Повседневная и парадная форма вмф. Форма ВМФ: обзор повседневной и парадной форменной одежды моряков Почему у моряков черная и белая форма

Появление форменной одежды на флоте изначально было обусловлено её военным назначением - в абордажных схватках очень важно было отличить своих моряков и солдат от солдат противника. По мере технического развития кораблей и оружия, абордажные схватки ушли в прошлое. Национальные различия в форме моряков потеряли свое былое значение, на первое место вышли гигиеничность одежды и удобство её ношения и обращения с ней на корабле. Это главная причина сходства матросской одежды в разных странах, поэтому за последние сто лет матросская форма практически оставалась неизменной.

Преобладающие цвета морской формы - чёрный, синий и белый - появились из следующих соображений. Примерно сто лет на флоте преобладающим типом корабля был пароход с сопутствующей ему угольной пылью. Чёрный суконный мундир малого количества угольной пыли не боялся, в то же время в дальних плаваниях под жарким солнцем удобно было находиться в лёгкой белой одежде . И, наконец, синий воротник - под цвет моря - оставался изюминкой матросской одежды, её визитной карточкой, уместной для любого случая от парада до похорон. Так же как флаг украшает мачту невыразительного по цвету серого корабля, гюйс украшает матросскую форму, оживляет ее и делает самого моряка смелым, находчивым, честным.

Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году. Она состоит из рубахи, брюк и головного убора.

Рубаха и брюки современного российского моряка - из синей хлопчатобумажной ткани. Украшением матросской рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю (гюйс). История его возникновения весьма занимательна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали. Вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как синяя волна с белой пеной - без него и форма не форма.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года. А вот ленточки на них появились позже - в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки. Смотрел моряк на подарок и думал: " Я верен тебе, моя любимая, как верен якорь кораблю". Много лет прошло, шляпы превратились в бескозырки, а шарфы - в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина - 140 миллиметров.

Люди старшего возраста помнят, что раньше на ленточках бескозырок можно было прочесть: "Северный флот", "Тихоокеанский флот", "Балтийский флот" и "Черноморский флот". Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте. Любят моряки свои ленточки, с гордостью носят их, будто говорят: " Смотрите, золотом горит у меня на ленточке название моего корабля, я ни от кого этого не скрываю, на берегу веду себя с достоинством и всеми якорями держусь за свой корабль, за свой экипаж". Любо моряку чувствовать, как ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.

Тельняшка - трикотажнаz нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы "для нижних чинов". Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды "остался на плаву". Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно - "морская душа"!

Полосатые тельняшки и синие куртки появились в XIX веке на флоте США. Затем синим стал цвет матросской формы и на большинстве других флотов. Отсюда возникло и одно из нарицательных имен моряка - "синяя куртка". Синий - классический цвет формы моряков, принятый во всех странах мира - он символизирует цвет просторов моря .

В сравнении с иными государствами, российский флот имеет не такую длинную историю. Англичане и голландцы, испанцы и португальцы начали освоение морей намного раньше русских, запертых либо льдами на севере, либо в «шведском озере», как до XVIII века называлось Балтийское море.

Ключевые изменения произошли с момента знаменитого решения боярской думы «морским судам быть». Инициированное Петром I решение создать флот стало одним из переломных моментов в российской истории. И, само собой, у моряков должна была появиться особая одежда, дошедшая до настоящего времени как форма ВМФ.

История формы на российском флоте

В допетровское время проблем с формой для флота не существовало, собственно, как и самого флота. Уже сформировавшаяся обособленная группа северных моряков-поморов не имела военной специфики, равно как и специализированной формы. Из поездки в Голландию, бывшую в петровское время одой из ведущих морских держав, царь вынес не только умение строить корабли.

Первые образцы военной формы для моряков пришли в Россию так же оттуда. Тогда в стандартную экипировку моряка входила широкополая шляпа, как правило, войлочная, куртка из грубой шерсти, называемая бострог, короткие штаны до колен и чулки. Ноги защищали тяжелые ботинки из крепкой кожи, с пряжками. Данная форма была предназначена для нижних чинов, то есть матросов. Офицерской формы, как таковой, в первые годы российского флота не существовало.

