Почему важно формировать у детей трудолюбие. Как приучать ребенка к труду, чтобы в будущем он не сидел на шее у родителей. Воспитание трудолюбия у детей

Надежда Матвеева
Консультация «Воспитываем трудолюбие»

И родителям, и педагогам хорошо известно, что одними словесными поручениями многого не добьешься. Послушает, послушает их ребенок, и сделает все по-своему - как привык. А у привычек огромная сила. Чтобы у ребенка складывались и закреплялись нужные привычки, он непременно должен практиковаться. С какого именно возраста лучше всего начинать трудовое воспитание малыша ? Некоторые родители считают, что торопиться не надо : “он еще маленький, пусть побегает, порезвится - научиться всегда успеет”. Ну что ж, давайте посмотрим - действительно ли мы совершаем насилие, приучая малыша к труду ?

Дети дошкольного возраста обычно очень активны. Это живой, деятельный, неугомонный народ. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша. Напротив, отвечает его потребности постоянно находиться в действии. Да вспомните сами, как радовались вы, если мама разрешала вам помочь ей накрыть на стол. Какое же здесь насилие? Просто вашу энергию направили в нужное русло.

В несложной как будто работе малышам приходится преодолевать известные трудности , учиться быть настойчивыми, терпеливыми, выполнять начатое дело до конца. При всем при этом вы не можете ждать от ребенка постоянной ответственности за выполнение своих обязанностей даже в 15 лет. Ведь взрослые очень часто тоже бывают безответственными. Ребенку нужно постоянно обо всем напоминать, но в вежливой форме, делая это, постарайтесь проявить максимум терпения и выдержать такой тон, как если бы вы говорили со взрослым человеком. Раздраженное ворчание способно убить всякое желание что-либо делать.

Понятно, что малышей вначале надо приучать выполнять несложные поручения. К двум годам он пробует одеваться. Возможно, пройдет целый год, прежде чем он научится надевать несложную одежду. А еще через год он научится справляться со шнурками и пуговицами. Дети пяти-шести лет уже могут помочь вам с уборкой квартиры, поработать на огороде, приготовить обед, например, почистить вареные овощи. Не забывайте мотивировать то или иное действие.

Если вы абсолютно ни в чем не будете ему помогать, неудача может отбить у него охоту пробовать снова. Например, стяните носок наполовину, чтобы ему было легко снять его совсем.

Замечали ли вы когда-нибудь, что постоянно уговариваете, заставляете, ругаете копающегося ребенка : сначала его никак не поднимешь с постели утром, потом сложно заставить умыться, одеться, позавтракать. А ведь ребенок не родился копушей. Таким его постепенно сделали постоянные поторапливания : “Быстрей доедай суп”, “Сколько раз тебе повторять, чтобы ты шел спать”. Родители легко впадают в привычку все время подгонять детей, а это в них со временем порождает упрямство. Наверное, не один раз вы жаловались знакомым, что вынуждены целый день ругать и “пилить” ребенка, иначе его невозможно заставить что-то сделать. Так получается заколдованный круг. Выход из положения прост : поменьше “доставайте” его, будьте терпеливее и постарайтесь больше ему доверять.

Конечно, необходимо при этом учитывать физические возможности ребенка и не перегружать его. А это случается очень часто. Ведь у шести-семилетнего ребенка уже есть сила, он многое может сделать. И мы поручаем ему постоянно и подолгу нянчить младших, разрешаем носить тяжести. Все, что чрезмерно, то не здраво. Пусть силы у него и есть, но мышцы его еще недостаточно выносливы, позвоночник не вполне сформировался, и физическая перегрузка может вызвать у него общее истощение, привести к искривлению позвоночника.

Многие требования ребенку выполнять еще очень трудно . Но важно, чтобы он хотел трудиться , чтобы он получал удовольствие от самой работы, удовлетворение от ее результатов. Исследования психологов и педагогов показывают, что в раннем возрасте все поступки совершаются под влиянием эмоций, сиюминутных желаний, и главный способ побудить ребенка действовать в желаемом направлении - это вызвать у него положительные чувства, сделать для него привлекательным то, что мы ему предлагаем.

Как же этого добиться? Объясняешь, растолковываешь, мотивируешь, а все равно не получается. Во-первых, в дошкольном возрасте для ребенка труд - подражание действиям взрослых. Превратите его в своеобразную игру с добавлением фантазии. Подскажите, например, малышу, как можно убрать игрушки : машины поставить в “гараж” из кубиков или конструктора , мишку уложить спать. И вы увидите, как он увлечется такой игрой-уборкой. Да ведь на полке или в отведенном для игрушек месте в детской комнате можно создать целый игрушечный город с “домами”, вам будет интересно подключиться к такой игре. Но слишком тоже не увлекайтесь - пусть инициатива все-таки останется за вашим чадом. Ребенок почувствует себя хозяином положения, а это удовлетворит его детское самолюбие.

Во всех случаях необходимо помнить и о том, что у ребенка надо воспитывать так называемую трудовую установку - он должен знать, что выполнение той или иной работы действительно кому-то нужно. Малыш должен видеть перед собой конкретную цель, сам он не всегда сможет это сделать.

Малыш, например, вполне будет доволен тем, что ему дали тазик с теплой водой и мыло для маленькой постирушки кукольной одежды. А нам тут нужно добиться главного : чтобы он стремился выстирать белье хорошо и убедился, что оно стало чистым. Если не получилось, утешьте, отнеситесь к его труду с уважением и вниманием (он же все-таки старался) : завтра ты еще больше постараешься, и у тебя получится лучше.

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже “игрушечного” труда , который ему ничего не стоит. Разве вы будете выполнять какую-то бесполезную работу? Даже двухлетки признают только целесообразный труд . Попробуйте предложить ребенку вымыть совершенно чистую чашку, если рядом с ней стоит грязная. Он потребует, чтобы ему дали именно грязную чашку или вообще откажется от работы.

Самая распространенная наша ошибка, дорогие родители, - это приучение к труду “от случая к случаю”. Но для детей 5-7 лет просто необходимо выполнение определенных, постоянных обязанностей. Например, подмести пол, помыть посуду, застелить свою постель, полить цветы. Обязанности, за выполнение которых ребенок отвечает, помогают воспитанию у него ответственности, добросовестности, щепетильности; дисциплинируют, приучают хорошо выполнять не только приятную, но и необходимую работу. А это немаловажно при нашей сегодняшней жизни.

