии.
2. Показать различные формы творческой работы, применяемые при решении задач экологического воспитания.
3. Развивать творческий и познавательный интерес у педагогов.
4. Воспитывать любовь к природе.

План семинара-практикума:

1. Теоретическая часть:

Доклад «Экологическое воспитание в условиях детско-подростковых клубов» (Искиндирова Г. Б.)

Доклад «Экологическое воспитание на примере ДПК «Балдырған».

2. Практическая часть

2.1. Экологический тренинг для педагогов.
2.2. Игра «Ассоциации».
2.3. Песня «Дорогою добра».
2.4. Решение педагогических ситуаций.
2.5. Экологическая притча.
2.6. Экологическая сказка «Айболит и все - все - все...».
2.7. Решение экологической задачи.
2.8. Игра «Сидячий круг среды обитания».
2.9. Песня «Раненная птица».
2.10. Блиц-конкурс «Как растения и животные погоду предсказывают»
2.11. Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами».
2.12. Игра «Угадай чья веточка».
2.13. Фрагмент игры «Тайны природы».
2.14. Песня «Прекрасное далеко».
2.15. Творческая мастерская «Должны розы зацвести».
2.16. Песня «Изгиб гитары жёлтой».

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Творческий подход в решении задач экологического воспитания».

Теоретическая часть:

Доклад «Экологическое воспитание в условиях детско-подростковых клубов» (приложение)

Доклад «Воспитание экологической культуры в условиях ДПК «Балдырған»

Практическая часть:

В начале практической части нашего семинара я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

Экологический тренинг (под звуки леса)

Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! Откроем глаза и мы снова в нашем клубе.

Песня «Дорогою добра».

Игра «Ассоциации».

Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации» (вхождение в тему), люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие? (приложение № 1)

Попробуйте подобрать ассоциации эко¬логического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Ассоциации экологического содержания:

Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:

  • со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
  • с природным явлением;
  • с животным (зверь, птица, насекомое);
  • с растением (дерево, кустарник, цветок);
  • с минералом.

Пять-шесть педагогов составляют рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.

Решение педагогических ситуаций.

Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания детей.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздается каждой команде по 2 ситуации приложение № 2)

Педагоги выполняют задание. Дается время на обсуждение мнений.

Экология. «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и с окружающей средой».
Чтобы перейти к следующему блоку нашего семинара мне хотелось бы вам зачитать притчу:

«Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще сегодня сделать такого доброго и хорошего».

Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу.

Педагог профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Поэтому в своей работе мы часто используем экологические сказки, одну из них предлагаю посмотреть.

Экологическая сказка «Айболит и все-все-все». (Видео)

По данной сказке мы видим, что глобальные экологические проблемы: Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, отравленные ядами химических предприятий реки, загрязненный воздух, исчезающие леса не произошли сами по себе. И здесь антропогенное воздействие на природу. Я предлагаю участникам решить экологическую задачу:

Экологическая задача: По переписи населения за 2012 год в нашем городе проживает 205 тысяч человек. Если каждый выкидывает в день 1 кг мусора, сколько мусора выкидывается в день в городе? В месяц? В год?

(Решение: 205000 в день, 205000* 30= 6.150.000 за месяц, 6150000* 12= 73.800.000 кг за год).

Для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать ок¬ружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружа¬ющей средой. Лучше всего это делать во время проведения экскурсии на природу. Прежде всего, необходимо обратить вни¬мание детей на условия, без которых дан¬ный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. На¬пример, простой пример цепи питания в природе мы можем проследить по игре «Сидячий круг среды обитания».

Игра «Сидячий круг среды обитания».