В течение столетия с момента создания русского флота форма не претерпела почти никаких изменений. Куртки постепенно увеличивают воротник-стойку, а так же уменьшают объем талии. В определенный момент флот подвергается общей моде на длинные волосы, посыпанные мукой, а так же на обилие золота в убранстве мундира.

Но в повседневных работах на корабле красоваться было банально некогда, поэтому нижние чины с радостью продолжали носить еще петровскую форму, а так же сшитые из парусины вещи. Свободные широкие штаны и рубахи позволяли матросам выполнять любую работу на корабле.

XIX столетие приносит многочисленные нововведения в жизнь флота по части формы.

В начале века, под влиянием общей моды, на флот проникают узкие, фрачного типа мундиры. Вместо плащей морякам начинают выдавать узкие шинели, головные уборы меняются на кивера. По общей оценке, в это время армия и флот были практически одинаково экипированы, что вызывало вполне объяснимое возмущение у моряков.

В 1811 году впервые появляется бескозырная фуражка, в настоящий момент ассоциирующаяся только с флотом. На самом деле своим рождением она обязана фуражирам, добывавшим прокорм для лошадей и часто кормившим животных из головных уборов. На бескозырках для моряков не было привычных лент, а так же названий кораблей. Вместо них на околыше наносились способом пробития номера экипажей крупными цифрами.

Самые крупные изменения в военно-морской форме произошли в 1860-х 1870-х годах. Именно в это время, стараниями отдельных представителей императорской фамилии, флот получил форму, которая с небольшими изменениями дошла фактически до наших дней.

Ткани, используемые при пошиве формы

Для создания одежды для ВМФ в царской России, как и в СССР, использовались натуральные ткани. Самой распространённой была грубая шерсть. Связано это было с частой плохой погодой и холодом на Балтике – колыбели русского флота. С момента начала походов в Средиземноморье и создания Черноморского флота русские матросы получили более легкую и удобную форму из парусины.

Одним из главных положительных качеств этого материала была его фантастическая не маркость. Практически любое загрязнение, маслом или краской смывалось с одежды без особого труда. На военно-морском сленге эта ткань называлась «чертова кожа». Цветовая гамма не отличалась разнообразием, только белый и голубой (иногда оттенки доходили до синего) цвета.

Интересно, что Черноморский флот всегда носил только белые форменки, балтийцы же, как и позднее тихоокеанцы, имели в основном синие робы.

По морским уставам матросам ЧФ не позволялось находиться на верхней палубе в форме синего цвета.

Во второй половине ХХ века эта ткань была заменена на хлопчатобумажные образцы. В морской среде наиболее известными стали следующие ткани:

  • «старшинка», плотная ткань темного цвета, отличается тем, что плохо мнется и не линяет, самая любимая ткань среди моряков;
  • «стекляшка», какое то время из нее шили форму для сухопутной армии, прекрасно держит стрелки, но из-за особенностей состава быстро засаливается, поверхность начинает сверкать, за что она и получила свое прозвище;
  • «тряпка», самая плохая разновидность ткани, отличающаяся быстрым изнашиванием и маркостью.

В советские годы ткани отличались высоким качеством и проходили обязательную сертификацию государства. В 1990-е ивановское предприятие, выпускавшее ткани для ВМФ было закрыто, и сейчас на этом поприще работает большое количество частников. Это не пошло на пользу, так как производимые ими ткани не всегда отличаются необходимым качеством.


В последние годы появились жалобы на использование синтетических тканей для пошива рабочей формы. Это опасно, прежде всего, при возникновении нештатных ситуаций, таких например, как возгорания на судне.

Форма для повседневного ношения

На протяжении долгого времени многие элементы формы моряка не менялись в принципе. Основой одеждой со второй половины XIX века служит роба, или рабочий костюм. Так же можно встретить устаревшее название «матросское платье», которое состоит из нескольких элементов.

Непосредственно на теле носится тельняшка, или морская фуфайка.

Во флоте этот элемент одежды, вопреки всем мифам, сравнительно недолго. Причина, по которой моряки стали вязать себе полосатые фуфайки в улучшении заметности моряка, как на фоне белых парусов, так и в случае попадания человека за борт. Долгое время тельняшки были под запретом.

