Правила работы с бумагой. Технология работы с бумагой и картоном Наклеивание узких полосок бумаги и ткани

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №1 выпуска №41 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 10.12.1984 N 350/23-45
(В редакции Постановлений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.09.1986 N 335/20-98, Минтруда РФ от 21.11.1994 N 71)

Клейщик бумаги, картона и изделий из них

§ 89. Клейщик бумаги, картона и изделий из них 1-го разряда

Характеристика работ . Склеивание пакетов, мешков, футляров, конвертов и других изделий массового производства. Роспуск и нанесение клея на детали, изделия из бумаги, картона, фольги и других материалов. Разборка, сортировка расслоя картона по сортам и его склейка. Контроль качества склейки и проклейки изделий.

Должен знать: правила склеивания картона, бумаги, ротопленки, восковки; требования, предъявляемые к качеству склейки изделий.

§ 90. Клейщик бумаги, картона и изделий из них 2-го разряда

Характеристика работ . Проклейка листовой бумаги, картона, вспомогательных и декоративных материалов на клеильно-мазальной машине и вручную. Наклейка потали на картон. Сушка, протирка и укладка картона в пачки. Наклейка поясков на цилиндр ровничной катушки на опрессовочной машине. Свивка сегментов в манжеты на болванках. Регулирование работы машины и наблюдение за чистотой нанесения клея. Подгонка восковки и ротопленки к подкладке, приутюживание расплавленным парафином, а ротопленки - клеем. Предварительная отсортировка непригодных по техническим условиям листов. Счет листов и укладка их в коробки.

Должен знать: устройство и правила обслуживания клеильно-мазальной машины; технологический режим проклейки и склейки; рецептуру, виды и назначение клеев.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Клейщик бумаги, картона и изделий из них » служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция клейщика бумаги, картона и изделий из них, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см.

Бумага и картон - материалы, широко используемые в кружках «Умелые руки» при проведении различных работ. Эти материалы применяются для изготовления игр и игрушек, учебных пособий, моделей и макетов, снаряжения для юннатской работы, предметов домашнего обихода, для переплётных и оформительских работ.

Общедоступность организации работы с бумагой и картоном, возможность последовательного усложнения поделок и постепенного наращивания их трудоёмкости и трудности применяемых рабочих приёмов делают эти работы особенно ценными на начальной стадии занятий детей в кружке. В это время весьма большое значение имеет выработка и закрепление основных трудовых навыков и умений. В дальнейшем удельный вес работ с использованием бумаги и картона обычно снижается за счёт постепенного внедрения других материалов (древесины, металлов, пластических масс, тканей, природных материалов).

Складывание и сгибание бумаги и картона

При складывании листа бумаги его перегибают и, убедившись, что линия сгиба наметилась правильно, при помощи гладилки, движением от себя или слева направо, приглаживают линию сгиба. Пальцами левой руки при этом придерживают обе части листа, чтобы они не сдвигались с места (рис. 1).

Рис. 1. Проглаживание бумаги по линии сгиба

Перед складыванием пачки бумаги в несколько листов (например, при изготовлении тетради, записной книжки или блокнота) все листы сначала сталкивают. Для этого всю пачку ставят на ребро, слегка сгибают листы и лёгкими ударами о поверхность стола или подрезной доски добиваются совпадения нижних сторон всех листов (рис. 2). Затем, ориентируясь на нижнюю сторону пачки бумаги, намечают линию сгиба и производят сгибание.

Рис. 2. Сталкивание пачки бумаги

При изготовлении тетрадей, блокнотов и рукописных журналов из листов бумаги большого формата лучше каждый лист складывать отдельно от других соответствующее число раз. Получающиеся при этом бумажные тетради сшиваются между собой по корешку в блок и обрезаются с трех других сторон ножом по линейке.

При многократном сгибании одного листа бумаги, вдоль линии сгиба, как правило, образуются морщины. Для того чтобы избежать появления таких морщин, рекомендуется разрезать бумагу по каждому очередному сгибу немного более чем на половину его длины. В таких случаях сфальцованный лист не рассыпается и его удобно брошировать и обрезать ножом по линейке.


Рис. 3. Надрезание картона при сгибании под углом

В процессе изготовления картонных коробок, футляров, моделей геометрических тел и т. п. часто встречается необходимость в сгибании картона под прямым углом или под углом, близким к прямому. Для сгибания картона поступают следующим образом. Намечают карандашом линии сгиба и по этим линиям надрезают картон ножом по линейке до половины его толщины После этого картон сгибают так, чтобы сделанные надрезы оказались с внешней стороны рёбер (рис. 3). Чтобы образовавшиеся рёбра были прочнее, их оклеивают полосками прочной бумаги или ткани. Эти полоски полезно наклеивать на линии сгиба даже и в том случае, когда всё изделие предполагается затем целиком оклеить бумагой или тканью.

Часто при сгибании под углом тонкого картона или плотной бумаги, вместо надрезания материала по линиям сгиба, ограничиваются продавливанием этих линий. Для этого по каждой линии сгиба, с внутренней стороны будущего ребра, с нажимом проводят ребром гладилки или обушком клинка ножа.

Рис. 4. Резка бумаги по сгибу

Разрезание бумаги ножом по сгибу

Сложив бумагу, хорошо проглаживают сгиб гладилкой, а если её нет - карандашом или просто ногтем. Затем укладывают бумагу сгибом направо и под острым углом к левой передней кромке стола вводят клинок ножа в сгиб, и, держа нож почти горизонтально и под очень острым углом к линии сгиба, ведут его вдоль этой линии, как показано на рисунке 4. Левой рукой при этом придерживают разрезаемую бумагу, не допуская сдвига листов. Пилить бумагу ножом по сгибу, как это часто делают, не следует: линии реза получаются неровными.

По сгибу разрезают бумагу лишь в тех случаях, когда к качеству работы не предъявляются особые требования. Если же бумага должна быть обрезана совершенно ровно (например, когда обрезаются переплетаемые брошюры, тетради или альбомы), резку её нужно производить острым ножом по линейке.

Резка бумаги и картона ножом по линейке

Качество работы при резке бумаги и картона ножом получается обычно гораздо выше, чем при пользовании ножницами. Поэтому настоятельно рекомендуется приучать детей, начиная с десяти-одиннадцати лет, пользоваться ножом даже при необходимости отрезать небольшую простенькую деталь. Только при вырезании деталей сложных криволинейных очертаний (бумажные аппликации, буквы из картона, сложные по конфигурации развёртки геометрических тел, выкройки игрушек, шаблоны и т. п.) следует применять ножницы.

Резать бумагу и картон ножом рекомендуется на специальной подрезной доске и по металлической линейке. Во избежание порчи, следует запрещать детям использование при резке бумаги и картона деревянных и пластмассовых линеек и угольников, употребляемых для черчения и разметки.

Резка бумаги, картона и переплётных тканей всегда должна производиться только остро отточенным ножом. Поэтому как перед работой, так и в процессе её проведения, необходимо часто точить нож и править его на оселке.

В процессе резки картона и бумаги следует приучать детей к неуклонному выполнению следующих правил.

Разрезаемый материал следует располагать на подрезной доске так, чтобы линия реза шла по направлению древесных волокон доски: от этого повышается качество работы и меньше портится доска. Из тех же соображений рекомендуется подклады-вать под разрезаемый материал ненужный кусок картона или несколько слоев макулатуры (старых газет, обёрточной бумаги и т. п.).

Линейку при резке бумаги и картона нужно возможно сильнее прижимать левой рукой книзу, чтобы сдвигание её с места во время работы было исключено.

Во время резки бумаги рукоятку ножа следует держать сверху четырьмя пальцами. Пятый, указательный палец должен лежать на обушке клинка ножа (рис. 5). Этим пальцем и осуществляется нажим на нож в процессе работы.

Клинок ножа должен во время работы плотно прилегать к рабочей грани линейки, т. е. двигаться в плоскости, перпендикулярной плоскости подрезной доски. Ось ножа при резке бумаги должна быть наклонена к линии реза и составлять с ней угол в 35-45°.