Некоторые из нас оправдываются тем, что для трудового воспитания ребенка просто не хватает времени. Нам некогда ждать, пока он сам оденется или накроет на стол. Мы можем это сделать быстрее, да и результаты будут лучше. Все это верно, но ведь так мы упускаем золотое время, когда ребенок сам стремится что-то сделать, подражая взрослым, - великие дела начинаются с малого, говорили классики. Малышу, которому едва исполнилось два года, интересно самому натянуть колготки, маечку, и он, пыхтя, пытается это сделать, проявляя завидное упрямство и усердие. Вы спешите завести его в детский сад, потому что опаздываете? Так разбудите его минут на 20 раньше, соответственно вечером уложив раньше в постель.

Если идти по иному пути, то смотришь, уже к трем-четырем годам у ребенка угаснет стремление к самообслуживанию. Он будет охотно протягивать руки и ноги взрослому, который одевает его, и возмутится, если вы попросите его сделать это самому : почему это вдруг ни с того ни с сего вы стали от него что-то требовать? Возможно, вам придется пережить не одну его истерику. А в семь-девять лет он просто начнет отлынивать от выполнения поручений, станет маленьким симулянтом.

Обратите внимание еще на одну деталь. У ребенка невротического склада, помимо “нормальной” лени, весьма часто наблюдаются проявления так называемой псевдолени как своеобразной защитной реакции. Когда малыш регулярно отказывается что-либо делать, это вполне может быть обусловлено тайным, тщательно замаскированным страхом неудачи.

Дети-невротики, в основном, не уверены в себе, из-за чего болезненно реагируют даже на самое ничтожное поражение, воспринимающееся , как великий позор, особенно если у него очень занижена самооценка. Такие дети обычно очень застенчивы. Им постоянно мнится, что они все делают плохо. А уж если однажды ему было сделано замечание или кто-то засмеялся, он предпочтет, чтобы его считали лентяем, лишь бы не травмировать свое слишком легко уязвимое самолюбие. Поэтому такой ребенок с огромным удовольствием может выполнять все свои домашние обязанности, а учиться будет очень плохо, если учительница хотя бы пару раз выразит на уроке свое неудовольствие его знаниями. На все готов дома этот псевдолентяй, лишь бы уроки не делать!

Стоит с особым вниманием относиться и к специфической медлительности этих детей, которая на первый взгляд может показаться леностью. Такой замедленный темп, низкая активность или полное бездействие бывают обусловлены и обостренным чувством опасности “на ровном месте” (боязнь собак, домашних животных - он лучше будет стоять на месте как вкопанный, чем решится пойти туда, где находится предмет его страха). Иному ребенку (особенно мальчику) легче прослыть лентяем, чем признаться в трусости.

А еще важно знать, что дети-невротики обладают повышенной нервной истощаемостью. Поэтому в тот день, когда он испытал даже мало-мальски незначительную перегрузку (смотрел долго перед сном телевизор или гулял на улице, вполне естественно, ребенок может отказаться убрать в комнате или даже почистить зубы и умыться на ночь. Не требуйте от него армейской дисциплины, будьте снисходительнее. Ведь семья - не армия, а ребенок - не солдат.

Ваше чадо не любит трудиться ? Как приобщить ребёнка к труду .

Многие родители мечтали бы вернуть то время, когда ребенок лежал «поперек лавки» .

Почему я! - возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.

Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?

Причин здесь несколько.

Первая причина - мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки , от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» - это значит жить ничего не делая.

Вторая причина - резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе .

В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Нельзя думать ребенка, что, не участвуя в общем, семейном труде , вырастет нормальным. С какой стати ребенок, который до 10-15 лет не принимал участия в семейном труде , станет помогать вам, даже если он вас любит. Для него - это слишком большая психологическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей , не приучен к этому. Обижаться в этом случае нужно на себя. Желание трудиться само не приходит . Нужно для перевоспитания приложить максимум усилий. А не лучше ли воспитывать привычку к труду с первых дней жизни ?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

К сожалению, мы часто упускаем моральный аспект труда , полагая, что если ребенок чем-то занят, то в нем формируется трудолюбие . Конечно, развивается, но в тесном контакте с эгоизмом. Ребенок трудится для себя .

Только участие в общем труде , в труде для других , а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез, а между тем она одна из самых главных в воспитании ребенка . Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство ) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства, с двух лет.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка : «Иди играй» , - помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

«Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!» - еще один из принципов неправильного воспитания . Усилия в учении, конечно, воспитывают трудолюбие , но может оказаться, что это не воспитывает человека , тогда как помощь по дому формирует в ребенке заботливость, доброту, участие. Помощь другим обязательно должна быть бескорыстной, а не по принципу : ты - мне, я - тебе. Меркантильный дух - страшная зараза, сильно разлагающая душу.

Воспитание человека - это воспитание чувств в нем . Чтобы какое-то правило, убеждение, ощущение закрепилось в ребенке, нужно, чтобы он почувствовал ваши чувства, а не только понял вашу мысль : он должен видеть, что вам приятно мыть посуду, весело убирать в доме - только тогда ему захочется это сделать самому. Если же он услышит, что это «надо» и увидит, что вам самим это делать не хочется, никакими усилиями его к труду не приучишь .

Есть люди, которые все делают с удовольствием, а есть - с отвращением, со стоном, с гримасой, так же будут реагировать на труд и их дети . Воспитание трудолюбия - очень сложная и трудная вещь . Ну а если время упущено в детстве? Кто в этом виноват?

В три года каждый малыш с удовольствием помогает по хозяйству, для него это такое же познание мира, как и игра. Ему интересно смотреть и слышать, как вода льется из крана, как тарелка норовит выскользнуть из рук. Вот и нужно воспользоваться этим интересом , почаще предлагать ему разные дела : пришить пуговицу, забить гвоздь…

Нужно всегда поддерживать любую детскую инициативу. Захотел - делай. И если вы по каким-либо причинам запретите ребенку что-то делать, то приучить его потом к этой деятельности будет сложно, т. к. интерес к ней у него пропал.