В настоящий момент тельняшка является символом моря, хотя в разных странах имеются определенные различия. Французская форма имеет 21 полосу – в честь количества побед Наполеона. У английской тельняшки 12 полос по числу ребер у человека. На русском флоте полоски не считают, их количество зависит от роста носителя. Цвет полос варьируется от темно-синего до черного.


Представленные ныне тельняшки разных расцветок часто к флоту отношение не имеют. Так, зеленые полосы характерны для формы пограничников, краповые для частей Национальной гвардии (бывших внутренних войск), голубые выдают десантникам.

На тельняшку надевается рубашка-голландка, в зависимости от цвета называемая фланелевка (темно-синяя ткань) или форменка (белого цвета). Состоит рубаха из цельных спинки и переда, а так же рукавов с манжетами.

Перед рубахи имеет вырез на груди, с внутренней стороны пришиты пара пуговиц.

На спине имеется большой отложной воротник для крепления, так называемого, гюйса. На сленге это слово означает синего цвета воротник, с белой подкладкой и тремя белыми полосами на лицевой стороне. Три полосы символизируют три великие победы морского флота, это:

  • Гангутское сражение 1714 года, когда флот Петра I нанес впервые на море поражение шведам;
  • Чесменское сражение 1770 года, объединенная эскадра под началом графа Алескея Орлова разгромила вдвое превосходящие силы турок;
  • Синопское сражение 1853 года, когда адмирал Нахимов одним ударом уничтожил всю турецкую эскадру.

Так же на голландке имеется прорезь для кармана, в котором должна находиться книжка «боевой номер» с обязанностями моряка по всем расписаниям и по всем внештатным ситуациям. Там же крепится белая полоса с нанесенным на нее номером. Краска для этого используется специальная несмываемая. В последние годы часто боевой номер наносится на бумагу, которая потом ламинируется и пришивается к форме.


Боевой номер состоит из первой цифры, обозначающей номер боевой части, второй цифры, с номером боевого поста. Третья и четвертая цифры написаны вместе и обозначают номер боевой смены и порядковый номер военнослужащего в этой смене.

Офицерская форма состояла из рубашки белого или кремового цвета, а так же тужурки, как правило, шерстяной, а в непогоду кожаной на меховой подкладке.

Брюки моряка имеют особый фасон.

Вместо привычной ширинки и пуговицы в районе живота они имеют застежки на пару пуговиц или крючков по бокам. Этот фасон был введен еще в XIX веке и необходим для удобства и простоты снимания одежды в случае попадания за борт. Для этого же на брюках шили клеш, расширения в нижней части штанины.

Опытные старшины мичмана и офицеры внимательно следили за матросами, которые ради моды сшивали эти разрезы. От усовершенствований лечили быстро, как только узнавали о сшитых брюках, моряку отдавался приказ покинуть судно, непосредственно в море. Затем беднягу вылавливали и вежливо разъясняли ошибочность его действий.

Голову покрывала либо бескозырка, либо пилотка. Первый головной убор, в свое время бывший чрезвычайно новаторским и актуальным, на нынешних кораблях не особо удобен. Однако он, как гюйс или тельняшка является символом флота, и моряки не собираются от него отказываться. Бескозырка может быть с белой или черной тульей. Белый цвет, как правило, дает чехол, так как полностью белый верх слишком марок.


Особенностью является лента, на которой золотыми буквами пропечатывается либо название корабля, либо обозначение флота, на котором проходит службу воин, либо с просто надписью «военно-морской флот». Ранее на лентах писали название кораблей, но в связи с секретностью в эпоху холодной войны появились другие варианты написания на лентах.

Сейчас вновь возвращаются к старым традициям. Сама же лента была необходима не только для красоты. Ее зажимали в зубах во время работ при ветре, чтобы головной убор не унесло в море. На смену бескозырке приходит пилотка, более удобный убор в условиях тесноты кораблей.

Офицеры носят фуражки, так же белого или черного цветов.