Рис. 5. Резка бумаги ножом по линейке Рис. 6. Резка картона ножом

Внизу - переплётный нож для резки картона (с укороченным клинком)

При разрезании картона желательно применять нож с укороченным клинком. Рукоятку ножа нужно держать в кулаке и так, чтобы ось ножа была чуть-чуть, едва заметно, наклонена в сторону реза (рис. 6). Рука работающего должна быть при этом согнута в локтевом суставе и кисть её - находиться на одной прямой с лучевой костью руки (прямая эта должна быть горизонтальной).

Детей следует с самого начала приучать резать бумагу и картон с лёгким нажимом на нож: при сильном нажиме линия реза легче отклоняется в сторону, что ведёт к браку. В особенности это касается первого реза, который является как бы направляющим для всех остальных.

Подрезную доску вместе с разрезаемым материалом и линейкой рекомендуется располагать так, чтобы резать приходилось либо слева направо, либо движением ножа к себе (последнее удобнее и даёт обычно лучшие результаты). При разрезании материала небольшого формата очень удобно располагать подрезную доску гак, чтобы линия реза образовывала с левой частью переднего ребра крышки стола угол в 70-80°.

Бумагу при резке нужно класть лицевой стороной вниз: в этом случае обрез получается с наружной стороны чище. Это правило особенно необходимо соблюдать при резке мраморной, переплётной, глянцевой и других сортов окрашенной с одной стороны бумаги и в тех случаях, когда линии обреза в готовом изделии будут видны.

Если бумагу или картон необходимо обрезать под угольник с четырёх сторон, то сначала лучше всего обрезать по одной из длинных сторон, затем по двум коротким и, наконец, по второй длинной. Такая схема резки обеспечивает большую её точность.

Резка бумаги и картона по криволинейным контурам

Для резки бумаги и картона по контурам криволинейных очертаний применяют ножницы. Концы ножниц при этом разводятся широко, а резка производится небольшим участком их режущих кромок, непосредственно примыкающим к оси. Вырезаемая деталь, как правило, должна в процессе работы располагаться слева от ножниц, а линия реза должна проходить по правой стороне разметочной линии, проведённой карандашом.

При массовом изготовлении из бумаги небольших по размерам деталей со сложными криволинейными очертаниями бумага складывается, в зависимости от её плотности, в четыре, восемь и более слоев, и вырезание производится по карандашной разметке, нанесённой на верхнем листе. Если детали велики, то листы бумаги, чтобы они в процессе работы не смещались, скрепляют по краям канцелярскими скрепками или булавками.

Для разметки на бумаге и картоне контуров деталей, особенно при их массовой заготовке в кружке, можно применять шаблоны, вырезанные из плотной бумаги, картона или тонкой фанеры. К изготовлению таких шаблонов следует привлекать детей.

Если деталь имеет ось симметрии, то бумагу для шаблона складывают пополам, вычерчивают на ней половину детали так, чтобы ось симметрии совпадала с линией сгиба, вырезают и распрямляют. По полученному бумажному шаблону можно изготовить шаблон из картона или фанеры. Для разметки элемента на листе бумаги или картона шаблон укладывается на этот лист и его контуры обводятся карандашом.

Наклеивание бумаги

При увлажнении и смачивании бумаги или при намазывании её клейстером (который сравнительно легко отдаёт часть содержащейся в нём влаги) бумага удлиняется, вытягивается. При этом такое вытягивание не является одинаковым в разных направлениях: поперёк волокон бумага удлиняется гораздо больше, чем вдоль их. Производя наклеивание бумаги, необходимо всегда считаться с описанным выше свойством её.

Если только что намазанную клейстером бумагу сразу наклеить на картон, то в результате продолжающегося процесса её разбухания и удлинения на бумаге появятся морщины и складки, которые не могут не портить внешний вид изделия. Поэтому при пользовании клейстером рекомендуется после нанесения его на бумагу дать последней полежать полторы-две минуты. Только после такой «выдержки», когда бумага размокнет и растянется, её можно наклеивать.

Рис. 7. Намазывание бумаги клейстером

Некоторые отделочные сорта бумаги - глянцевую, мраморную, шагреневую (тиснёную) и др. - лучше наклеивать столярным клеем, а не клейстером: из-за большого количества воды, содержащейся в последнем, нередко портится окраска и глянец бумаги, появляются пятна. Густой и тёплый столярный клей рекомендуют также применять для склеивания толстых, плотных сортов бумаги и картона и для наклеивания тканей. Однако для работ, выполняемых в кружке «Умелые руки» детьми 10-12 лет, применение столярного клея для склейки бумаги надо практиковать с осторожностью, так как пользование им требует известных навыков. Хорошие результаты даёт в этих случаях применение густого декстринового клея или комбинированного клея (смеси столярного клея с декстриновым или крахмальным клейстером).

При наклеивании бумаги следует приучать детей соблюдать следующие правила.

Клеем или клейстером всегда нужно намазывать наклеиваемую деталь изделия, а не ту, на которую производится наклеивание. При склеивании двух деталей из бумаги или картона, как правило, намазывают клеем (клейстером) материал более тонкий. При соединении на клею «внахлёстку» листов бумаги одинакового качества (например, при склеивании печатных таблиц, географических карт), в целях более точного совпадения элементов изображения по линии шва, рекомендуется смазывать клеем сразу обе оклеиваемые кромки.

При намазывании бумаги клейстером или клеем её нужно класть на лист ненужной бумаги (обёрточной, газетной и т. п.). При частом проведении в кружке переплётно-картонажных работ полезно иметь соответствующих размеров доску, обитую белой жестью, оцинкованным железом, листом дюралюминия, линолеумом или другим каким-либо листовым материалом, с которого клей легко стирается и который не страдает от сырости. Каждый раз после намазывания очередной детали доска насухо вытирается тряпкой. Для намазывания небольших бумажных деталей удобно подкладывать толстое листовое стекло.


Рис. 8. Намазывание клеем и клейстером:

А - мелких одноформатных деталей из бумаги;
Б - больших листов бумаги

Намазывание бумаги (рис. 7) следует производить кистью свободными движениями, без нажима, нанося клей (или клейстер) от середины листа к его краям ровным слоем. Сначала намазывание производится в одну сторону (например, от середины вниз), затем в противоположную (от середины вверх) и, наконец, вся намазанная клеем поверхность разглаживается той же кистью без набирания клея в поперечном направлении (удобнее всего слева направо). Для того чтобы были хорошо промазаны края детали, кисть во время работы должна соскальзывать на подкладку. Избыток клея, комки и посторонние включения нужно тщательно удалять.

При наклеивании нескольких небольших одноформатных элементов из бумаги - полос, этикеток, мелких табличек и т. п. - их следует сложить стопкой левой стороной вверх и поочерёдно намазывать клейстером (рис. 8).

Для намазывания клеем или клейстером сравнительно больших листов бумаги или картона вместо кисти удобно пользоваться обыкновенной платяной или сапожной щёткой. Клейстер при этом приходится наливать в какой-либо широкий сосуд (тарелку или миску).

Намазываемый лист или деталь нужно придерживать концами пальцев левой руки, чтобы они не сдвигались с места, так как при этом можно испачкать клеем лицевую "сторону листа.

Немедленно после укладки смазанной клеем бумажной детали на место следует проверить правильность её расположения, прикрыть чистым листом бумаги и притереть всю поверхность детали мягкой чистой тряпочкой или ребром ладони. Такое притирание нужно производить от середины к краям (рис. 9). При наклеивании больших листов бумаги их стараются притирать преимущественно по направлению волокон, так как при разглаживании поперёк волокон листы бумаги, увлажнённые клейстером, обычно вытягиваются неравномерно, отчего появляются складки и морщины.


Рис. 9. Притирание приклеенной детали

Небольшие бумажные детали, в особенности имеющие сложную конфигурацию (например, при аппликационных работах или наклеивании бумажных букв), лучше не притирать, а прижимать сверху чистой тряпочкой. Удобно для этой цели использовать пресс-папье, на котором вместо промокательной бумаги можно укрепить сложенную в несколько слоев тряпочку или широкий марлевый бинт.