Участники получают карточки: «Заяц», «Пища», «Вода», «Жилище». Заяц берет за руку человека с карточкой «Пища», вместе они находят «Воду» и затем «Убежище». Все участники плотно встают в круг плечом к плечу, затем поворачиваются, чтобы видеть затылок впереди стоящего. По команде все садятся на колени друг друга и, подняв руки вверх, начинают передвигать сначала все левую ногу, затем все правую и так круг движется как одно целое. Но вот произошла катастрофа - загрязнилась вода! Вся вода покидает круг. Что случилось со средой обитания?

Песня «Раненная птица».

Блиц-конкурс «Как растения и животные погоду предсказывают»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  • Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  • Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  • С утра лютики распустились и остались раскрытыми весь день - (к хорошей погоде).
  • Аромат цветов усилился - перед дождем.
  • Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  • Ворона кричит зимой - (к метели).
  • Лягушки квакают - (к дождю).
  • Воробьи в пыли купаются - (к дождю).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами».

Яблоко, апельсин, банан, киви, груша. Участник с закрытыми глазами угадывают на запах.

Игра «Угадай чья веточка».

Участники берут пронумерованные веточки, ощупывают, нюхают, пробуют на вкус и определяют название растения.

Фрагмент экологического мероприятия «Тайны природы» проведем с применением интерактивной доски. Станция «Эколог». Задания на слайде, а участникам нужно выбрать категорию и назвать номер вопроса, указывающий количество баллов. Категории: «Знатоки родной природы», «Их нужно спасти», «Маленькие тайны природы», «Лесная аптека».

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)
4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли и настои валерианы употребляют при бессоннице).
5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

1. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голыми, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)
2. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромные места.)
3. Этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на мысль о названии этого жучка. (Божья коровка)
4. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
5. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 1000 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят как пастухи массу тлей - в этом их вред, который, однако, мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

1. Довольно крупная птица, массой 23-33 гр., с коротким толстым клювом на голове черная шапочка, у самца грудь и часть брюшка красного цвета. (Снегирь)
2. Эта птица массой от 300 до 350 гр., размером с грача. Черного цвета с красной шапочкой на голове. Клюв прямой, крепкий, приспособленный к дроблению древесины. (Дятел).
3. Блестяще - черная сверху, с ярко - белой поясницей, низ тела полностью белый. Поселяются колониями. Гнезда лепные крепят к зданиям в виде неполного полушария. (Ласточка)
4. Дневная птица. Населяет степи, полупустыни, пустыни. Крупная (масса от 1 до 18 кг.), плотного телосложения. Окрас пестрый, присутствует рыжий, серый и белый цвет. А голове хохолок. Клюв длинный, крепкий, заостренный на конце. Хорошо летает, бегает и много ходит, почти безголосая. (Дрофа).
5. В Казахстане гнездится в лесостепной зоне. Величиной с воробья масса 18 - 26 граммов. У самца оперение многоцветное, голова серо - стальная, спина коричневая, поясница желто - зеленая, грудь вишневого цвета. Поют громко. Первые трели выводят четко - зябь, зябь. (Зяблик)

Песня «Прекрасное далеко».

Творческая мастерская: коллективная работа из бисера «Должны розы цвести».

Песня «Изгиб гитары жёлтой».

Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Я надеюсь, что вопросы, затронутые на семинаре-практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.

Список используемой литературы

  1. Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д., Николаева Н. В. /Юный эколог. [Текст]. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
  2. Ганичкин А. /Любимые домашние цветы [Текст]. - Москва: Оникс, 2006. - 80 с.
  3. Калецкий А. А. /Калейдоскоп натуралиста [Текст]. - Москва: Оникс, 2011. - 54 с.
  4. Коробцова З. /Лекарственная аптека [Текст]. - Москва: Панорама, 2009. - 98 с.
  5. Лучич М. В. /Детям о природе [Текст].- Москва,1998. - 130 с.
  6. Молодова Л. М. /Игровые экологические занятия с детьми [Текст]- Минск: Асар, 1996. - 128 с.
  7. Никитина Б. А. /Развивающие экологические игры в школе и не только [Текст]- Самара,1996. - 240 с.
  8. Саломахина Г. И. /Наблюдения за сезонными изменениями в природе детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Зима. [Текст]. - Волгоград, 2005. - 49с.
  9. Глобальный экологический кризис - мифы и реальность [Текст]// Қосымша бiлiм және тәрбие. - 2006. - № 4 - 101 с.