Самостоятельность - это творчество : когда ребенок делает что-то сам - он творец, а когда человек творит - он счастлив. Для полноты жизни необходимо постоянное ощущение новизны. Творческий труд и дает это ощущение . К тому же творчество - это всегда напряжение ума, усилие.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается) . Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.

Ничего хорошего не получится и тогда, когда родители не помогают детям «из принципа» , желая, чтобы они всему научились сами. И бедный ребенок, испытывая трудности первобытного человека, все больше и больше отстает в развитии от своих сверстников, у которых родители не столь невежественны.

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой . У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность . В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда , то такой труд не несет в себе воспитательной силы , а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить тупицу - наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры . Ребенок должен чувствовать, что вы кладезь выдумки и неисчерпаемой мудрости, из которого он может черпать всю жизнь.

После того, как ребенок приучится прилагать определенные трудовые усилия в интересном для него виде труда , он легко может справиться и с неинтересными, ибо роль сознания в нем повышается с каждым годом. Чем нужнее результат труда ребенка , тем больше его воспитательное воздействие . Постепенно надо приучать ребенка делать все качественно, качество труда - четкий показатель культуры. Если ребенок привыкнет делать работу кое-как, он так же будет работать и в более старшем возрасте, а возможно и всю жизнь.

Родители часто иронически относятся к детскому труду , а потом удивляются, что ребенок ничего не хочет делать. Всякое трудовое усилие тесно связано с напряжением души. И чем больше тренирована воля, тем легче человек преодолевает трудности . Если ребенок приучен к активной самостоятельной жизни, то в дальнейшем труд для него будет не в тягость. Кроме того, в нем развивается инициативность - качество очень важное для семейной жизни и для жизни в обществе.

Взросление - это все большая и большая самостоятельность. Поэтому ощущение самостоятельности необходимо ребенку не меньше, чем наша любовь, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире. Трудовые усилия во многом способствуют формированию такого чувства.

Когда ребенок не убирает за собой игрушки, не хочет делать уроки, не помогает по дому - это не только расхлябанность, но и отсутствие привычки к волевому усилию.

Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду . Тот, кто ничему не научился в детстве, проходит эту науку взрослым, и она иногда дорого ему обходится.

Мы явно недооцениваем результаты, которые приносит трудолюбие , и трудности , которые возникают при его отсутствии.

Привычка к труду держит человека в тонусе до конца жизни. Он уверен в себе, лишен инфантильности, обладает чувством ответственности и умеет ценить свой и чужой труд .

Трудолюбие дает и психическую устойчивость, вырабатывает веселый нрав и оптимистический взгляд на будущее, способствует долголетию. Все долгожители трудятся до конца своих дней . Тунеядцев среди них нет. Трудолюбие непременно вознаграждается уважением окружающих. Только труд дает ощущение полноты жизни. Не отнимайте это ощущение у ребенка, а помогите его становлению.

У взрослого человека всегда после работы много домашних дел, выполняя которые всегда можно найти, чем полезным занять ребенка. Важно, чтобы дела не заслонили ребенка, чтобы ребенок был в нашем сознании постоянно. Если на первый план выступают дела, а потом дети, то со своими делами мы остаемся на всю жизнь, а надо оставаться с ребенком. Стоит подумать об этом.

Многие родители мечтают о трудолюбивом ребенке, помощнике во всех наших взрослых делах. Который и мусор вынесет, и за младшим братом в садик зайдет, и в своей комнате сам наведет порядок.
Но это, конечно, Идеал. Своего рода Педагогическая Утопия. А на самом деле современные детки в большинстве своем работать не желают, от трудовых усилий всячески увиливают. Скажет мама: «Толик, вынеси мусор!» А Толик: «А почему я, а не Надька?! Я вчера выносил!» И это обычная картина. Даже трудно себе представить такого Толика, который радостно воскликнул бы: «Да! Конечно! С удовольствием! Я счастлив! Спасибо за доверие! Сию секунду!» - и побежал с ведром. Это даже был бы какой-то просто-таки противоестественный Толик. Мама, наверное, забеспокоилась бы, услышав такой ответ: подумала, что ребенок, не дай Бог, заболел!
Хотя никто ведь специально не прививает детям отвращение к труду. Оно возникает само собой, незаметно для нас.
Можно ли этого избежать? И что нужно делать, чтобы ребенок все-таки полюбил труд?