Во всех случаях, когда конструкция изделия и организация работы позволяют, рекомендуется все свежеоклеенные детали на некоторое время переложить ненужной бумагой (макулатурой), прикрыть сверху доской или листом фанеры и загрузить какой-либо тяжестью. Высушивание под прессом значительно уменьшает коробление. Вторым средством, позволяющим уменьшить коробление картонажных изделий, является одновременная оклейка картона бумагой с двух сторон.

При всех работах, связанных с применением клея или клейстера, следует постоянно приучать членов кружка внимательно следить за чистотой рук и стола. Нужно всегда иметь на каждом рабочем месте чистую тряпочку для вытирания рук.

Оклейка картона бумагой

При проведении некоторых картонажных работ нередко возникает необходимость иметь картон, заранее, ещё до разрезания на отдельные детали, оклеенный бумагой. Такое оклеивание, если листы картона имеют большие размеры, удобнее производить вдвоём.

Лист бумаги, намазанный с изнанки клейстером, поднимается работающими за углы. Один из работающих укладывает обращенную к нему кромку листа бумаги на край картонного листа, после чего помощник постепенно опускает на картон свою сторону листа. В это время первый из работающих разглаживает бумагу чистой мягкой тряпочкой или рёбрами ладоней. Когда весь лист бумаги ляжет на картон, на него укладывают чистый лист бумаги и через последний тряпочкой притирают наклеенный лист к картону.

Оклеенный лист картона укладывается для просушки между несколькими слоями газетной бумаги под пресс - доску или фанерный лист, загружённые какой-либо тяжестью.

Наклеивание узких полосок бумаги и ткани

При окантовке наклеиваемых на картон и ткань карт, таблиц, рисунков, фотоснимков, а также при их окантовке под стекло, кантики чаще всего делаются из узких полосок цветной переплётной и мраморной бумаги и переплётных тканей (коленкора, ледерина или гранитоля). Узкие полоски бумаги и ткани применяются также в картонажном деле при изготовлении коробок, бюваров, рамок, настольных игр и т. п.

Нарезать узкие полоски ткани необходимо всегда только вдоль основы, ибо полоски, нарезанные вдоль утка, при наклеивании сильно вытягиваются, что обычно портит внешний вид изделий.

Рис. 10. Укладывание полосок бумаги на смазанную клеем доску при наклеивании способом «от доски»

Намазывание узких полос бумаги и ткани клеем лучше и удобнее всего производить способом «от доски», или, как его ещё называют, «через доску». Способ этот состоит в том, что заранее заготовленные полоски укладываются левой стороной на специальную доску, поверхность которой предварительно смазывается клеем или клейстером. Перед приклейкой на место каждая очередная полоска снимается с доски, причём её изнанка оказывается покрытой ровным и сплошным слоем клея.

При укладывании полосок на доску и снимании с неё полосок, смазанных клеем, следует стараться, чтобы не запачкать клеем лицевую сторону бумаги, касаться её только большими пальцами рук. Указательный и средний пальцы должны подхватывать полоску только с изнанки, намазанной клеем.

По мере снимания намазанных клеем полосок с доски, на последнюю можно укладывать новые. Этот способ экономит время и повышает качество работ.

На рисунке 10 показано намазывание полосок бумаги и ткани клеем и клейстером способом «от доски». Для работы по этому способу можно использовать простую сосновую доску, обитую оцинкованным железом или жестью. Можно применить для этой цели небольшой лист толстого стекла, хорошо выстроганную и проолифленную доску или кусок фанеры, а при разовых работах - лист плотного картона или кусок старой клеёнки.

Наклеивание мелких бумажных деталей

При изготовлении и оформлении учебно-наглядных пособий, аппликаций, настольных игр, картонажных головоломок, монтажей и других материалов часто возникает необходимость в наклеивании мелких элементов из белой и цветной бумаги. Нередко эти элементы имеют весьма сложные криволинейные очертания (например, буквы надписей). Намазать клейстером оборотную сторону таких элементов так, чтобы не запачкать их лицевую сторону, трудно. Поэтому рекомендуется перед их вырезыванием из бумаги оборотную сторону последней сплошь гуммировать, т. е. намазать тонким слоем клея. После того как клей просохнет, из бумаги вырезывают нужные элементы, смачивают проклеенную сторону водой и укладывают на место, слегка притирая через лист чистой бумаги мягкой тряпочкой.

Для гуммирования бумаги можно использовать клей, рецепт которого приведён на стр. 38.

Приготовление самодельной цветной и переплётной бумаги

В кружке «Умелые руки» для разнообразных картонажных, переплётных и оформительских работ часто бывает необходима цветная, мраморная и переплётная бумага. Полезно научить детей несложному искусству её изготовления.

В зависимости от назначения самодельной цветной бумаги и применяемых для её изготовления красок, часто можно использовать не только чистую белую писчую и рисовальную бумагу, но и бумагу исписанную, газетную, обёрточную и т. п. Для изготовления гладкой (т. е. не имеющей рисунка) цветной бумаги разного назначения применяются различные краски: акварельные, клеевые, реже масляные. Широко используются для этой цели гуашь и тушь, применяются водные растворы анилиновых красителей, в которые добавляют немного жидкого крахмального клейстера. Имея краски основных, наиболее употребительных цветов (красную, синюю, жёлтую, белую и чёрную), можно, смешивая их в разных комбинациях и соотношениях, получать бумагу самых разнообразных цветов и оттенков.

Для окрашивания бумаги на рабочий стол, лист фанеры или доску подстилают три-четыре слоя негодной бумаги (например, старые газеты) и, разложив на ней предназначенные для окраски листы бумаги, прикрепляют их кнопками или булавками. При помощи широкой мягкой кисти покрывают бумагу ровным сочным слоем краски.

Поверхность бумаги, окрашенной акварельными или анилиновыми красками, можно сделать блестящей, покрыв её после полной просушки краски слоем светлого спиртового лака. При окрашивании бумаги клеевыми красками для получения блестящей поверхности в краску добавляют тальк в порошке. После того как окрашенная поверхность хорошо высохнет, её натирают щёткой или чистой мягкой суконкой.

Окрашивание папиросной бумаги (например, для изготовления бумажных цветов, ёлочных игрушек, простейших авиамоделей) производится водными растворами анилиновых красок или растворами цветных чернил методом погружения. Для этого раствор краски наливают в таз или соответствующей величины миску. Работу лучше вести вдвоём. Один из работающих берёт полосу бумаги за два смежных угла и подносит её к тазу с краской, а другой при помощи гладкой палочки или изогнутого в виде буквы П отрезка проволоки нажимает на поверхность бумаги, погружая её в раствор. Первому работающему остаётся потянуть бумагу на себя и вверх, чтобы весь лист, за исключением узкой верхней полоски, оказался окрашенным. За эти полоски все окрашенные листы подвешиваются для просушивания на верёвке при помощи булавок или обычных защепок для белья. После того как бумага подсохнет, её следует прогладить тёплым утюгом.

Для получения так называемой серебряной бумаги обычную бумагу окрашивают самодельной серебряной краской, состоящей из жидкого раствора столярного клея, в который добавляется немного алюминиевой пудры (алюминиевой бронзы). В эту краску полезно добавить немного олифы или светлого масляного лака. Наносится серебряная краска на бумагу большой щетинной кистью.


Рис. 11. Образцы рисунков на самодельной переплётной бумаге

Внизу слева - самодельная гребёнка для нанесения рисунков при изготовлении самодельной переплётной бумаги

Хорошую цветную переплётную бумагу для всевозможных переплётно-картонажных работ можно изготовить простым и вполне доступным для кружка «Умелые руки» способом, применяя подкрашенный клейстер. Для этой цели подготовляют жидкий крахмальный клейстер, к которому примешивают соответствующие пигменты или красители. Остывший подкрашенный клейстер и используют для окраски бумаги.