Семинар-деловая игра №3.

для воспитателей

«Экологические наблюдения и эксперименты в мини-центре»

Ответственный методист МЦ:

Шершнёва Н.Ю.

Декабрь 2015 г

Цель:

Совершенствовать знания педагогов по организации исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное

сотрудничество между педагогами ДМЦ. Сформировать практические навыки у воспитателей по экспериментальной деятельности в ДМЦ

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогической культуры воспитателей.

Подготовка к семинару – практикуму:

    Подобрать вопросы для деловой игры и видеоматериал, составить конспект.

    Подготовить пособия к организации и проведению семинара.

    Педагогам:

Подготовить раздел «Руководство дидактической игрой» в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

Подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания для детей предшкольного и старшего дошкольного возраста;

Придумать сказку экологического содержания по темам:

«Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь», инсценировать ее.

План деловой игры:

    Вступительное слово. «Роль экологического воспитания в дошкольном образовании».

    Деловая игра.

1 Задание. Составление слов, имеющих отношение к экологии.

2 Задание. Разгадывание кроссворда.

3 Задание. Ответы на вопросы.

4 Задание . Назватьэлементы предметно – развивающей среды мини-центра, используемые для экологического воспитания дошкольников.

5 Задание. Игра « В саду, в поле, в огороде».

6 Задание. Определить высказывание на экологическую тему, подходящее к карточке.

7 Задание. Блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

8 Задание. Работа в лаборатории.

9 Задание. Обыгрывание экологических сказок по темам: «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».

Ход семинара:

Вступительное слово. Ответственный воспитатель Мусабекова О.Н.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою!

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.

Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности.

Методист: Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии – зеленую; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему – красную.

Методист. На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим 4 красные фишки и 8 желтых. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.

Что же такое экология?

Слайд1 «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Задание 1.

В качестве небольшой разминки мы предлагаем вам, объединившись в пары, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.

НАБЛЮДЕНИЕ КИСЛОРОД

СООБЩЕСТВО ЭКСКУРСИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ НАСЕКОМЫЕ

МИНЕРАЛЫ РАСТЕНИЯ

Задание 2. А сейчас объединитесь в группы в зависимости от того, какого цвета буквы вы использовали, собирая слова.

(2 группы рассаживаются за столики определенного цвета).

Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием.

(2 конверта содержат задание: «Разгадай кроссворд» (см. приложение 1)

2 другие – с надписью на конверте внутри «Ассоциации», внутри этого конверта – еще один, в котором написано имя человека)

Методист. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветет как роза», «работает как лошадь», «устала как собака» и.т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к тому человеку, чье имя указано в конверте, не называя его.

Педагоги составляют рассказ, используя предлагаемый план (см. приложение 2), остальные участники пытаются догадаться, о ком идет речь.

Затем проверяется кроссворд, разгаданный педагогами другой команды.

Методист. Что ж, устали вы чуть- чуть?

Предлагаем отдохнуть!

Музыкальная пауза.

Все участники рассаживаются на свои места.

Задание 3.

Методист. Экологическая культура –это не только эмоциональное восприятие,

(умение увидеть сломанную ветку дерева, разоренный муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия.

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.Пришвин.

Формирование бережного отношения к окружающей природе способствует привлечение дошкольников к посильному труду. Какие формы работы можно использовать, решая задачи:

- воспитание экологической культуры;

- формирование навыков взаимодействия с растениями и животными?

Ответы.

воспитание экологической культуры: содержание в порядке территории мини-центра; посильная помощь в очистке близлежащих участков (леса, парка, берега реки); реставрация книг (экономное природопользование)

формирование навыков взаимодействия с растениями и животными:

уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников.