Несколько лет тому назад мне довелось побывать в одном маленьком детском садике на окраине нашего города. Было это в те времена, когда зарплату подолгу задерживали, и в садике не было уборщицы. А грязь оставлять ведь нельзя. И вот, представьте себе, дети помогали воспитателям убирать! Более того, они это делали с удовольствием и даже обижались, если от их помощи отказывались!
Как удалось этого добиться? Очень просто. Вместо того, чтобы просить или заставлять, воспитатель говорила: «Нужно убрать в группе. Это очень важно, я не могу каждому поручить. Сегодня мне помогут Вика и Ариша. А вы уж потерпите, может быть, потом я и вас тоже возьму».
При такой постановке вопроса уборка воспринималась детьми как почетное поручение и даже привилегия: Вика и Ариша – фаворитки, они ближе к воспитательнице, они ей помогают.
Неудивительно, что на следующий день почти все дети хотели – и даже рвались! – помочь, но опять были отобраны два-три счастливчика, остальным оставалось «глотать слюнки» и дожидаться своего часа.
Сама уборка проходила весело и энергично: воспитательница шутила, смеялась с детьми, а под конец говорила им что-нибудь уважительное, вроде: «У тебя здорово получается!» - или: «Как мы быстро все сделали!» Что-то возвышающее их в собственных глазах.
В конце концов, дошло до того, что малыши чуть ли не дрались за право убирать в группе.
А ведь почти все взрослые в такой ситуации начинают упрашивать детей:
«Надо обязательно навести порядок! Нельзя оставлять грязь! Больше некому убирать, так что придется это сделать нам!» - и т.д., и т.п. И разумные малыши сразу догадываются: эге, да это что-то противное, что приходится делать, чего самой Мариванне делать не хочется. Вот оно что! Значит, работать ужасно неприятно!
Меня убеждают, что это надо сделать? Значит, я этого делать не хочу (а иначе зачем бы стали убеждать меня?)!
Тем более все ясно, если взрослый просто заставляет ребенка, пользуясь своей властью над ним. Никто же никого не принуждает есть конфеты или смотреть мультики. Заставляют – значит, это что-то плохое.
К сожалению, словечко «эксплуатация» имеет и вполне очевидный «педагогический» (вернее – антипедагогический) смысл. Взрослые часто эксплуатируют детский труд. Заставляют или просят сделать то, чего им самим делать не хочется: что-то скучное, рутинное. И дети обычно подчиняются, слушаются взрослых. Но мнение о том, что такое «работа», у них складывается вполне определенное.
Кстати же, слово «работа» в русском языке этимологически однокоренное со словом «раб»! А кому приятно быть рабом: быть чьей-то вещью, а не самостоятельным человеком?
Мы внушаем детям отвращение к труду, сами того не замечая. Внушаем, когда упрашиваем, уговариваем (а упрашивают и уговаривают, если человек не хочет этого делать, если это нечто неприятное) или заставляем что-то сделать: убрать, помыть посуду, самостоятельно одеться.
Кстати, дети в этом смысле очень похожи на животных. Да, да! Внушаемость в чистом виде свойственна именно животным. Скажем, если собаке насильно запихивать мясо в пасть, она будет всячески уклоняться от такого угощения, а может даже и укусить! В то же время, если хозяин притворяется, что не хочет давать псу мясо, чуть-чуть подразнит его, тот будет прыгать и скакать, выпрашивая тот самый кусок, от которого только что отказывался.
Вот таковы и маленькие дети. Работа вовсе не неприятна для них сама по себе. Более того, как раз малыши – в гораздо большей степени, чем мы, взрослые – способны с удовольствием делать что-то очень простое, нудное, примитивное, с нашей точки зрения вовсе не интересное.
Однажды мне довелось наблюдать, как мой сосед, пятилетний Сашка, три часа подряд торчал рядом с оборудовавшим балкон папой, подавая ему то молоток, то гвоздь, то доску. Хотя папа его об этом не просил и даже гнал от себя. Но Сашке ужасно нравилось, что они с папой вместе делают такое важное и трудное дело!

Что такое «работа» (психологи и педагоги говорят «продуктивная деятельность»)? Чем она отличается от игры?
Прежде всего, тем, что это НАДО сделать – а в игре имеет значение только ХОЧУ. Если это работа, то все дело в результате (продукте); если игра – в самом процессе, который сам по себе интересен, доставляет удовольствие.
Скажем, шофер «Скорой помощи» ведет машину. Он едет быстро. Почему? Чтобы поскорей доехать к больному. Чтобы тому помогли. Здесь важен результат – жизнь и здоровье больного. Но можно быстро ехать просто так, ради удовольствия от быстрой езды. Просто кататься на той же самой машине. И это будет не работа, а игра.
Вспомните, как Том Сойер красил забор. Действительно, одно и то же может быть и работой, и игрой.
Дети любят играть. Игра доставляет им непосредственную радость, удовольствие.
Однако те же самые дети ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ И РАБОТАТЬ тоже! Просто они сами еще не догадываются об этом.
То есть они МОГЛИ БЫ полюбить труд. Но ведь взрослые никогда не упрашивают и не заставляют их играть – а работать заставляют. Вот в этом все дело.
Очень приятно произвести какой-то продукт: какую-то хорошую вещь, которой могут пользоваться другие люди. Правда, сам процесс в этом случае может быть не так увлекателен, как в игре. Но мы представляем себе, каким будет результат, и потому работаем с удовольствием.
Именно материальный продукт трудовых усилий – лучший стимул для малыша.
На самом деле, приохотить кроху к труду сложнее всего именно на таких видах «продуктивной деятельности», как уборка в квартире, мойка посуды и походы с мусорным ведром. Потому что здесь нет никакого продукта. Нет материального результата, который как раз и является главным стимулом продуктивной деятельности. Ничего не получается в итоге.
То, что это дела важные и нужные, понятно нам, взрослым. Дети же убеждены, что ничего страшного не будет, если не помыть посуду, не вынести мусор. У них другая точка зрения, и они имеют на нее право.
Конечно, мы эту точку зрения не можем разделить. Но все-таки неплохо было бы поискать для малыша такое дело, которое доставляло бы ему радость СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ, своим «продуктом».
Например, сейчас во многих Клубах для дошкольников и Детских Центрах малышей учат работе на гончарном круге. Да-да, том самом, изобретенном много тысяч лет назад. Доказано, что это детям очень полезно (в частности, для развития мелкой моторики), а главное – им это нравится.
Почему? Потому что есть результат. Сделает малютка горшочек для цветов или тарелочку, пусть корявенькую, кривобокую. И понесет домой. Это он сам сделал, своими руками! Это полезная вещь: бабушка посадит в горшок цветочек, он вырастет, зацветет!
Все дети - мечтатели. А работа, продуктивная деятельность основана на умении мечтать! Она невозможна без планирования, предвкушения результата. То есть - без мечты. Но только мечта малыша обязательно должна сбываться: если не всегда, то чаще всего. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы его первые трудовые опыты были неудачными. Это может разочаровать на всю жизнь.
К сожалению, одна из странностей современного общества состоит в том, что все виды деятельности, подходящие для приобщения детей к труду, ушли в прошлое, отмерли – и приходится их искусственно, специально для малышей, воссоздавать.
Раньше дети ремесленников и крестьян рано начинали помогать своим родителям. А как наши чада могут нам помочь? Если папа работает на атомной электростанции или на буровой вышке, а мама – терапевт в поликлинике??????
Да, это проблема, но в сравнительно больших городах она решаема: повторяю, за счет каких-то специальных детских учреждений. Кроме того, девочку можно уже с 4-5 лет учить шить, вязать, готовить. Мальчика – что-то мастерить из дерева.
Если же вы значительную часть года живете в деревне (на даче), то все еще проще: там найдется немало дел, которые по силам крохе.
Замечательные педагоги Борис и Лена Никитины, дети которых отличались редким трудолюбием, жили под Москвой в НЕБЛАГОУСТРОЕННОМ ДОМИКЕ, где надо было топить печку, носить воду из колодца и пр., и пр. И это им очень помогало!
Те же условия, в которых мы живем, неестественны и не способствуют воспитанию трудолюбия. Приходится что-то придумывать.