Для окрашивания клейстера применяют любые тонко растёртые краски, которые можно развести или растворить в воде. Лучше и удобнее всего пользоваться обычными акварельными красками (в тюбиках или плиточках). Можно использовать клеевые краски, в частности гуашь. Анилиновые красители дают возможность получить очень красивые и сочные цвета, но имеют существенный недостаток: на свету эти краски сравнительно быстро выцветают. В тех случаях, когда с этим недостатком почему-либо можно не считаться, анилиновые красители применять следует, тем более что они дёшевы и всюду имеются (можно воспользоваться, например, анилиновыми красителями для тканей). При одновременном использовании нескольких красок желательно для каждой иметь отдельную кисть.

При помощи кисти последовательными параллельными мазками наносят на укреплённую на столе бумагу слой подкрашенного клейстера и тут же обрабатывают окрашенную поверхность, чтобы получился тот или иной рисунок, узор или орнамент. Можно, например, в определённом порядке ударять по свежему слою подкрашенного клейстера полусухой кистью, марлевым тампоном или даже комком бумаги. Отпечатки кисти или тампона при этом будут напоминать цветы.

Проводя по свежеокрашенной, ещё сырой поверхности бумаги зубцами обыкновенной расчёски по прямым, волнистым и зигзагообразным линиям, можно получить самодельную переплётную бумагу с очень красивым рисунком (рис. 11). Расчёску можно заменить самодельными гребёнками из плотного картона или толстой листовой резины.

Из кусочков пробки, коры, школьных резинок, мягкой древесины или сырой картофелины можно изготовить простые печатки - квадратики, ромбики, кружочки, звёздочки или силуэты цветов и листьев. Прикладывая эти печатки в определённом порядке к только что нанесённому на бумагу слою подкрашенного клейстера, можно получить разнообразные орнаменты.

Когда бумага окрашена и орнамент или узор нанесён, её подсушивают, раскладывая листы на столах или на полу, но обязательно в горизонтальном положении, чтобы не образовалось потёков ещё не высохшей краски. Для окончательной сушки листы бумаги можно подвесить на горизонтально натянутые верёвки.

Для того чтобы поверхность самодельной переплётной бумаги блестела, в заваренный клейстер вместе с краской добавляют немного талька в порошке, а после высыхания окрашенной бумаги её натирают мягкой суконкой, пропитанной воском.

Окраска бумаги набрызгом


Рис. 12. Окрашивание бумаги набрызгом:

А - при помощи зубной щёточки; Б - при помощи пулверизатора

Широко применяется в кружках «Умелые руки» ещё один способ окраски бумаги - так называемый набрызг. Поверхность бумаги при помощи очень простых приспособлений окрашивается мельчайшими брызгами краски - крапом (почему этот способ часто называют способом крапчатой окраски). Над окрашиваемым листом держат горизонтально небольшую мелкоячеистую проволочную сетку или обыкновенную расчёску. Обмакнув в раствор краски небольшую щёточку с короткой жёсткой щетиной (обычно для этой цели используют зубные или маникюрные щётки), проводят ею по сетке. Мельчайшие брызги краски, попадая на бумагу, постепенно окрашивают её крапинками (рис. 12).

Вместо сетки со щёткой иногда для разбрызгиваний окрашивающего раствора применяют пульверизатор. Однако качество работы пульверизатором, особенно при использовании его детьми, как правило, ниже, чем в случае разбрызгивания краски щёткой.

Для окраски бумаги набрызгом пользуются чёрной и цветной тушью, акварельными и анилиновыми красками, чернилами.

Большим достоинством этого способа является то, что один и тот же лист бумаги можно окрашивать последовательно в два, три и более цветов, добиваясь нужных оттенков. Очень легко можно изменять и интенсивность окраски, даже в пределах одного и того же листа.

Покрывая отдельные части окрашиваемого листа бумаги шаблонами, трафаретами или буквами, вырезанными из картона или плотной бумаги, можно легко и быстро получить на листе точные и чёткие силуэты, орнаменты и надписи.

Нанесённый на бумагу при помощи набрызга крап сравнительно быстро высыхает, и через несколько минут на окрашенной поверхности можно рисовать и писать тушью или чернилами.

Достоинствами описанного выше способа окрашивания бумаги объясняется то, что он часто и охотно используется для оформления стенных газет, альбомов, рукописных журналов, домашних сочинений, афиш, настольных игр и пр.

Клейстер или клей для работы с бумагой и картоном

1. Мучной клейстер из ржаной муки

Просеянная мука при тщательном помешивании подсыпается в сосуд с кипящей водой. Полученный клейстер подогревается дополнительно на кипящей водяной бане 15-20 минут, пока он не станет совершенно однородным.

2. Мучной клейстер из пшеничной муки

Просеянная мука разводится небольшим количеством холодной воды до густоты сметаны, а затем, при тщательном и энергичном помешивании, заваривается крутым кипятком.

Мучной клейстер заваривают с учётом однодневной потребности, так как он быстро портится, закисает. Для повышения клеящей способности мучного клейстера к готовому горячему раствору его прибавляют горячий же раствор жидкого столярного клея (1 часть на 10-12 частей клейстера). Эту смесь рекомендуется нагревать 5-10 минут на кипящей водяной бане.

3. Крахмальный клейстер

В алюминиевой или эмалированной посуде размешивают сухой картофельный или маисовый крахмал с небольшим количеством холодной воды. Тонкой непрерывной струёй приливают в сосуд крутой кипяток, быстро и по всем направлениям помешивая раствор и разбивая образующиеся комки. Когда крахмал заварится и загустеет, в раствор продолжают добавлять кипяток для получения клейстера нужной густоты. При этом необходимо учитывать, что после остывания клейстер становится немного гуще.

Если приготовленный клейстер приходится хранить более четырёх часов, в него следует добавить немного какого-либо антисептика: борной кислоты, буры или квасцов (10-12 г на каждый литр клейстера), несколько капель формалина (5% раствор) или карболовой кислоты.

Обычное соотношение составных частей крахмального клейстера:

4. Декстриновый клей

Декстрин представляет собой продукт специальной обработки крахмала - порошок белого, палевого или, чаще всего, жёлтого цвета. При растворении декстрина в воде получается высококачественный и очень удобный при работе с детьми клей для бумаги, картона, наклеивания тканей, кожи, фотоснимков и т. п.

Обычно на две части жёлтого декстрина берут от трёх до пяти частей воды комнатной температуры и раствор хорошо перемешивают. Растворение белого декстрина происходит только при нагревании на водяной бане при температуре 70-85° (не выше!).

Слишком густой декстриновый клей можно разбавить водой, лучше всего остуженной кипячёной.

5. Столярный клей

применяется в картонажно-переплётных работах для наклеивания тканей и картона. Обычно на 15 частей плиточного столярного клея берут 17 частей воды и для придания клею большей эластичности добавляют 1 часть глицерина.

Приготовление столярного клея описано на стр. 67.

6. Клей для гуммирования этикеток и мелких элементов из бумаги

Для гуммирования (подобно почтовым маркам и клапанам почтовых конвертов) различных этикеток и мелких элементов из бумаги можно приготовить клей следующего состава:

Столярный клей разводят в 10-12 частях воды, а в её остатке растворяется сначала вишнёвый клей, а затем сахар. Оба раствора смешивают, подогревают в течение 10-15 минут на водяной бане при температуре 80-90° и процеживают через редкую ткань.

Мелкие бумажные детали намазывают с изнанки тонким слоем клея, лучше всего способом «от доски» (см. стр. 31) и оставляют для просушки. Для наклеивания деталей достаточно смочить высохший клей водой.

План изучения темы:

7.1 Наклеивание как технологическая операция.

7.2 Р азновидности клея для бумаги и картона. Правила работы с клеем.

7.3 Приемы выполнения работ по склеиванию бумаги, картона.

7.4 Аппликация из бумаги как художественная техника. Цветовое и композиционное решение в аппликационных работах.

Вопросы для самоконтроля:

    Дайте определение операции «наклеивание».