Задание 4 .

Методист. Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в мини-центре создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Назовите элементы предметно – развивающей среды мини-центра, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

Задание 5.

Методист. А сейчас мы предлагаем вам снова побыть детьми. Поиграем в игру

« В саду, в поле, в огороде».

Каждый участник берет карточку, и, в зависимости от того, к какой группе относится его растение, занимает место за своим столиком. Участники, чьи карточки оказались пустыми, садятся на свои места.

(Формируются 2 группы по 2 человека).

Методист. Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Придумайте примеры, подтверждающие эти высказывания.

(Участники команд в течение трех – пяти минут выполняют задание).

Пример: «ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ»

С давних пор по местным рекам Вели и Ваге сплавляли лес. Реки были полноводными, в них было много рыбы.

В результате варварских вырубок окрестных лесов реки обмелели, лес по ним не сплавляют, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.

(Примеры на другие высказывания в Приложении 3).

Задание 6.

Методист.

Рассмотрите таблицу. Определите, к какому подходу при оценке значимости природы для человека относятся высказывания на вашей карточке. (Ответы обсуждаются)

Экологический подход

Традиционный подход

Человек – часть природы

Мир – для человека

Мера вещей – уникальность жизни

(экоцентризм)

Человек – мера вещей

(тропоцентризм)

Согласование потребностей человека с экологическими требованиями

Технологический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность.

Уважение ко всем формам жизни

Человек – хозяин, царь природы.

Высказывания:

    Природа (лес) дает нам ягоды, грибы, поэтому мы должны её беречь.

    Дубравы имеют большое хозяйственное значение, потому что у дуба ценная древесина.

    Грибы бывают съедобные, условно съедобные, несъедобные, ядовитые.

    Надо помогать природе, улучшая её, приумножая богатства.

    Культивирование почвы.

    Выращивание культурных растений.

    Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для наблюдения в детском саду.

    Природа – дом для живых существ, в том числе и для человека.

    Дерево – дом для различных видов животных.

    Деревья имеют большое значение для очищения воздуха.

    Древесные грибы: их значение, связь с деревьями, животными.

    Люди должны учитывать законы природы, действовать в их рамках.

    Самоценность каждого организма в природе, его место в пищевых цепочках.

    Акцент на общение с объектами естественной природы.

    Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе.

Задание 7.

Методист. Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Может быть кто- нибудь из вас напомнит другие приметы?

Задание 8.

Методист. А сейчас посмотрите, пожалуйста, каким номером обозначен стул, на котором вы сидите.

При помощи лотереи мы определим участников для выполнения следующего задания.

(Номера, которые вытянет любой из присутствующих, называются. Выходят педагоги, которые сидят на стульях с данным номером).

Методист. Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно-научного мировоззрения. Превращаясь в «ученых», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

Ваша задача, выбрав себе двоих помощников:

а) по фото (или видеоматериалу) определить тему, по которой проводится опыт и сформулировать цель его проведения;

б) с помощью подготовленных для вас оборудования и материалов провести опыт, назвав так же тему и цель.

Участники вытягивают задание (а или б), подбирают себе помощников и

Выполняют в течение 5 минут.

Задание 9.

Методист. Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Домашним заданием было придумать сказку экологического содержания по темам: «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».

(Участники обыгрывают подготовленные сказки).

Методист. Вот и подошел к концу наш семинар – практикум. Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»,; желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.

Приложение 1

Кроссворд

«Природа вокруг нас».

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

1. Необратимое историческое развитие живой природы.

2. Невидимое живое существо.

3.Растения, которым земная атмосфера обязана появлением свободного

кислорода.

4.Состояние погоды известной местности относительно жары и стужи,

сухости, сырости, длительности времен года и пр.

5.Шестиногий «хозяин земли».

6.Смена мест обитания животных.