Есть некоторые ошибки, которые допускают многие взрослые. Например, оценивают труд ребенка по качеству «продукта», то есть говорят юному гончару: «Фу, какая у тебя кособокая тарелка получилась!»
Это правильно в отношении взрослого профессионала – но не малыша. Тут результат не главное, важно само отношение к труду. Если оно положительное, ребенок в любом случае заслуживает похвалы.
Вторая распространенная ошибка – считать, что всякий труд воспитывает. Это не так. А.С. Макаренко писал, что воспитывает только труд особым образом организованный.
Как организованный? Ребенок должен участвовать в планировании и в самом трудовом процессе – с начала до конца; видеть продукт, результат своего труда; желательно, чтобы труд был не индивидуальным, а коллективным, причем, с разделением обязанностей; наконец, наградой за успех в труде становится уважение окружающих, повышение статуса ребенка в его мини-социуме (семье).
А если он принимает участие только в каком-то одном трудовом усилии, не понимая его смысла, его роли во всем процессе, то это для малыша неинтересно. Если не востребованы его самостоятельность, инициатива; если работа ничему не учит; если она не вознаграждается уважением взрослых – то такой труд не воспитывает, а скорее портит ребенка.
Конкретно это значит вот что: вы решили посадить ягодные кусты на даче? Посоветуйтесь с малышом: что сажать, где сажать. Кроху нетрудно убедить, он согласится с вашим вариантом – но уже будет чувствовать это дело СВОИМ, кровным. Потом помечтайте с ним: как кусты вырастут, сколько на них будет ягод. Пусть он представит себе результат, то, ради чего будет работать. Потом пусть помогает вам сажать, окапывать, поливать, удобрять. Делайте все вместе. При этом учите его «понимать растения» и заботиться о них: дайте ему возможность приобрести пусть маленькую, но квалификацию.
А если ребенок не принимал участия в обсуждении, что, где и как сажать, не сажал, не ухаживал – и вдруг, когда взрослым лень, они хотят, чтобы он что-то там сделал: полил и т.п. – то это для малыша лишняя докука, что-то чуждое, навязанное ему. И такой труд – не воспитывает!
Третья неверная установка – думать, что маленькие дети обязательно должны делать только то, что им непосредственно интересно. Это не так. В жизни нельзя обойтись без всякого рода рутинных дел, и не стоит баловать детей, избавляя их от этого. Работа есть работа, здесь важен результат. А если малыш привык получать удовлетворение только от самого процесса, то выходит, он только играет, играет и играет – и совсем не работает. Даже если мы считаем то, что он делает, работой, для него это все равно игра.
Чтобы научиться трудиться, нужно уметь делать и скучное, и неинтересное – ради результата. Труд не должен превращаться в развлечение.
Конечно, задача должна быть посильной для крохи – но в меру сложной и поэтому - именно поэтому! - интересной. Все дети жаждут самоутверждения, страстно хотят доказать, прежде всего, самим себе: Я способен! Я могу! У меня получается! Вот на этом и можно сыграть.
В то же время весьма опасно, если малыш убедился: игра – это интересно, а труд – что-то нудное, однообразное, скучное. Поэтому трудовые усилия крохи не должны состоять только в транспортировке мусорного ведра и уборке игрушек в ящик. Ему нужен опыт интересного, увлекательного труда, желательно, требующего и какой-то минимальной квалификации, каких-то знаний и навыков. Именно такой труд – если он успешен и востребован – не унижает, а возвышает человека.
Хотя какой-то элемент игры в работе детей может быть. Если мальчик, придя домой с пустым мусорным ведром, торжественно рапортует маме: «Задание выполнено!» - это может как-то скрасить для него неинтересное само по себе дело.
Очень любят дети работать вместе со своими родителями. Особенно, если папа с мамой трудятся бодро, энергично, с удовольствием.
На ребенка сильно влияет отношение родителей к своей работе. Если они ее не любят, малыш это обязательно почувствует. Все заразительно: и хорошее, и плохое. Известная жизненная позиция: «как бы ни работать, лишь бы не работать» - увы, очень распространенная в нашей стране - передается и детям. Таким родителям сложно рассчитывать на то, что их чадо вырастет трудоголиком.
Раньше люди, трудившиеся на земле, устраивали праздники (например, праздник Первого Снопа), связанные с успехами, результатами своего труда. Малышу это тоже нужно. Когда он чего-то добился, с его точки зрения значительного, он хочет, чтобы это было всеми замечено, - хочет радости, праздника. Тогда и будни будут восприниматься по-другому.
Наконец, имеет значение состояние здоровья малыша, его образ жизни. Дети, живущие больше в виртуальном, чем в реальном мире: в мире мультиков, компьютерных игр и пр. – не любят трудиться. Они привыкли потреблять, идти по пути наименьшего сопротивления. Они уже не хотят делать никаких усилий.

Итак.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос трудолюбивым:
1. никогда не упрашивайте и не заставляйте его делать то, к чему хотите приучить (упрашивайте и заставляйте делать как раз то, от чего хотите отучить!);
2. подумайте, что будет для малыша стимулом, - какое удовлетворение он получит от своей работы: это может быть ваше уважение (у любого, даже самого маленького, человека есть чувство чести, собственного достоинства, он хочет заслужить уважение окружающих) или же сам продукт, результат его трудовых усилий, - во всяком случае, работы, не дающей никакого удовлетворения, малыш делать ни в коем случае не должен;
3. малыш должен понимать, зачем он трудится, и признавать, что это действительно важное дело: того, что так считаем мы, взрослые, недостаточно;
4. если ребенок старается, трудится с удовольствием, с желанием, хвалите его, независимо от результатов;
5. учите ребенка мечтать о результатах своего труда, планировать результат;
6. постарайтесь найти возможность хотя бы кое-что делать вместе с ребенком;
7. труд никогда не должен быть наказанием, а чем-то почетным, своего рода привилегией: тогда он будет возвышать ребенка в собственных глазах, а не унижать его;
8. если вы любите свою работу, рассказывайте о ней ребенку: неважно, поймет ли он вас – важно заразить его своими эмоциями, своим отношением к делу;
9. постарайтесь научить малыша делать что-то, что требует не только усилий, но и некоторой квалификации, знаний: хотя бы выращивать огурцы и помидоры на даче;
10. помните, что труд ребенка обязательно должен быть успешным.