Отличительная особенность «краб», так на языке ВМФ называется особая кокарда со звездой, якорем и лавровыми листьями. Кроме пилоток на головах носят береты, а в зимний период шапки-ушанки.

С обувью дело обстоит сложнее, так как морские волки и новобранцы часто органически не переносят сапог. Для личного состава разработаны юфтевые ботинки, известные как прогары (если подошва кожаная), илигады (резиновая подошва). Старослужащие обычно носят аналогичные ботинки, но уже из хрома. Сапоги выдают береговым службам, морской пехоте и в случае постановки корабля на ремонт. Интересно, что в тропическую форму одежды входят сандалии.

Новая форма XXI века

Реформирование армии затронуло и флотскую форму. В Москве виднее, в чем служить морякам, поэтому с 2010-х годов форма стала делиться не только на парадную, повседневную и рабочую, но еще и на офисную.


Офисный стиль одежды подразумевает большую и напряженную работу в офисе, безусловно, самом важном месте на флоте. Это китель черного цвета, с длинным или коротким рукавом, а так же несколькими липучками для обозначения имени и фамилии, на современный манер. В комплект входят брюки из того же материала, ботинки черной кожи, и белая фуражка.

Офицерская форма на случай парадов или иных официальных мероприятий состоит из брюк черного или белого цвета, белой рубашки, черного галстука с золотым зажимом, золотого пояса с подвешенным кортиком. Кортик выдается офицеру после окончания училища, и является символом гордости и чести. Какое-то время кортики были отменены, но сейчас они вновь украшают офицеров ВМФ.

Форма для женщин подразумевает рубашку, галстук и юбку, колготки телесного цвета и туфли.

В холода допускается ношение сапог, шерстяного пальто, кашне и шапки-ушанки.
Особой формой одежды является дембельский наряд.

Уходя со службы, многие моряки хотят подчеркнуть свою исключительность, поэтому начинают украшать форму с рвением, достойным французских государей XVII века. Кому то хватает новой чистой формы с заслуженными знаками и медалями, кто то нашивает бесконечное число аксельбантов, шевронов и прочих атрибутов демобилизованного воина.

Видео

Форма ВМФ имеет довольно-таки длинную историю возникновения. Данная одежда меняется со временем. В ней появляются новые аксессуары, дополнения. Также меняется внешний вид самих деталей. Ниже будет рассказано о том, как именно появилась данная форма. Также мы расскажем, какие она претерпевала изменения. Кроме этого будут приведены интересные факты, которые увлекут многих читателей статьи.

История появления такой парадной формы

Первый раз парадная форма ВМФ возникла во время правления великого Петра Первого. Появление ее связано с возникновением самого Российского морского флота. Общеизвестной является дата данного события - тридцатое октября.

Вначале была введена униформа. Она предназначалась для ношения матросами и нижними чинами. Выглядел данный предмет одежды следующим образом:

  1. Куртка.
  2. Укорочённые брюки. Цвет штанов и куртки был зелёным. А сшиты эти элементы гардероба были из грубой шерстяной ткани.
  3. Также в состав комплекта входили чулки.
  4. Широкополая шляпа.
  5. Туфли из натуральной кожи.

Данная форма ВМФ была скопирована с голландской морской униформы.

Рабочий костюм

Также был каждодневный рабочий костюм, который носился вместо мундира. Данный комплект состоял из следующих предметов одежды:

  1. Рубаха свободного кроя. Она была просторной.
  2. Брюки, сшитые из парусины.
  3. Треугольный головной убор.
  4. Камзол.

В такое обмундирование были одеты ушаковские матросы во время похода по Средиземноморью.

Брюки из парусины серого цвета и рубаха относились к робе для выполнения каждодневной работы. Сверху данного комплекта одежды было принято надевать рубаху белого цвета. Отличительной чертой ее был воротничок лазурного цвета. Так одевался рядовой состав флота. Эта форма ВМФ была утверждена во второй половине 19 века.

Какие использовались ткани для пошива?

Долгое время форма ВМФ (фото ее представлено в статье) изготавливалась из парусины облегчённого типа. Это было связано с тем, что данный материал легко поддаётся стирке и выведению различных загрязнений. Данная ткань использовалась в пошиве формы до восьмидесятых годов прошлого столетия. Также существовало различие в цвете одежды между различными флотами. Например, черноморский имел форму белого цвета.