    Какие разновидности клея бывают? Назовите достоинства и недостатки различных клеев. Какой клей используется младшими школьниками для склеивания деталей из бумаги и картона? Как приготовить клей для бумаги из крахмала или муки? Перечислите основные инструменты и приспособления для работы с клеем. Назовите правила аккуратной и безопасной работы с клеем .

    Охарактеризуйте приемы выполнения работ по склеиванию: намазывание склеиваемых поверхностей клеевыми составами; высушивание склеенных изделий. Что такое «коробление»? Каковы причины появления морщин на поверхности бумажных изделий при склеивании ? Опишите приемы оклеивания картона цветной бумагой .

    Что такое «аппликация»? Какие требования предъявляются к аппликации? Как рационально организовать рабочее место при выполнении аппликационных работ? В какой последовательности изготавливается аппликация ?

    Охарактеризуйте основные операции при изготовлении аппликаций (разметка, резание, обрывание, сгибание, склеивание); а также частные способы обработки бумаги (разрывание и сминание).

    Что такое «композиция»? В каких значениях может употребляться этот термин? Дайте определения таким выразительным средствам композиции, как симметрия, асимметрия, нюанс, контраст, ритм, пропорции, колорит. Какими способами можно передать перспективу в изображении ?

    Охарактеризуйте составляющие композиционного решения при изготовлении аппликации (форма, размер фигур, симметрия, ритм). Что значит «правильно закомпоновать аппликацию»? Какие композиционные навыки отрабатываются в 1 классе при изготовлении сюжетной аппликации ?

    Какие элементарные представления о выразительности цвета формируются в 1 классе? Как эти представления развиваются в последующих классах ? Охарактеризуйте составляющие цветового решения при изготовлении аппликации (ритм, выразительность, декоративность). Как подобрать цвета для аппликации ?

При ответе используйте материалы задания 2.

Задания:

    Подберите виды работ для младших школьников с нетрадиционным использованием клея ПВА .

    Подготовьте письменное сообщение «Структура цветового круга. Правила сочетания цветов» .

    Акварельными красками выполните цветную схему «Сочетание двух и трех цветов в круге из двенадцати цветов» . Выпишите цвета по группам: основные, составные, теплые, холодные, хроматические, ахроматические.

    Творческое задание. Изготовьте объёмную маску из бумаги и картона. Подготовьте письменное сообщение «Из истории маски».

Литература:

    Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 26-29, 111-126.

    Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.- метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – С. 30-33, 47.

    Касабуцкий, Н.И. Дидактические материалы по изобразительному искусству (1-6 кл.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Касабуцкий. – М.: Беларусь, 2007. – С. 35-37, 40-43.

    Касабуцкий, Н.И. Композиция: учеб.-метод. пособие / Н.И. Касабуцкий. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова. – 68 с.

    Никодели, Г.Б. Техника живописи / Пер. Г. Семеновой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 8-10.

    Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 44-45, 59-63, 65.

    Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IVклассы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.

    Цейтлин, Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя / Н.Е. Цейтлин, Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 23-34.

    Щеблыкин, И.К. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Кагакова. – М.: Просвещение, 1983. - С. 58-67.

    Щемель, Т.Н. Мастерим с фантазией. Нетрадиционное использование клея ПВА в детском творчестве / Т.Н. Щемель // Пачатковая школа. – 2011. - №4. – С. 71-72.

Способы этой группы служат для соединения отдельных частей изделия, полученных рассмотренными выше способами, в целое изделие, обычно по соединительному шву. Соединительным швом называют элемент конструкции, служащий для скрепления её частей в целое изделие или заго­товку. К таким способам относятся: склеивание, сваривание, брошюрова­ние, склепывание и сшивание. Возможны сочетания этих способов: склеива­ние с последующей сшивкой или наоборот- сшивка с последующим при­менением склеивающей ленты.

Склеивание

Это соединение частей материала при помощи клеящего вещества. Пре­имущества этого способа заключаются в высокой производительности скле­ивающего оборудования и простоте клеенаносящего устройства.

Прочность клеевого шва зависит от адгезионных свойств клея, жесткости склеиваемых материалов и структуры поверхностного слоя склеиваемых материалов. При хорошей склейке разрушение клеевого шва чаще всего происходит за счет расслоения бумаги или картона. Как правило, склеива­ние по клапану производят с креплением его с внутренней стороны изде­лия, что обеспечивает более прочный шов.

Различают прямое и непрямое склеивание. При прямом склеивании кле­ящее вещество наносится на части материала и схватывается непосред­ственно при соединении этих частей. При непрямом - клеящее вещество предварительно наносится на материал в виде ленты, но делается пригод­ным для склеивания только после нагрева или смачивания. Если использу­ется нагрев, этот способ склеивания называют гуммированием.

Классическое клеенаносящее устройство (рис. 2.14) состоит из обогревае­мой ванны, наполненной клеем, в который частично погружен клеенанося- щий валик. Толщина наносимого слоя клея регулируется специальным ва­ликом, а избыток клея снимается с него шаберным валиком и возвращается в ванну. Нанесение клеящего вещества на материал в виде пятен различной конфигурации производят с помощью клеевого клише (рис.2.15). В отдель­ных случаях подачу клея на материал производят с помощью регулируе­мых форсунок.

Соединительный шов, образованный с помощью клеевой ленты, имеет то преимущество, что позволяет отказаться от соединительного клапана. Это дает значительную экономию материала, особенно при изготовлении тары малого размера. Кроме того, при использовании клеевой ленты практически не образуется уступов с внутренней или наружной стороны изделия. Проч­ность шва в этом случае определяется прочностными показателями ленты и её адгезией к поверхности изделия.

Для склеивания применяются различные виды клеевых лент: гуммиро­ванная бумажная лента; армированная лента; хлопчатобумажная липкая лента; липкая лента из полиэтиленлавсановой пленки и другие. Выбор клее­вой ленты определяется видом упаковки, её назначением и материалом. Для изделий, где требуется высокая механическая прочность, применяют в основном армированные клеевые ленты на бумажной или полимерной плён­ке.



Для получения многослойного тарного картона используют клеильные машины. Клеильные машины (рис. 2.16) рассчитаны на склеивание от двух до шести полотен картона. Рабочая ширина машины колеблется от 1,1 до 2,2 м. Скорость машины зависит от числа склеиваемых слоев, вида приме­няемого клея и составляет от 15 до 120 м/мин. Машины снабжены размо­точными устройствами (раскатами) 1 с откидными боковыми держателями и приспособлением для смены рулонов без останова машины (сплайдер). На раскатах рулоны картона устанавливают так, что после склейки покровные слои оказываются наружными слоями. Через систему валиков картон посту­пает в клеильные устройства 2, где на него наносится слой клея. Клеильные устройства снабжены индивидуальными приводами для возможности изме­нения числа оборотов клеенаносящего валика, т.е. регулировки количества наносимого клея.

При выработке двухслойного картона клей наносится на внутреннюю по­верхность верхнего слоя. При выработке трехслойного картона и более на­несение клея на слои производится так, чтобы после его высыхания короб­ление было минимальным.


Прессовая часть клеильной машины состоит из двух - четырех прессов 3, рассчитанных на постепенное увеличение линейного давления по ходу по­
лотна до 50 кН/м. Прессованием достигают пропитывание картона клеем и его равномерного распределения по ширине полотна.

Обработка картона и бумаги наиболее широко применяется учителями в практике обучения технологии. Эти материалы доступны, обладают прекрасными конструктивными особенностями, легки в обработке и имеют привлекательные внешние свойства. Для того чтобы учащиеся качественнее выполняли изделия из бумаги, необходимо научить их ориентироваться в разнообразии ее видов и сортов, различать важнейшие качественные особенности наиболее распространенных видов. Ознакомление со свойствами бумаги позволяет учащимся грамотно и по назначению использовать ее для письма, рисования, изготовления изделий или упаковки разных предметов. Наиболее подробно методика изучения свойств бумаги и картона освещена в пособии В.П. Кузнецова и Я.А. Рожнева . Приведем ее в кратком изложении.

В первом классе учащихся необходимо ознакомить с наиболее общими особенностями бумаги, которые можно установить рассматриванием или ощупыванием, а также мобилизацией собственного накопленного опыта.