Дети - это будущие взрослые. И чтобы родителям подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет малышу стать успешным в учебе и в будущей работе. Трудолюбивый малыш получит уважение и одобрение окружающих. Ребенку, умеющему выполнять простейшие домашние поручения во взрослой жизни будет легче справляться с разными трудностями. Малыш вырастает более самостоятельным, ответственным, учится ценить свой труд и труд других людей, становится отзывчивым, чутким, в нем воспитывается упорство и настойчивость. Конечно, в труде решаются и многие педагогические задачи: развиваются умственные способности, любознательность, тренируется мелкая и крупная моторика.

Очень часто родители задумываются над тем, с какого возраста следует приучать свое чадо к труду. Психологи советуют начинать с 2 - 3 лет. Но конечно же, никто не запретит делать вам это и несколько раньше. Именно с двухлетнего возраста у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если стремление не поддержать, то оно может пропасть и тогда ребенок пассивно будет ждать, когда его оденут, умоют, покормят.

Если 2-3 летние малыши принимают уборку за игру, то 5-6 летние дети понимают, что интересного в уборке мало. Поэтому если родители с раннего детства не приучили ребенка к труду, то потом сделать это будет очень и очень сложно. Лучше объясните, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работу по дому надо выполнять всей семьей, также же, как жить и отдыхать.

Сначала приучите своего маленького ребенка убирать за собой игрушки. Предложите сделать это вместе. Чтобы было интереснее объясните ему, что игрушки хотят спать, и для этого у каждой из них есть свое место. Вообще идеальный вариант, выстроить весь процесс в форме игры. Показательность же имеет положительный результат. Так как дети любопытны, они все время пытаются повторить наши взрослые действия.

А вот уже трехлетние малыши стараются сделать все сами и им многое уже под силу. Например, заправить утром свою постель, одеться, помыть посуду или постирать свою одежду. Следует приучить малыша складывать аккуратно свои вещи на стул перед сном. Собираясь лепить, рисовать, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно для этого занятия. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями или совком на клумбе или грядке. Обязательно предложите свою помощь. Ребенку свойственно повторять все за взрослыми, поэтому видя, какие родители трудолюбивые он будет усваивать хороший пример. Нельзя от ребенка требовать того, чего сами не делаете.

5-6 летний ребенок уже может отличить труд от игры. Раскрывайте ему социальную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младших детей, для бабушек, дедушек. Ко дню рождения мамы или папы можно сделать несложный подарок самостоятельно. Не только девочки, но обязательно, и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для салата, нарезать их. Конечно же, надо объяснить, что перед этим надо помыть руки, надеть фартук.



На седьмом году возможностей у ребенка становится больше. Он становится более ловким, выносливым. Движения его становятся более координированными и точными. Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какое-нибудь животное — не только дать корм, но и почистить клетку.
Следует научить его вдевать нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!

Нужно постараться постепенно научить его самостоятельно брать на себя выполнение какой-то части домашней работы. Например, забирать почту, поливать комнатные цветы, кормить рыбок. Ему может быть понятна и более отдаленная цель его труда, например, чтобы собрать урожай, надо с весны ухаживать за растениями. Именно с помощью такого труда устанавливаются его взаимоотношения с окружающими людьми. Он осознает свои обязанности, учится сотрудничеству и взаимопомощи. Полезно приучать ребенка ухаживать за растениями и животными. Он не только узнает много нового из жизни флоры и фауны, но и учится милосердию.


Часто случается так, что ребенок с азартом берется за дело, но быстро его бросает. Когда он еще мал, ему сложно долгое время концентрироваться на каком-нибудь одном занятии. Дети не всегда в этом виноваты. Слабая мускулатура, несовершенство движений, незрелость нервной системы влекут к быстрому утомлению. Поэтому задания, которые вы предлагаете вашему ребенку, должны быть ему по силам. Если ребенок должен выполнить то, что у него точно не получится, то это может спровоцировать неуверенность в своих возможностях. Никогда не забывайте об этом.

Но и считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, следует следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца и, по возможности выполнено качественно. Не стоит хвалить ребенка, если домашнее поручение выполнено некачественно или небрежно. Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. Заклейте вместе с малышом порванные книги, приготовьте что-либо вместе, сделайте уборку в квартире. Увидев результат своего труда, у ребенка возникнет чувство гордости, формируется уверенность в себе и самоуважение.


Одна из наиболее распространенных ошибок родителей, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, что мы сами сделаем за несколько минут. Поэтому они все начинают делать за ребенка сами: одевают его, убирают игрушки. Некоторые дела ребенку не доверяют потому, что боятся, что он испачкается, намокнет или уронит что-то, разобьет, испортит. А часто простое нежелание после помощи ребенка переделывать за него.

Другая распространенная ошибка родителей приучать к труду силой. Или повышать голос на ребенка, ругать его за «неловкость, неуклюжесть». Нужно, наоборот, постоянно хвалить и подбадривать ребенка, а в случае неудачи предложить свою помощь, объяснив, что когда ребенок подрастет у него и самого все получится. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, следует стимулировать инициативу, а не подавлять ее.


Иногда родители допускают еще одну ошибку, наоборот, без меры хвалят своё чадо за любую попытку помочь. Покупать ему подарочки или сладости за выполненные задания тоже не стоит. Так как в дальнейшем без выгоды он ничего не захочет делать в жизни.

С ребенком нужно заниматься беспрерывно, повторять одно и то же постоянно. Это потребует от взрослых немалого терпения, времени и сил. Привлекайте внимание ребенка к своим действиям, показывайте отдельные приемы, объясняйте, как правильно надеть носочки, колготки, куда положить платочек, куда повесить полотенчико. Но будьте уверены, что ваши труды не пройдут даром. Если вы научите ребенка трудиться, то можете быть спокойны за его будущее.