А остальные флоты использовали для ношения голубой тон. Затем форму стали шить синего цвета либо темно-синего. Также поменялась ткань. Вместо парусины стал использоваться хлопок. В последние годы форму принято шить в различных ателье на заказ. Для ее производства может использоваться любая ткань. Стоит сказать о том, что она не всегда бывает хорошего качества. Цветовая палитра для пошива формы может быть в диапазоне от синего до чёрного цвета. Часто для изготовления используется такой материал, как старшинка. Он обладает плотной текстурой и считается тканью высокого качества.

Каждодневная одежда для матросов

Какая форма ВМФ России для матросов на каждый день?

Ниже будет рассмотрен костюм матроса, который принято носить каждый день. Форма для него имеет несколько названий, а именно: «роба», «рабочее платье». Правильным является «флотский костюм». Также платье матроса принято называть кителем.

Костюм матроса включает в себя следующие элементы одежды:

  1. Рубашка.
  2. Брюки.
  3. Специальный воротник матроса.
  4. Обувь.
  5. Головной убор.

Рубашка

Следует сказать, рубашку матроса принято называть рубахой. Это связано с тем, что она имеет свободный крой. А ее внешний вид напоминает древнюю рубаху. У данной одежды есть специальный воротник в матросском стиле. Крой сделан таким образом, что спинка и передняя часть не имеют швов. В передней части рубахи есть карман накладного типа. Помимо этого имеется внутренний карман. Предусмотрен специальный разрез. Он застегивается посредством пуговицы. Рукава имеют обычную, прямую форму, они втачные. Также данный предмет одежды имеет погоны простой формы. Они соответствуют званию носителя. Помимо этого обязательным атрибутом матросской рубахи является бирка белого цвета. Она содержит информацию о боевом номере человека. Данный номер не смывается. Принято носить рубаху навыпуск. В случае нахождения на вахте ее следует заправлять в брюки. В холодный период времени сверху надевается пальто либо бушлат. Также в качестве утеплителя может использоваться шинель.

Брюки служащего на морском флоте. Новая форма ВМФ

При пошиве брюк до сих пор используется крой, который применяли в семнадцатом веке. Материал для пошива данных штанов берется темно-синего цвета и имеет хлопчатобумажную основу. Главными особенности матросских брюк являются карманы. Они расположены по бокам. Также присутствуют специальные застежки на гульфике. Помимо этого есть пояс с петлями. Они называются "шлевки", держат ремень. Ремень формы сделан из кожи. На нем имеется бляха с государственной символикой. Сейчас на ней изображена эмблема ВМФ. Ранее, в советские времена, на бляхе можно было увидеть якорь и звезду.

Воротник как важный атрибут формы

Следует знать, что воротник имеет символическое значение. Оно заключается в том, что на нем расположены три белые полосы. Они являются символом побед ВМФ в таких сражениях:

  1. Чесменское.
  2. Гангутское.
  3. Синопское.

Материал изготовления воротника хлопчатобумажный. Он имеет подкладку. Носится воротник поверх рубахи. Парадная форма ВМФ включает воротник в свой комплект.

Матросский головной убор - фуражка

Следует сказать о том, что форма имеет несколько головных уборов. Прежде всего стоит сказать о фуражке без козырька с ленточкой. На ленточке имеется надпись. Там может быть написано "Военно-Морской Флот" либо наименование корабля. Фиксируется лента на околыше. Донышко, стенки и околыш сделаны из шерстяной ткани. Также бескозырка имеет кокарду. Она расположена на ее тулье. Кокарда фуражки представлена в виде якоря золотого цвета. Во времена Советского Союза она была сделана в виде звезды красного цвета, которую обрамляли золотые листья. Такая кокарда называлась крабом. Фуражка изготовлена из ткани белого цвета. Она имеет сменный чехол.