В ходе опытов и наблюдений свойств бумаги учащиеся узнают, что бумага сделана из волокон древесины, соломы, камыша, тряпья с добавлением примесей природных минеральных (белая глина, тальк) и клеевых веществ. Они учатся определять направление волокон в листе бумаги.

Оценка толщины бумаги и картона - одно из наиболее важных умений по определению их свойств. С этим качеством ученики знакомятся в первом классе и выделяют его в процессе наблюдений свойств рисовальной, писчей, цветной и др. видов бумаги и наиболее распространенных видов картона.

Во втором классе совершенствуются умения определять наблюдаемые качественные особенности материалов. Знания детей дополняются сведениями о свойствах бумаги и картона: прочности, толщине, мягкости, гибкости. Свойства бумаги изучаются в сравнении со свойствами хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей. На уроках математики дети изучают разностное и кратное сравнение чисел и, следовательно, могут определить во сколько раз один вид бумаги толще или тоньше другого.

В третьем и четвертом классах изучаются важнейшие физические свойства бумаги и картона. Их свойства изучаются в сравнении со свойствами других материалов. Проводятся наблюдения по установлению причин изменения свойств бумаги и картона, выявлению наилучших способов обработки этих материалов. В ходе проведения опытов дети могут ознакомиться не только со свойствами бумаги и картона, но и с их конструктивными особенностями: плотность, гибкость, формообразование, со способами изменения некоторых ее свойств.

Учитель сообщает детям, что существуют науки, занимающиеся изучением свойств материалов: материаловедение, сопротивление материалов, технология обработки материалов. Полезно посетить цеха по изготовлению бумаги, переплетные мастерские, канцелярские отделы магазинов и др.


Специфические особенности бумаги и картона можно освоить только в ходе опытов и наблюдений. Методика проведения простейших наблюдений и опытов с бумагой и картоном освещена в методическом пособии Н.Е. Цейтлина и Я.А. Рожнева . Важные отличительные свойства бумагиможно наблюдать, искусственно изменяя их свойства (намокание, горение, сминание, разрывание и т.д.). К примеру, продольное или поперечное направление волокон в бумаге можно проверить, разорвав лист бумаги. В продольном и поперечном направлениях бумага обладает различными механическими и физическими свойствами, к паримеру, отрезанная полоска по поперечному направлению волокон при наклеивании дает морщинки, а в продольном - ложится гладко и хорошо приклеивается. Плотность и прочность бумаги и картона можно определить с помощью ощупывания или визуально - рассмотреть лист на просвет, рассмотреть через лупу место разрыва. Если лист бумаги имеет выраженную облачность, а волокна бумажной массы имеют разную окраску и толщину, это говорит о низком качестве материала.

Основные отличительные свойства бумаги выделены в методических рекомендациях, изданных Г.П. Калининой для учителей начальных классов . Рассмотрим некоторые их них.

Бумага - материал листовой, ее продают большими листами, в пачках, рулонах.

Структура - внутреннее строение бумаги, благодаря которому один может быть упругим, другой - мягким, пластичным. Бумагу с упругой, жесткой структурой используют для бумажной скульптуры, аппликации, для изготовления изделий в технике киригами. Материалы с мягкой структурой используют при изготовлении деталей, легко меняющих форму способом складывания, скручивания, скатывания.

Фактура - внешний вид поверхности бумаги, полученный в результате определенной технологической обработки. Фактурные свойства бумаги: тонкая и толстая; белая и цветная; гладкая и шероховатая; плотная и рыхлая; полупрозрачная и непрозрачная; украшенная рисунком или тиснением; с блестящей и матовой поверхностью и др. Фактура определяется с помощью осязания. На ощупь можно определить гладкость и шероховатость бумаги, ее мягкость, холодную или теплую ее поверхности и др. Фактура оказывает влияние на пропорциональное соотношение формы - крупный рисунок на поверхности бумаги зрительно уменьшает размеры детали, мелкий же, наоборот, увеличивает ее размеры. Эффектно использование в одном изделии разнородных фактур: легкой и тяжелой, матовой и глянцевой. Недостаточное внимание к фактуре бумаги при выборе ее для деталей может привести к неудачному сочетанию бумаги разной фактуры в одном изделии, что зрительно создает дисгармонию и дробность формы готового изделия.

Водопроницаемость - отношение бумаги к воздействию влаги. Это свойство необходимо учитывать при подборе бумаги в соответствии с назначением будущего изделия.

Прочность -сопротивление бумаги разрыву, сминанию, складыванию. Это свойство необходимо учитывать при выборе бумаги в соответствии со способом обработки бумаги и с назначением будущего изделия.

Пластичность - свойство бумаги сохранять форму после снятия нагрузки. Необходимо учитывать это свойство при конструировании объемных форм.

Мы рассмотрели только основные свойства бумаги, которые оказывают влияние на эстетические качества изделия и которые важно учитывать при освоении того или иного способа ее обработки. Эти же свойства необходимо учитывать в процессе обработки картона.

Для организации опытов и наблюдений необходимо подобрать коллекцию наиболее распространенных видов бумаги и картона. Коллекцию материалов подбирают и классифицируют по назначению, видам и сортам. В процессе ознакомления с видами и сортами бумаги и картона ученики получат представление о качественных особенностях материалов, усваивают знания о том, что им придают те или иные свойства в зависимости от назначения. Рассмотрим наиболее распространенные виды бумаги .

Писчая бумага или потребительская . Выпускают четырех сортов: бумага № 0 - высшего сорта, вес 80 г/м.кв., сделана из тряпья, целлюлозы; № 1 - 70-80- г/м.кв., сделана из беленой целлюлозы; № 2 - вес 65 г/м.кв., сделана из беленой и небеленой целлюлозы; № 3 - вес 60 г/м.кв., сделана из небеленой целлюлозы и бумажной массы. Такая бумага вполне пригодна для изготовления изделий способом сгибания и складывания и для оклейки объемных конструкций.

Чертежно-рисовальная бумага . Вырабатывается из тряпья и белой целлюлозы. Рисовальная бумага состоит преимущественно из целлюлозы, вес ее 130-160 г/м.кв., поверхность шероховатая, хорошо принимает краску. Такая бумага не вполне пригодна для конструирования бумажных изделий, так как она хорошо держит форму, но быстро пачкается. Для изготовления изделий в технике киригами и бумажной скульптуры наиболее пригодна чертежная бумага. Она обладает почти теми же свойствами, что и рисовальная, но эта бумага гладкая, более устойчива к намоканию и меньше пачкается при работе.

Печатная бумага . Различают ценные сорта - для изготовления лотерейных билетов, журналов, книг, также и менее ценные сорта этого вида бумаги - для изготовления брошюр, блокнотов.

Бумага для офисной техники. Относят к ценным сортам бумаги. Используют для работы с ксероксами и принтерами. Вес бумаги 80 г/м.кв., размер листа 210х297 мм. Так называемые «оборотки» - использованные листы этой бумаги часто используют для упражнений, для свободного рисования, для изготовления оригамных работ и др.

Обойная бумага . Раньше выпускалась из дешевого сырья. В настоящее время качество ее значительно улучшилось. За счет разнообразных добавок появились прочные обои разной толщины из белой, лощеной, шероховатой и других видов бумаги. Тонкие и прочные обои разнообразных расцветок подходят для аппликации и объемного конструирования.

Бумага техническая . Для работы с детьми наиболее подходит бумага для упаковки шоколадных плиток. Это тонкая, прочная бумага с глянцевой поверхностью. Такую бумагу хорошо сгибать, складывать, резать. Из нее получаются красивые объемные фигуры и изделия в технике оригами.

Знания свойств бумаги и картона позволят детям грамотно и по назначению использовать эти материалы в практических целях. Необходимо давать детям задания самостоятельно подбирать для работы материалы, обосновывать правильность своего выбора. К примеру, для изготовления изделий способом складывания лучше подойдет писчая или специальная бумага для оригами, которая достаточно прочная, сохраняет свои свойства даже после неоднократного сгибания и складывания. Для аппликационных работ подойдут разные виды бумаги: глянцевая, тисненая, «под мрамор», самоклеящаяся и др. Объемные изделия хорошо получаются из картона, ватмана, бархатной, рисовальной, настольной бумаги. Для снятия копий необходимо иметь копировальную, кальку или просвечивающие тонкие виды бумаги.