Составитель: воспитатель Алексеева Татьяна Валериевна.

Глядя на бесконечные разбросанные игрушки, грязные чашки и обувь, валяющуюся в прихожей, практически все родители мира задаются одним и тем же вопросом: как привить ребенку трудолюбие? Как сделать так, чтобы дорогое и любимое чадо начало уважать труд других и само наконец-то стало ?

Когда начать

Трудолюбие - желание и стремление трудиться, это не врождённая черта характера человека, её нужно воспитывать, причём с самого раннего детства. В два-три года у детей формируется желание всё делать самим, в том числе и одеваться, а самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Важно не пропустить этот период, ведь убирать игрушки на место, умываться, причёсываться формирует , уверенность и желание преодолевать препятствия.

А что если позже?

Довольно часто родители по тем или иным причинам упускают этот момент, и тогда им необходимо приложить гораздо больше усилий, проявить фантазию, находчивость и, главное, ангельское терпение. Тогда ребенку возможно будет наверстать упущенное.

С чего начать?

В дошкольном возрасте дети живо интересуются той деятельностью взрослых, которую наблюдают. Они с большой охотой будут помогать вам гладить, подметать, чинить телефон, пылесосить. Чтобы не отбить у ребёнка желание трудиться, позволяйте ему помогать. Пусть он накроет на стол и вымоет пару тарелок или ложек. Очень важно ребенка любое дело делать наилучшим образом.

Способ, идеально подходящий для малышей - это помощь в форме игры. Например, собирая игрушки, можно соревноваться, кто быстрее соберёт кубики или машинки.

Пусть малыш спасёт всю галактику от нашествия пыли или прекратит мучения посуды, вымыв её. Неважно, в чём будет заключаться геройство ребёнка; главное, чтобы он сам поверил, что он настоящий герой, защитник и помощник.

Ещё один метод – показать яркий пример. Это может быть мультипликационный персонаж, или историческая личность. Рассказав ребёнку о нём, нужно постараться заинтересовать его, вызвать желание подражать.

Ставим задачи правильно

Что бы вы ни просили сделать своего ребёнка, никогда не используйте приказной тон. Любой человек, в каком возрасте бы он не находился, - в 3 года, 15 или 45 лет, гораздо лучше отзывается на просьбу, чем на приказ. А потому вместо: «Сколько можно говорить…», - постарайтесь использовать более мягкие формы.

Часто дети отказываются делать что-то, потому что плохо понимают, что от них требуется. Формулируя задания, которые вы даёте ребёнку, постарайтесь делать это максимально конкретно. «Убери у себя в комнате» звучит чересчур абстрактно. Это может подразумевать под собой генеральную уборку. «Повесь на место свою одежду и убери книги» - эта форма понятнее, яснее и доступнее.

Собственный пример

Один из самых лучших учителей - это собственный пример. Для ребёнка родители- своеобразный эталон поведения. Показывая ребенку, как можно легко и просто выполнять те или иные поручения, вы докажете ему, что в этой работе нет ничего страшного. Главное помнить: ребенок не должен думать, что работа по дому - это тяжкий труд или наказание.

Старайтесь делать всё с настроением, покажите чаду, что даже делая довольно простые вещи, можно получить удовольствие: пусть не от процесса, но от результата. Тогда, помогая папе забивать гвозди, маленький мужчина почувствует себя по-настоящему взрослым, ведь он выполнил очень сложное поручение. Юная хозяйка, приготовив первый в жизни салат, испытает одно из самых лучших в мире чувств, когда увидит, как её семейство с удовольствием уплетает её стряпню.

Соизмеримость

Не поручайте ребёнку то, с чем он не справится. Не стоит просить его расставлять дорогую бьющуюся посуду: если он ещё недостаточно ловок, то разбитый салатник огорчит его и отобьёт желание заниматься подобной работой. Следите, чтобы дети не поднимали тяжести и не брали опасные предметы, когда вы их не контролируете. Помните: если задание посильно, то и выполняется с интересом и удовольствием.

Обязанности

Важно, чтобы ребёнок понимал, что в семье есть не только у родителей, но и у него- постоянные, а не от случая к случаю. Поручите кормить рыбок, убирать постель, расставлять книги на полочках, поливать цветы. Интерес к труду усиливается, если ребёнок видит пользу сделанного.

Родительская опека

Часто, считая, что дети ещё маленькие или болезненные, либо, ссылаясь на нехватку времени и терпения, родители выполняют за детей их обязанности. Отсутствие необходимости прикладывать усилия воспитывает у детей лень, равнодушие, эгоизм.

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно!

Постарайтесь помогать ребёнку только тогда, когда он просит об этом.

Совместный труд

Включение ребёнка в посильную работу в семье делает его жизнь более интересной. Кроме того, совместный труд сплачивает семью, ребёнок чувствует свою значимость. «Мы пекли с мамой пирожки», «Мы с папой чинили машину» - с гордостью рассказывают дети.

Почаще просите помощи: положи в холодильник покупки, вытри лужу в ванной, выброси в мусор пустой пакет со стола, подай тапочки и т.д. Со временем ребёнок сам будет замечать, что надо сделать.

Не переделывайте при них их работу! И обязательно хвалите детей за сделанное дело!

Из привычек формируется поведение, из поведения- характер. Всё в наших руках

Анжела Воропай

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был хорошим и послушным. Мамы переживают, что их дети не хотят помогать по дому, ленятся и даже устраивают истерики по этому поводу. Боятся, что любимый сынок или дочка так и вырастут ленивыми и не смогут реализоваться в жизни.

Такие же страхи и переживания были и у меня, когда родилась моя дочь. Чтобы ненароком не воспитать бездельницу, я ответственно взялась за этот вопрос.

Сейчас моей дочери 14 лет. Она мой лучший друг, моя помощница и просто любимая дочка, за которую мне не приходится краснеть.

Как мне удалось воспитать трудолюбивого ребенка? Знания, которые помогли мне, помогают и моим клиентам. А значит, помогут и вам. Берите на заметку!

1. Проявляйте любовь к своему ребенку

Часто мамы считают, что «любить ребенка» - это естественно. Следовательно, зачем каким-то образом показывать свою любовь, ведь и так все понятно по умолчанию. Часто слышу фразы: «Я же его мама, а все мамы любят своих детей».

Но, если спросить у ребенка, чувствует ли он себя любимым от одного только факта, что его мама стоит рядом, вряд ли вы услышите положительный ответ. Для любого малыша важно видеть проявление любви. А для него она проявляется в объятиях, поцелуях, прикосновениях, одобрении его поступков, поддержке и принятии его таким, какой он есть.

2. Меньше сравнений и больше похвалы

Одна из грубых ошибок в воспитании - это постоянное сравнение своего ребенка с другими детьми. Делая так, родители рассчитывают на положительный результат. Они думают, что чужой пример тут же подтолкнет их чадо к желаемым переменам. Но что происходит на самом деле? Эффект прямо противоположный.

Когда ребенку неоднократно приводят в пример других детей, он испытывает стресс и чувствует, что его лишили родительской любви. В этот момент им овладевают эмоции вины и стыда. Ему стыдно, что он не такой, каким его хотят видеть. Он чувствует себя виноватым, что не оправдал ожиданий.

Чем чаще родители занимаются сравнениями, тем чаще и сильнее проявляются эти эмоции. В конечном итоге ребенок смиряется со своим несоответствием недостижимому идеалу и у него формируется комплекс неполноценности.

Многие из нас приносят багаж неуверенности в себе и во взрослую жизнь. Если в детстве нас часто сравнивали с другими, мы продолжаем играть в сравнения уже самостоятельно, на автомате. И, если результат оказывается не в нашу пользу, испытываем чувство стыда.

Чтобы не обрекать ребенка на борьбу с комплексом неполноценности длиной в жизнь, хвалите его! Не забывайте, что он пока только учится, познает этот мир. Он не может соответствовать всем вашим ожиданиям и уже тем более быть идеальным.

У каждого человека, и маленького, и большого, свой характер, свои потребности и способности. Если один усидчив, то для другого это может быть проблемой.

Вместо того чтобы пытаться перекроить сына или дочь, знакомьтесь с ними каждый день. Поверьте, они не перестанут вас приятно удивлять.

3. Магическая фраза «Я в тебя верю» + поддержка

Это действительно волшебные слова. Но работают они только в сочетании с искренней верой и поддержкой. Произнося эту фразу, вы даете малышу понять, что самые близкие люди верят в него, что они всегда рядом и готовы помочь, вселяете в него надежду.

Например, когда моя дочь Ангелина начала изучать английский язык, он давался ей с трудом. Плохие оценки ее огорчали, но я верила в нее и не забывала говорить ей об этом.

Окрыленная моей верой, дочка стала прилагать упорство в учебе, а я со своей стороны поддержала ее, наняв персонального репетитора. Вместе мы добились хороших результатов - у нее все получилось!

4. Не заставляйте, а вдохновляйте

Воспитывая ребенка, не забывайте, что дети любят делать то, что им нравится и интересно, и терпеть не могут то, к чему их принуждают.

Превращайте воспитательные моменты в увлекательную игру. Хотите, чтобы игрушки были собраны? Заинтересуйте ребенка. Например, скажите ему, что игрушки устали и хотят спать. Поинтересуйтесь, где будет спать мячик. А куда поедет отдыхать машинка? У куклы закрываются глаза, где ее кроватка? Такая уборка малышу понравится!

5. Выключаем функцию «родители лучше знают» и включаем функцию «я твой друг»

Многие родители считают себя умнее, мудрее и опытнее ребенка. Что ж, вполне возможно, так и есть. Но не забывайте объяснять чаду, почему именно он должен следовать вашим указаниям. Фразы «Так надо, не задавай глупых вопросов» или «Потому что я так сказала» у любого отобьют желание что-либо делать.

Объясняйте, аргументируйте. Прося помощи, говорите, что не справитесь без поддержки со стороны малыша.

Одна моя клиентка жаловалась, что чувствует вину перед своими детьми за то, что каждое утро ведет их в сад. Они жутко плачут. Не хотят идти. И, придя домой, она не может ничего сделать для себя, так как чувствует вину и стыд перед детьми и мучается от этих эмоций весь день.

Я предложила ей рассказать детям, как ей важно побыть дома одной, пока они в садике, и попросить их поддержки. После того как она выполнила мои рекомендации, ее девочки (2,5 и 4 года) начали ходить в садик без капризов. Все оказалось просто!

6. Покажите своим примером

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был трудолюбивым и успешным, сами будьте таким родителем. Если вы занимаетесь спортом и вам это приносит удовольствие, ваш малыш тоже будет любить физические упражнения. Если вы постоянно читаете книги, то не успеете оглянуться, как эту привычку у вас переймет и ребенок.

В начале года мне всегда приходится покупать два ежедневника, так как моя дочка тоже просит один для себя. Она, как и я, планирует день, ставит цели и идет к их выполнению.

И последнее: помните, что ребенок копирует ЛЮБОЕ поведение своих родителей. Если вы не хотите лишний раз встать с дивана, то почему этого должен хотеть ваш ребенок?

От редакции

Начать с себя - это универсальное правило, которое работает в любой жизненной ситуации. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос трудолюбивым, ответственным, организованным, для начала наведите порядок в собственной жизни. Например, наконец-то разберитесь с незаконченными делами. Как это сделать, советует бизнес-консультант Ольга Чуватова : .

Как стать организованным и все успевать? Порой это дается тяжело. Весь день крутитесь как белка в колесе, а к вечеру понимаете, что все равно придется образно нести в кровать багаж нерешенных вопросов. Менеджер в ИТ Ксения Лещенко предлагает внедрить в свою жизнь простую и эффективную технику тайм-менеджмента: .

Послушные дети привыкли беспрекословно выполнять все, чего требуют от них родители, лишний раз не спрашивая, зачем это нужно. Ведь приказ родителя - закон. Вот только эта привычка может запросто перекочевать и во взрослую жизнь. Приходилось ли вам изо всех сил стараться ради определенного результата, а потом понять, что вам это совсем не было нужно? А что если многие цели, которых мы пытаемся достичь, нам навязаны? Разобраться в этом сложном вопросе предлагает психолог Ярослав Вознюк : .