Шапка-ушанка - зимний матросский головной убор

В зимний период времени в комплект формы входит шапка-ушанка. Она сделана из меха и имеет чёрный цвет. Следует сказать несколько слов о том, что были попытки внедрения в матросскую форму такого головного убора, как шапка из шерсти. Она должна была заменить ушанку и использоваться для работ на открытом воздухе. Однако данное нововведение в гардеробе ВМФ не прижилось.

Берет и пилотки

Ещё одним головным убором, который используется, является берет.

Помимо берета форменный комплект дополняет пилотка. По бокам ее есть специальные отверстия. Они предназначены для вентиляции. Такие отверстия называются "блочки". Лицевая часть пилотки дополнена кокардой с якорем. В советские времена пилотку носили подводники. Она была чёрного цвета. Помимо этого пилотки различались по типу. У офицеров был один тип, а у рядовых - другой. Весь состав военно-морских войск стал использовать пилотку не так давно. Изменилась форма данного головного убора. Раньше пилотка была полукруглой, а в настоящее время имеет прямоугольную форму. Помимо этого пилотка дополнилась выпушками белого цвета. В прошлом такие элементы были только на пилотках офицеров и мичманов. Звезда была заменена на кокарду.

Матросская обувь

Ботинки матросов заслуживают отдельного внимания. Они выполнялись из юфти и имели толстую подошву. В просторечной форме такие ботинки назывались «гадами». Эта обувь делалась со шнурками. В последнее время у них появились резиновые вставки. Старослужащие матросы предпочитают носить сапоги. Называются они хромовыми. Это связано с тем, что для их производства используется кожа, которая дубилась в хроме. Помимо хромовых сапог есть яловые сапоги. Они используются в суровых климатических условиях. В жарком климате матросы носят сандалии.

Особенности формы мичманов и офицеров

Форма для ношения каждый день для такой категории военнослужащих, как офицеры и мичманы, включает нижеперечисленные элементы одежды:

  1. Фуражки из шерсти. Они могут быть белого и чёрного цветов.
  2. Шерстяная тужурка.
  3. Пальто чёрного цвета.
  4. Рубашка кремового оттенка.
  5. Чёрный галстук с золотистой закрепкой.
  6. Кашне.
  7. Брюки чёрного цвета.
  8. Ремень.
  9. Перчатки.
  10. Сапоги.
  11. Полусапоги.
  12. Ботинки.
  13. Пилотка из шерсти.
  14. Тёплый свитер, который будет соответствовать цветовому направлению.
  15. Куртка, которая используется для демисезонной погоды.
  16. Плащ.
  17. Синий шерстяной китель.

Особенности женской формы. Какая она?

Женская форма включает в свой комплект пилотку, которая изготовлена из чёрного шерстяного материала. Помимо этого форма состоит из чёрной юбки из шерсти, блузки кремового оттенка, чёрного галстука, на котором присутствует позолоченная закрепка. Также женский костюм предполагает ношение ремня, туфель или ботинок чёрного цвета и колготок. Колготки должны быть телесными. Еще женщины носят жакет.

В холодное время года женский форменный комплект включает в себя каракулевый берет чёрного цвета, шерстяное пальто, перчатки. Обувь меняется на сапоги. Если климат не очень суровый, то можно носить ботинки. Разрешено надевать свитер, шапку-ушанку, плащ и пилотку.

Какие существуют виды?

Можно выделить несколько видов формы ВМФ:

  1. Парадная.
  2. Дембельская форма ВМФ.
  3. Офисная.

Помимо этого форма одежды ВМФ делится на зимний и летний варианты.

Парадная форма. Описание

Парадная форма имеет несколько вариантов. Это связано с различными погодными условиями. Рубашка белого цвета, чёрные брюки из шерсти и золотой ремень являются главными составляющими парадной формы.

Что касается обуви, то у парадной формы ВМФ могут быть ботинки черного цвета либо белого. Также допускается ношение полусапог или сапог в двух цветовых решениях. В зависимости от погодных условий разрешены кашне либо воротник.

В холодное время года в комплект парадной формы входит пальто черного цвета из шерсти. Поверх него пришиваются погоны накладного типа, они точно такие же, как те, что используются на тужурках. На рубашках погоны съемные. Зимний вариант парадной формы включает ношение перчаток черного цвета. Если погодные условия не слишком суровые, то можно военнослужащим использовать плащ или же куртку демисезонного типа. Помимо черных перчаток военнослужащие могут надевать также белые.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, что представляет собой ежедневная, офисная формы ВМФ и другие виды подобной одежды. Надеемся, что данная информация была вам полезна.