Для работы с бумагой и картоном нужно правильно подбирать инструменты .

В последнее время в продаже появились специальные резаки для работы с бумагой. Это макетный нож с полотном длиной 10-12см, коротким заточенным лезвием, срезанным под углом 45 градусов.

Шило необходимо для прокалывания отверстий, для скручивания бумажных полосок, нанесения клея в труднодоступные участки конструкции, оно должно иметь удобную ручку и иглу 2,5 – 3см длиной.

Ножницы подойдут как обычные канцелярские, также медицинские с закругленными концами (для вырезания небольших участков по криволинейному контуру).

Зажимы или канцелярские скрепки необходимы для предварительного соединения деталей при монтаже изделия.

Линейки разной длины - от 15 и до 100см, пластмассовые или металлические.

Трафарет и шаблон – приспособления, выполненные из плотной бумаги, фанеры, пластмассы и др. материалов, которые имеют сложную, необходимую для работы, форму. Эти приспособления для начальных классов могут иметь простую форму – квадрат, круг, овал и др. Разметка по шаблону выполняется по внешнему контуру. Разметка по трафарету выполняется по внутреннему контуру.

Пробойник - металлическая трубка с заостренным краем. Они потребуются для просечки отверстий. Просечка отверстий выполняется с помощью небольшого молотка.

Гладилка - округлая палочка, необходимая для проглаживания линии сгиба в процессе обработки картона, плотных видов бумаги, многослойном складывании.

Пресс - тяжелый предмет, предназначенный для придавливания чего-либо. В качестве пресса могут служить книги, доски, металлические пластины.

В процессе работы с бумагой и картоном учащиеся осваивают необходимые трудовые операции. Освоение трудовой операции можно начинать с выполнения ряда упражнений на заготовках, а затем применять освоенные способы в процессе изготовления конкретного изделия.

Рассмотрим основные способы обработки бумаги и картона.

Сгибание – операция, в результате которой отдельные части бумаги и картона располагаются под углом друг к другу. Сгибаться то же, что и гнуться, принимать изогнутую форму. Сгиб – место, по которому что-то согнуто или сгибается (сгиб локтя, переплета и др.) [Ожегов]. Способом сгибания бумаге придают форму конуса, цилиндра и др. Сгибание картона лучше выполнять на болванках, которые можно заменить банками, флаконами, бутылками.

Складывание (складывать, сложить) - перегнув, свернув положить, уложить в каком-нибудь виде, придать какую-нибудь форму (например, сложить лист пополам). В изделиях, выполненных способом складывания, сохраняется приданное сгибом направление, так как часть волокон при проглаживании линии сгиба согнулась или сломалась. Складывание листа выполняется «от себя», проглаживание сначала осуществляется ребром ладони, а затем гладилкой или кольцом ножниц.

Рицовка - надрезывание верхнего слоя волокон бумажного листа резаком с помощью линейки и без линейки для получения четкой или ровной линии сгиба на плотной бумаге или картоне. Выполнение такой операции требует хорошей кинестезической ориентировки, ловкости, умения правильно держать инструмент. Надрезы выполняют по прямолинейному контуру или по кривой. Затем по линии надреза выполняют сгибание и складывание.

Биговка - продавливание бумаги по линии сгиба для получения углубленных бороздок (бигов) с помощью острого конца гладилки, шариковой ручкой с пустым стержнем и т.д. для получения четкой линии сгиба. Обработанную таким способом бумагу легко согнуть и сложить в заданном направлении.

Фальцевание - заглаживание места сгиба с помощью гладилки. При выполнении данной операции развивается кинестезическая и зрительная ориентировки, т.к. приходится постоянно осуществлять контроль, чтобы при складывании края или углы заготовки были хорошо обработаны. Для упражнения используют прямоугольный лист рисовальной бумаги.

Гофрирование - прием складывания бумаги в 3, 4, 5 и более слоев так называемой «гармошкой». Необходимо научить складывать бумагу так, чтобы все грани и ребра «гармошки» были четкими и одинаковой ширины. Для упражнений используют тетрадную бумагу в клетку.

Просекание - выполнение отверстий разной ширины на заготовке с помощью просечек. При работе с этими инструментами необходимо соблюдать правила техники безопасности Края просеченного отверстия должны быть идеально ровными. Для упражнений используют небольшой лист чертежной бумаги или тонкого картона. Чтобы не испортить поверхность стола, под лист подкладывают пачку из 2-3 газет или журнал.

Скручивание - обработка бумажной полосы с помощью инструментов (ножницы, вязальные спицы и др.). Для упражнений используют бумажные полоски разной длины и толщины.

На уроках технологии учащиеся осваивают разные способы монтажа, сборки и соединения бумажных и картонажных конструкций. Для предварительной сборки изделий можно использовать скрепки, скобки, скотч. Окончательная сборка изделий выполняется разъемным и неразъемным способами с помощью специальных соединительных и крепежных материалов.

Неразъемные способы сборки

Соединение отгибами. Края деталей отгибают на определенную ширину и соединяют с помощью клея.

Соединение клапанами . В местах соединения деталей имеются небольшие клапаны. Клапаны намазывают клеем и приклеивают на внутренних поверхностях деталей.

Соединение деталей бумажной полосой . Бумажную полосу приклеивают на внутреннюю или внешнюю сторону стыков двух соединяемых деталей.

Разъемные способы соединения деталей.

Соединение «в щель». На деталях делают по месту разметки прорезь. В прорезь вставляют готовую деталь. Клей при сборке не используют.

Соединение «в замок». В первой детали по линии разметки делают прорезь (разрезают щель длиной 1-2см внутри детали) от точки А к точке В. На второй детали делают надрез (от наружного края детали - внутрь длиной 1-2см) от точки В (край детали) к точке А (внутри детали). Вторую деталь надрезом вставляют в прорезь первой детали и продвигают ее так, чтобы точка А на первой детали соединилась с точкой А на второй детали. Можно соединять детали и с помощью двух надрезов. Для этого достаточно соединить детали - щель в щель.

Соединение с помощью бумажного штифта и шплинта .Обе соединительные детали представляют собой бумажный стержень для неподвижного соединения деталей. Полоску бумаги скручивают в трубочку и вставляют в отверстие, равное толщине приготовленной трубочки. У шплинта один конец трубочки разрезан вдоль на 0,5-1,5см, а другой слегка сплющивают (как шляпку гвоздя). При соединении шплинтом разрезанный конец слегка раздвигают. Таким образом, шплинт надежно держится в отверстиях деталей.

Разметка на бумаге и картоне.

Разметка - исходная производственная операция. Это нанесение на бумагу или картон с помощью чертежно-измерительных инструментов или на глаз всех рабочих и вспомогательных линий деталей, выкроек. Вспомогательные и рабочие линии наносятся и на самих деталях (надрез, прокол, место нанесения клея, место сгиба).

Разметка на глаз выполняется рисованием без чертежно-измерительных инструментов.

Разметка по трафарету или шаблону применяется при разметке деталей сложной формы или при разметке большого количества деталей.

Разметка по клетчатой бумаге или, как еще ее называют по намеченным контурам , выполняется на первых этапах обучения разметке.

Разметка переводом выполняется через копировальную бумагу или кальку при разметке сложных деталей, имеющих много дополнительных обозначений и требующих точности в выполнении криволинейных контуров.

Разметка на просвет выполняется на специальном столе, имеющем прозрачную поверхность и подсветку или, при необходимости, на оконном стекле.

Разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов - линейки, угольника, чертежного и измерительного циркулей выполняется как на бумаге, так же на картоне.

При выполнении любых видов разметки необходимо соблюдать следующие требования:

Все виды разметки выполняются с учетом экономии материалов;

Разметка осуществляется в верхнем левом углу на изнаночной стороне листа;

Разметку крупных деталей удобнее выполнять стоя;

Шаблон и трафарет придерживают так, чтобы он был прижат к материалу в нескольких точках;

Разметку по шаблону и трафарету выполняют следующим образом: разметку начинают от верхней точки в низ, с начала по левому краю шаблона, а затем от верхней точки в низ по правому краю шаблона, линия разметки должна быть хорошо видна работающему;

Придерживать линейку при разметке необходимо в нескольких точках, так, что бы линия разметки проходила с верху (над линейкой) или со стороны рабочей руки.

Резание бумаги и картона.

Резание бумаги и картона выполняется ножницами и макетным ножом (резаком) - это наиболее распространенный способ обработки бумаги.

Резать - разделять на части, отделять от целого чем-нибудь острым [Ожегов]. Резание выполняют ножницами или ножом. При резании ножом необходимо подкладывать под материалы подкладную доску или стопку газет. Детей необходимо учить резать по прямому и криволинейному контуру.

При обработке бумаги ножницами необходимо соблюдать следующие правила:

При резании по прямой линии надо смотреть на концы ножниц и направлять их вдоль намеченной линии;

При резании по внешнему криволинейному контуру ножницы передвигают против часовой стрелки, надо смотреть на место резания, поворачивая не ножницы, а заготовку;

По внутреннему контуру режут по часовой стрелке;

Большие листы бумаги удобнее разрезать ножом;

При резании бумаги нож держат наклонно, а при резании картона нож держат вертикально.

Резание макетным ножом по линиям разметки удобнее выполнять с помощью металлической или пластмассовой линейки, а еще лучше фальцлинейки (металлическая линейка с выступающим бортиком). При выполнении трудовой операции нож держат под углом 35-40 градусов к линии разреза, указательный палец должен находиться на тыльной стороне ножа, полотно ножа должно плотно прилегать к рабочей грани линейки, нажим не должен быть сильным. Выполнение данной трудовой операции способствует развитию кинестезической ориентировки, формирует ловкость и сноровку, умение экономить не только материалы, но и рабочие движения.

Ручные способы обработки бумаги.

Разрывание - деление на части листа бумаги; обрывание - отделение части от целого листа бумаги; вырывание - отделение небольшого кусочка бумаги от края листа. При обработке ручным способом необходимо знание таких свойств бумаги как направление волокон, пористость, толщина.

Склеивание бумаги и картона.

Для работы с бумагой в настоящее время применяются разные клеящие материалы. При сборке бумажных изделий можно использовать мучной клейстер, крахмальный клейстер (с добавлением борной кислоты 1г. на 15-30г. муки или крахмала), декстриновый или обойный клей, клей ПВА, казеиновый клей. Наиболее подходящим из них является клей ПВА. Одно из его преимуществ перед другими материалами - быстрота высыхания. При высыхании клей ПВА превращается в прозрачную пленку не видимую на бумаге. Силикатный клей не рекомендуется использовать в начальных классах.

Работая с клеем важно соблюдать следующие правила:

Под детали необходимо подкладывать лист бумаги или клеенку;

Кисть для клея должна быть жесткой, соразмерной размерам деталей;

При оклеивании картона бумагой, клей наносят на оборотную сторону бумаги, а не на картон, так как бумага тоньше и размокает быстрее и равномернее;

Клей наносят тонким равномерным слоем;

После нанесения клея надо подождать, чтобы бумага намокла и растянулась;

Намазанную клеем деталь осторожно накладывают на изделие более широкой стороной, затем ее накрывают чистой бумагой и протирают салфеткой, слегка разглаживая от центра к краям;

Плоские изделия просушивают под прессом.

Сшивание бумаги и картона .

Для работы потребуются иглы, шило, подкладные доски, нитки, леска, тонкая проволока. Способ соединения деталей сшиванием чаще всего используется при переплетных работах, при изготовлении карнавальных костюмов, сборке деталей оклеенных тканью.

Окрашивание бумаги и картона.

Окрашивать - покрывать или пропитывать краской, красящим составом[Ожегов]. Наиболее простой способ окрашивания бумаги выполняется анилиновыми красками. Краски разводят в тазу и опускают в него листы бумаги, а затем сушат, разложив на газетах.

Окрашивание «набрызгом» выполняют с помощью одежной или зубной щетки. Для окрашивания используют гуашь, акварель.

Для окрашивания кистью используют широкие (флейцевые) кисти.

Окраску «под мрамор» выполняют любой масляной краской, разведенной бензином или керосином.

Окантовка картона.

Окантовать, окаймлять кантом[Ожегов]. Чтобы изделия из картона были более прочными, их оклеивают переплетной бумагой, коленкором, лидерином, тканью. Оклеивание можно выполнять целым листом или полосой. Окантовка картона чаще используется при выполнении переплетных работ.

Лидерин - хлопчато-бумажная окрашенная или неокрашенная ткань. На лицевую сторону ткани нанесена пленка из нитроцеллюлозы, пластификаторов и разных наполнителей. По внешнему виду лидерин напоминает кожу, и выглядит более эстетично, чем коленкор.

Коленкор - окрашенная хлопчато-бумажная ткань, пропитанная составом из крахмалистых и минеральных веществ.

Работа с бумагой оказывает всестороннее влияние на развитие детей. В процессе изготовления изделий из бумаги и картона у учащихся формируются такие качества личности как усидчивость, трудолюбие, художественный вкус, эстетическое восприятие, умение анализировать, самостоятельно мыслить и др.

Работа с бумагой и картоном способствует развитию мышц кистей рук, формирует координацию и точность движений. Практические навыки, которые формируются у учащихся в процессе работы с бумагой и картоном позволяют успешно осваивать правила и приемы работы с другими материалами. Это объясняется типичностью операций, характерных для всех видов труда.

Например, работа над бумажной скульптурой предполагает аналитический характер деятельности и способность нестандартного мышления. В процессе конструирования из бумаги ориентировочная деятельность ребенка становится более целенаправленной, увлекает ребенка и приводит порой к нестандартным, творческим решениям конструкторских задач. Процесс работы над бумажной конструкцией развивает способность к созданию разных целостностей. Использование минимума средств при максимальной выразительности фактуры материалов приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой ребенком, так и всей решаемой конструкторской задачи.

Контрольные вопросы.

1.Какие отличительные особенности бумаги изучают учащиеся в 1, 2, 3 классах?

2.Назовите основные способы обработки бумаги.

3.Назовите инструменты, необходимые для обработки бумаги.

4.Какие материалы используют для окантовки картона?

Задания для самостоятельной работы.

1. Найти сведения о способах изготовления бумаги.

2. Изучить литературу по различным техникам обработки бумаги. Сделать сообщение об одной из технологий изготовления изделий из бумаги.

3. Сделать сообщение о видах бумаги, картона и их свойствах. Собрать коллекцию картона и бумаги для демонстрации учащимся на уроках технологии в начальных классах.

4. Изучить правила безопасного труда при работе с режущими инструментами.

Задания для лабораторной работы.

1.Проанализировать 3-4 образовательные программы по технологии. Выделить задачи по формированию технологических и трудовых умений и навыков, которые авторы рекомендуют формировать у учащихся 1, 2, 3, 4 классов в процессе работы с бумагой и картоном? Какие объекты труда авторы предлагают для практической работы?

2.Разработать фрагмент урока технологии, на котором в процессе опытнической работы учащиеся смогут наблюдать конкретные свойства бумаги.

3.На листах альбомной бумаги разработать схематические инструкционные карты, демонстрирующие способы соединения деталей из бумаги в конкретном изделии.

4.Продемонстрировать фрагмент урока по теме «Работа с бумагой», на котором учитель решает конкретную задачу формирования культуры труда.

5.Разработать инструкции по правилам безопасной работы при обработке бумаги и картона.

6.Разработать модель «Твое рабочее место» для демонстрации учащимся на уроках по обработке бумаги.

7.Изготовить образцы изделий из бумаги (в 4-5 техниках) для использования их на уроках технологии в начальных классах.