7. «Двоякоживущие» (земноводные).

8. Лесные этажи.

Приложение 2.

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются

у вас:

Со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

С природным явлением;

С животным (зверь, птица, насекомое);

С растением (дерево, кустарник, цветок);

С минералом.

Приложение 3.

Все связано со всем.

Пример дан выше.

Все куда - нибудь девается.

Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, увеличивает ее плодородность и урожайность растений.

Все что-нибудь да стоит.

Чтобы чего-нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того, чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

Природа знает лучше.

Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам .

Этот семинар-практикум поможет развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

  1. Экологический тренинг для педагогов.
  1. Представление названия команды.
  2. Разминка.
  3. Блиц – конкурс
  4. Решение педагогических ситуаций
  5. Кроссворд “С днем рождения, земля!”
  6. Творческий конкурс.
  7. Музыкальный конкурс.
  1. Итоги.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологический мост»

Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).

  1. Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах , стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

  1. Разминка.
  1. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это:
    уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3. Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  4. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  5. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  6. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование .)
  7. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  8. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  9. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

1.3.Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
  10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  11. - Ворона кричит зимой – (к метели).
  12. - Лягушки квакают – (к дождю).
  13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

1.4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1.5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. Бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

1.6. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

1.7.Музыкальный конкурс.

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами - это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Предварительный просмотр:

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

ЗАДАЧИ: 1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные); 2. Умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности; 3. Развивать познавательный интерес у педагогов; 4. Воспитывать любовь к природе.

Что такое экология? Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Блиц – конкурс “ Как растения и животные предсказывают погоду ”

Решение педагогических ситуаций ”

Отгадать кроссворд на тему: « C днем рождения, земля!»

Творческий конкурс (нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла бы ее “ отгадать ”)

« МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС » КОМАНДАМ ПООЧЕРЕДНО ИСПОЛНИТЬ ОТРЫВОК ИЗ ПЕСЕН О ПРИРОДЕ.

Спасибо за внимание!


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание - экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов МДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи: Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада; Разработать план работы педагогов в данном направлении; Разработка карты-схемы экологической тропы на территории МДОУ. Участники семинара: педагоги МДОУ, родители. Ход семинара - практикума: Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя... «Творческая мастерская» Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух). (Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

2 Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической направленности и подготовить выступление по плану: 1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т.п.). 2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т.п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами способы реализации и достижения результата. 3. Возраст детей, для которых он предназначен. 4. Где расположен и как оформлен. 5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов указать названия животных, растений). 6. Зонирование помещения (если это требуется). 7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.) Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов. Ведущая: Подведя итог-выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МБДОУ, так и внутри ее. Педагогическая змейка: Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

3 (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами). Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении. Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании * используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);» в) в здании детского сада. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав),

4 мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране» дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада). «Конструкторы». Ведущая: Каждая команда получает два общих задания: Разработать схему экологической тропинки на территории МБДОУ;

5 Разработать схему экологической тропинки в учреждении. На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы. По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания подобной формы экологического воспитания в МДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы на территории МДОУ. Этапы создания и оформления тропинки Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей: > детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому; выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости; фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

6 Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении создания экологической тропы в МДОУ (на территории и внутри детского сада). Основные мероприятия, направленные на создание экологической тропы в МДОУ. 1. Педагогами старшей и подготовительной группы заполняется паспорт будущей экологической тропики, включающий в себя карта-схемы будущей тропы. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинки. 2. Старшим воспитателем и творческой группой разрабатывается дизайн остановок будущей экологической тропы. * 3. Воспитателями средней группы разрабатывается дизайн экологической сферы внутри дошкольного учреждения. 4. Воспитателями младших групп собирается информация о растительном фонде на территории детского сада.