19 августа в России отмечают День рождения русской тельняшки. Именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы , которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.

Свой профессиональный праздник работники морского и речного флота ежегодно в первое воскресенье июля.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет, смотрите в инфографике.

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим - с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка - тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному движению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке - по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

Чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.

Что такое гюйс?

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus - «флаг») - военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

У Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота.

Моряки всех поколений русского фло-та всегда были неравнодушны к тельняшке и называли её морской душой.Среди моряков нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемая тельняшкой, является особенно любимой одеждой. Свое название тельняшка получила в связи с тем, что надевается на голое тело.Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет?

История тельняшкиТельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим - с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка - тельняшка.Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке - по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.Что обозначает цвет полос на тельняшке:чёрный: подводные силы и морская пехота;васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;светло-зелёный: пограничные войска;светло-голубой: ВДВ;краповый: МВД;оранжевый: МЧС.Что такое гюйс?Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus - «флаг») - военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.Почему на гюйсе три полоски?Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:у Гангута в 1714 году;у Чесмы в 1770-м;у Синопа в 1853-м.Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота. (с)

В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета , а летние хлопчатобумажные форменки - белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Как появился гюйс

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

Бытует и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Версия литературная

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

Нет, не спится!; ответил юнга.

Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах - у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” - военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

Версия историческая

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма . В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Начиная с Петра I

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближенной Петру - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья - красного.

Сначала гвардия

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии - соответственно две полосы, а матросы третьей - три.

Победы флота ни при чем

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • Чесмы в 1770-м;
  • Синопа в 1853-м.

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.

Немного о лентах на бескозырках

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии - золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый - цвет пламени и черный - цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

Цитаты

Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Гюйс

ГЮЙСЪ , флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки
Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).

Гюйс - м.

1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.

2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Глобальный контрудар - быстрый и глобальнай ответ на ПРО США Разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы Смогут ли китайцы скопировать экспортный Су-35

Военно-морские силы России (ВМФ) - один из родов войск наряду с ВВС и СВ. Имеет в своем составе надводные, подводные силы, морскую пехоту и авиацию, береговые артиллерийские, вспомогательные и войска специального назначения.

Несмотря на различные задачи, каждое из этих подразделений при ношении формы руководствуются положениями приказа МО России № 300 «Об утверждении правил ношения военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков в вооруженных силах российской федерации и порядка смешения предметов существующей и новой военной формы одежды в вооруженных силах российской федерации (с изменениями на 7 февраля 2017 года)».

Военно-морская форма ВМФ делится на группы:

  • костюм матроса;
  • повседневная форма моряков;
  • парадная форма ВМФ России;
  • военная форма для военнослужащих-женщин;
  • дембельская форма.

Форма матроса ВМФ России

Матрос - это начальное воинское звание на флоте и соответствует званию «рядовой» на суше. Повседневная форма матроса ВМФ России, именуемая робой или платьем, это рабочая одежда моряка, для всех от матроса до главного корабельного старшины. В ее комплект входит рубаха (китель) брюки, воротник, бескозырная фуражка и туфли.

Рубаха за сто лет своего существования в своем обличии особых изменений не приобрела. Спина и перед без швов, с широким воротником. Спереди есть накладной карман, на которую водостойкой черной краской наносится боевой номер, а самом кармане должна находиться «Боевая книжка» (памятка со всеми обязанностями, корабельным расписание, тактико-техническими характеристика закрепленного вооружения и его номер).

Поверх рубахи разрешается надевать бушлат, пальто или шинель.В синей рубахе появляться на палубе запрещено, так как она одевается только при работе в машинном отделении и трюме.


Брюки матроса темно-синего цвета свой внешний вид не меняли с петровский времен. Модель поясного ремня незначительно поменялась со времен СССР и теперь на его бляхе находится эмблема ВМФ России, но без якоря со звездой.

Матросский воротник одевается сверху рубахи, а три полосы на нем нанесены в честь великих побед русского флота при мысе Гангут, в Чесменском и Синопском сражениях.

Головные уборы на флоте представлены в таблице.

Внешний вид

Название

Описание

Бескозырка

Бескозырная фуражка, на которой прикреплена лента с надписью ВМФ и название корабля, а на тулье расположена кокарда в виде якоря золотистого цвета
Берет черного цвета из шерсти и с золотистой кокардой с изображением якоря
Пилотка Пилотка черного цвета с двумя вставками белого цвета и золотистой кокардой

Кроме этих элементов одежды у каждого моряка есть тельняшка, перчатки и шапка-ушанка.

Наиболее известная морская обувь - это корабельные ботинки (на фото) и юфтевые туфли (на флоте их зовут «прогары» с кожаной или «гады» с резиновой подошвами), которые пришли на смену сапогам еще в послереволюционный период. По имеющимся сведениям, они изготовлены из кожи кенгуру и ввиду наличия резинки со временем становятся очень неудобными.

В связи с проводимой реформой в армии России и сменой облика на смену этим ботинкам пришли современные на вид кожаные лакированные ботинки на шнурках от БТК-групп.


Разумеется, в зависимости от погодных условий моряки на корабле могут носить и кирзовые сапоги и сандали.

Повседневная форма морского флота

Для мичманов и офицеров к ежедневному ношению предназначены следующие элементы одежды:

  • фуражка шерстяная (черного и белого цвета);
  • шерстяная тужурка;
  • пальто чёрное;
  • рубашка бежевого цвета;
  • галстук черного цвета с золотистым зажимом;
  • брюки шерстяные черные;
  • кашне;
  • кожаные перчатки;
  • демисезонная куртка;
  • пилотка;
  • свитер;
  • ботинки;
  • туфли;
  • демисезонная куртка;
  • плащ и китель из шерсти синего цвета.
Форма одежды офицеров ВМФ России

Парадная форма

При участии военнослужащих в торжественных мероприятиях, парадах и других воинских ритуалах необходимо одевать парадную форму одежды, образцы ношения которой представлены ниже.



Морская форма одежды офицеров ВМФ.

При пошиве парадной формы главными требованиями является следование традициям русской армии, качество ткани и возможность частого использования.


Военная реформа не обошла стороной и форму морячек, которым теперь, кроме пилотки и шапки-ушанки можно носить берет из каракуля.

Новая форма ВМФ для женщин.

Дембельская форма ВМФ

Произошедшие в 2007 году изменения в военном законодательстве сократили срок военной службы по призыву с двух лет до одного года. Это было сделано в связи с необходимостью борьбы с неуставными взаимоотношениями («дедовщина») и переходом на контрактную основу.

По старым негласным правилам солдат, прослуживший до 6 месяцев, считался салагой и не имел никаких прав, и обязан был выполнять приказы старшего призыва.

Прослужив 6 месяцев, солдат становится черпаком, и объем прав увеличивался за счет поступления молодого пополнения. Далее шел «слон» (от года до полутора лет) и тот, кому осталось служить сто дней считался «дембелем».

В связи с этим подготавливаться дембельская форма ВМФ начиналась именно в этот срок силами самых грамотных и работящих солдат младшего призыва. Форма ушивалась по фигуре, на рукава пришивались новые шевроны и нашивки, желательно, с солидными надписями (Спецназ,Special Forceи т.п.). Обязательно пришивали аксельбант, а погоны должны были быть белые и золотые и, конечно же, с якорем.

Воротник кителя обшивался на манер адмиральского белыми нитками, в нагрудные карманы устанавливались пластмассовые вставки. Не забывали и про нагрудные знаки, полученные или купленные в ходе прохождения службы. Обычно это были знаки за отличие, памятные медали, значок «Воин-спортсмен» и т.д.


Дембельская форма морского флота России (фото)

В нынешнее время солдат не успевает забыть гражданскую жизнь. Научиться у офицеров военному делу и уже заказывает себе форму на дембель. Иногда случаются встречаются и такие карнавальные костюмы.