МБДОУДС 4 «Семицветик» г. Сасово. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» Провела: воспитатель Гуськова И.А. Дата проведения: 16 апреля

Экологическая тропа в детском саду Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребенкадошкольника, воспитание начал экологической культуры Задачи: Развитие познавательного интереса

Презентация проекта «Экологическая тропа в детском саду» Выполнила: воспитатель Карпова Л.В. 2018г. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

МКДОУ д/с 5 «Ласточка» Проект «Растения детского сада» (2-ая младшая группа) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Черноусова В.Н. Г.Лермонтов 2014 Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Веснина Елена Александровна воспитатель МКДОУ 7 «Чебурашка» г. Мирный, Архангельская область ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ДЕТСКОМ САДУ Аннотация: в статье описывается опыт приобщения детей

2013г. ВВЕДЕНИЕ Путеводитель по тропе «Тропа удивительных открытий» составлен так, чтобы его материалы могли использовать воспитатели ДОУ при проведении экскурсий с детьми дошкольного возраста. Основное

Проект «Путешествие по экологической тропе» ГБОУ СОШ с. Пестравка структурное подразделение детский сад «Колосок» Авторы презентации: Лахула Татьяна Николаевна Гофман Тамара Николаевна Паспорт проекта.

Выполнили воспитатели старшей группы «Солнышко»: Чичаева Н.А Каширина Е.А Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 12 «Орлёнок» г.лобня В.С.Тихомирова Приказ от «Добро пожаловать в страну «Экология» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СРЕДНЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Использование проектного метода в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Полуэктова М.В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 8 «Черемушка»» г. Тотьма

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА специально оборудованный учебный маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ Из опыта работы инструкторов по физическому воспитанию Колесниченко С.Г. и Панченко Н.Г. МБДОУ «Центр развития ребенка 2» ТУРИСТИЧЕСКИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 18 «ЖУРАВЛИК» «Реализация проекта по созданию природного развивающего комплекса «По Югорским тропинкам» на

Энциклопедия безопасного поведения Раздел: Ребенок и природа «Береги свою планету ведь другой на свете нет» Старшая группа «Теремок» Воспитатель: Юстенюк Т.В. Цель - развитие основ экологической культуры

Экологическая тропа Лето самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность

Экологическая развивающая среда в ДОУ как одно из важных условий реализации системы экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание «это формирование у детей экологического сознания

Пермский край, Краснокамский муниципальный район МБДОУ «Детский сад». 15 «В гостях у осени» педагогический проект для детей старшей группы с ЗПР Разработали. Воспитатели: М.Е Улитина Т.М.Гребенникова Учитель-логопед:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 36 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭКОЛОГИЮ Антропова Светлана Александровна Цель: -дать практическую направленность экологическим знаниям

Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребительское

Младший дошкольный возраст (34ч.) Цель: Формирование основ экологической компетентности через развитие познавательного интереса к природе, способности видеть красоту вокруг себя, желание любить и беречь

План мероприятий в рамках Года экологии (2017) в МБДОУ детском саду «Ладушка» п/п Дата Мероприятия проведения 1. Работа с педагогами Ответственные 1.1 Оформление выставки методической литературы и пособий

Тема: «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы» Воспитатель МБДОУ «Соболенок»: Морокова Т.К. Актуальность Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Разработали: творческая группа педагогов МБДОУ детский сад 15 «Теремок» г. Котовск 2012г. Цель проекта: создание единого эколого-развивающего пространства посредством взаимодействия с образовательными

Утверждаю: Заведующий МКДОУ Савкинский детский сад Приказ 28 от 27.05.2015 /Н.И.Погорелова/ Перспективное планирование на летне оздоровительный период на 2015г Цель работы: Сохранение и укрепление физического

МДОУ Детский сад 101 «Проект - Экологическая тропа в ДОУ» Подготовил: Корнилова В.М. воспитатель высшей категории Тверь, 2016 Тайны живой природы Цель проекта: создание условий в ДОУ для формирования у

Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье Автор проекта: Чемакина В.С., МБДОУ «Детский сад 12» г. Торжок, Тверская область Аннотация Потребительское

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ по формированию экологической культуры дошкольника МАДОУ ЦРР д/с 20 «Дюймовочка» Учитель экологии Гоголинская Наталья Александровна «Маленький ребёнок познаёт мир с открытой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОРОКИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Приложение 1 «Утверждаю» Директор МАУ ДО Сорокинский ЦДТ Л.Н. Батурина Рабочая программа ознакомительного

В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 96 «Ботанический» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по РППС ДОУ по экологическому воспитанию

Центры познавательноисследовательской деятельности на территории ДОУ Мельникова Елена Борисовна Старший воспитатель МБДОУ ЦРР «детский сад 217» г. Барнаула Одним из способов создания единого образовательного

МЕСЯЦ МЕРОПРИЯТИЕ ЦЕЛЬ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СЕНТЯБРЬ Изготовление с детьми книжки малышки «Путешествие осеннего ли сточка» Закрепление представлений детей о характерных признаках

Экологический проект по созданию условий для экологического воспитания детей на прогулочной площадке Воспитатель МКДОУ «Детский сад 5 «Орешек» Коркмазова Мира Аскербиевна г. Черкесск 2016 Экологический

Администрация Дмитровского муниципального района Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОАННОГО ИДА 2 «ЖЕМЧУЖИНКА» 141800, г. Дмитров, мкр. Аверьянова,

План мероприятий в рамках проведения «Года экологии» на 2017г. Мероприятия Срок проведе ния Работа с педагогами 1 Разработка Плана мероприятий и рекомендаций для воспитателей по проведению в 2017 году

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 5 «Золушка» Доклад на тему: Развитие нравственных представлений у дошкольников в процессе общения с природой родного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО КРАСНОЕ!» ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ:

Работа с кадрами 1 Знакомство педагогов с Указом Президента РФ и Указом Президента РБ об объявлении 2017 Годом экологии январь Заведующий 2 Составление плана работы по Заведующий январь «Году экологии

«Современные педагогические технологии в практике работы педагога дошкольном образовательном учреждении по этнокультурному направлению» Ефремова Л. А. воспитатель МДОУ «Детский сад 32 комбинированного

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Материалы подготовила воспитатель 1 кв. категории Губренко С.Г. Санкт Петербург, Колпино 2018 Цель: объединить

План мероприятий в рамках Года экологии, организуемых в МБДОУ ЦРР 5 в году в рамках экологического проекта «Прикоснись к природе сердцем» п/п Мероприятия 1 Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Проект «Книга - лучший друг ребят» Подготовила: Фендрикова Елена Лаврентьевна Воспитатель МБДОУ 1 «Солнышко» «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»

Ландшафтный дизайн участка МДОУ детского сада 5 Наш детский сад 5 расположен в зелёной зоне города Хвалынска. Благоприятная экологическая обстановка и выгодное месторасположение дошкольного учреждения

Визитная карточка: Название: «Центр развития ребенка детский сад 3» Адрес: г. Биробиджан, ул. Пионерская, на карте) д. 88/а (см. Телефон: 33-7-33, 33-7-67 Сайт: http://raduga03.ucoz.ru/ ФИО руководителя

Проект «Мир цветов». Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители. Тип проекта: познавательно

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 8 Г.ГУЛЬКЕВИЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН Проект «Путешествие по страницам сказок писателя В.В.Бианки» Проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 357 городского округа Самара Условия реализации экологического воспитания в МБДОУ 357 г. о. Самара Выполнила: Берняева В. Е. воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тарасовский детский сад «Малышок» «Березка русская моя» Экологический проект Разработала воспитатель Шувалова Нина Ильинична 2013 г. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Детский сад 9 «Малышок» города Вольска Саратовской области ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Тропою познания и открытий» (срок реализации

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен