Основные характеристики мышления ребенка дошкольного возраста. Развитие мышления у детей. Особенности. Средства развития мышления

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Три основных вида мышления : предметно-действенное (илинаглядно-дей­ственное ),наглядно-образное иабстрактное .

- предметно-действенное мышление - мышление, свя­занное с практическими, непосредственными действия­ми с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах - значит действовать, манипулировать с ними);

- наглядно-образное мышление, которое необходимо опи­рается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников);

- абст­рактное мышление понятиями, лишенными непосред­ственной наглядности, присущей восприятию и представлениям (характеризует старших школьников и взрослых людей).

Мышление ребенка раннего возраста

Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщенно. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство.Так, мальчик одного года и трех месяцев называл яблоком («абака») не только круглые плоды, но и деревянное яйцо, мячик, металлический шарик; другой ребенок словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма, «пушистость», блеск, т. е. признаки, наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание.

Во второй половине второго года жизни появляются первые высказывания, в которых ребенок выделяет и называет какой-либо признак или действие предмета («чай горячий», «кукла спит»). К концу второго года ребенок способен вычленять из многих признаков предмета наиболее постоянные, устойчивые, объединять зрительные, осязательные и слуховые образы в общее представление предмета.

Развитие мышления детей дошкольного возраста

В это же время появляются суждения напоминающие умозаключение: «Папа сидит, мама сидит, Лена сидит, все сидят». Встречается и другая форма умозаключения. Ребенок, видя, как отец надевает пальто, говорит: «На работу идет папа». Таким образом, уже в преддошкольном возрасте возникают формы предложений, выражающие некоторые связи и отношения.

Несколько позже можно заметить, как дети один и тот же предмет называют двумя словами, из которых одно - родовое понятие, другое - обозначение единичного предмета. Ребенок называет куклу «ля-лей» и в то же время «Машей». Это начало формирования общих понятий.Если вначале речь ребенка вплетена в действие, то позже она предваряет его. Ребенок сначала скажет, что он будет делать, затем сделает. Это означает, что представление о действии предшествует действию и тем самым направляет и регулирует его. Регулирующая роль образа перестраивает наглядно-действенное мышление в наглядно-образное.Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным.

Общая характеристика развития мышления в раннем и дошкольном возрасте.

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления - использование готовых связей между предметами, лежащими на поверхности, для достижения цели (например, притягивание простынки, на которой лежит игрушка). На протяжении раннего возраста ребенок все шире использует подобные готовые связи. Однако под воздействием взрослых он учится и устанавливать связи. Это, во-первых, выполнение знакомых соотносящих действий и, во-вторых, совершение совершенно новых действий - орудийных, где ребенок начинает постигать связи между предметом-целью и предметом-орудием. Переход от использования готовых связей к их установлению - важная сторона в развитии детского мышления. На начальном этапе установление новых связей, их проверка происходит путем практических проб, при помощи внешних ориентировочных действий. Но эти действия отличаются от тех, которые служат основой для формирования действий восприятия: они направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов (пробы, как известно, там тоже могут иметь место), а на отыскивание связей, на их установление между предметами и действиями, дающими возможность получить определенный результат (достать при помощи стула игрушку, которая находится высоко на полке; дотянуться при помощи палки до мяча, который закатился и т. д.). Мышление ребенка, выполняемое при помощи внешних ориентировочных действий, называется наглядно-действенное. Внешние ориентировочные действия служат исходной основой для образования внутренних, психических действий. Так, познакомившись с использованием палки в одной ситуации, ребенок догадывается применить ее в аналогичной ситуации, но реально пробы он не использует, так как уже в уме решает ход действия. В данном случае ребенок действует на основе образов, которые сформировались в недрах практического, наглядно-действенного мышления. Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, это наглядно-образное мышление. Дети раннего возраста на основе образного мышления решают простые задачи, а более сложные задачи либо не решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном плане. При решении практических задач, в том числе и на основе образов, ребенок постепенно начинает активно включать речь как сопровождающую, так и фиксирующую, В иногда и планирующую.

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает формирование обобщений - мысленное объединение предметов или действий, обладающих общими признаками. Основу для обобщения создает, прежде всего, предметная деятельность, а затем и усвоение слова. Первыми носителями обобщения становятся предметы-орудия (палка, ложка, совок и т. д.). Ребенок, усвоив способ действия с помощью того или иного орудия, пытается использовать это орудие в разнообразных ситуациях, выделяет его обобщенное значение для решения определенного рода задач (палка используется для сталкивания чего-то, для подтягивания чего-то и т. д.). Постепенно ребенок начинает находить общие признаки в разных предметах с точки зрения их функционального применения, что позволяет ему использовать один предмет в качестве другого. Это свидетельствует о зарождении знаковой (или символической) функции сознания (использование сачка вместо палки или палочки вместо ложки для кормления куклы и т. д.). Обобщение предметов по их функции первоначально возникает в действии, а затем закрепляется в слове. Ребенок начинает думать словами. Когда действие начинает выполняться без предмета (образно) или с предметом, который является заместителем, оно превращается в изображение, обозначение реального действия. Однако особенностью развития мышления в раннем возрасте является то, что разные его стороны - развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания, с другой, - пока еще разобщены, не связаны между собой. Лишь в дошкольном возрасте эти стороны сольются, создавая основу для овладения более сложными формами мышления.

Образное мышление - основной вид мышления ребенка-дошкольника. Однако младшие дошкольники решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата - перемещение предмета, его использование или изменение. В среднем дошкольном возрасте при решении как простых, так и более сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. У ребенка начинает складываться и более высокая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое, где ребенок не создает связи, не устанавливает их, а выявляет и учитывает их при решении задачи: понимание разного рода схематических гоображений, схематическое создание ребенком рисунка, где отражена связь основных частей изображаемого предмета и отсутствуют его индивидуальные черты. Использование различных схем и моделей, которые в наглядной форме отражают различные (в том числе и абстрактные) отношения между объектами, позволяет ребенку решать в образном плане очень широкий круг интеллектуальных задач.

Один из видов связей, которые ребенок постепенно постигает, - это отношение причины и следствия. Дети 3-х лет могут постичь зависимости, состоящие в каком-либо внешнем воздействии (столик толкнули - он упал). Более старшие дети постигают более внутренние зависимости (столик упал, потому что у него одна ножка; столик упал, потому что у него одна ножка, много краев, он тяжелый и т. д.). Таким образом, ребенок постепенно начинает понимать логические связи, причинные зависимости, а затем и объяснять их, рассуждать по поводу той или иной проблемной ситуации. Однако, как показывают исследования (А. В. Запорожец, Г. И. Минская и др.), опыт, накопленный ребенком при решении задач, данных в наглядно-действенном плане, его способность решать задачи на уровне образного и словесного мышления зависят от степени сформированности более высоких тапов ориентировочно-исследовательской деятельности. Так, задачи предлагаемые ребенку в наглядно-действенном плане, могут быть решены на основе разных форм ориентировочной деятельности - от более простых (использование большого количества хаотичных и целевых проб) до более высоких (минимальное количество целевых проб или только зрительная ориентировка). Когда ребенок действует на основе только зрительной ориентировки - он готов к решению задач на основе образного мышления. Большую роль в этой деятельности играет включение речи в этот процесс, что в дальнейшем позволяет ребенку решать задачи в словесном плане. Детя старшего дошкольного возраста все успешнее начинают ориентироваться в заданиях словесного-логического содержания, которое функционирует на базе языковых средств и характеризуется использованием понятий, логических связей.

понятие, суждение и умозаключение. 1. наглядно-действенное преобладает в возрасте до 3–4 лет (познание с помощью манипулирования предметами); 2) наглядно-образное становится активным у детей старше 4 лет (познание с помощью представлений предметов, явлений); 3) словесно-логическое осваивается детьми в возрасте 5–6 лет (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения»

В настоящее время актуальными становятся вопросы развития и образования дошкольников. Ведь основные качества характера, принципы развития и нравственные устои формируются именно в этом возрасте, еще до школы.

Начало обучения детей дошкольного возраста и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. Так, при правильном подходе к ребенку в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, зачатки логического мышления, умение оперировать мыслительными операциями, речь и творческое воображение.

Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого взрослого человека. Причем обнаруживается, что если в дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

В этом возрасте ребенок часто рассуждает, задает много вопросов. Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоения знаний. Эту особенность (любознательность малыша) необходимо использовать для развития и обучения ребенка.

Краткая характеристика форм, типов и видов мышления.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Понятие – это мысль, в которой отражаются наиболее об­щие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.

Умозаключение – это форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений – индуктивными и дедуктивными. Индукция – это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция – это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

Поиск и открытие нового знания;

Обобщенное отражение полученной информации и действительности;

Анализ событий или объектов;

Восприятие предметов.

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

1. наглядно-действенное преобладает в возрасте до 3–4 лет (познание с помощью манипулирования предметами);
2) наглядно-образное становится активным у детей старше 4 лет (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3) словесно-логическое осваивается детьми в возрасте 5–6 лет (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

Выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;

Запоминают соотнесение предмета с другими;

Способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

Начало экспериментов;

Желание перенести освоенный опыт на другие объекты;

Поиск взаимосвязей между явлениями;

Активное обобщение собственного опыта.

Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, и которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата,- перемещение предмета, его использование или изменение. Однако в усложняющейся деятельности ребенка появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения необходимо будет учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков- наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Отображение объективных связей - необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой на плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т.п. Приобретенные представления о существенных закономерностях дают ребенку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей.

Другой формой интеллектуальной деятельности ребенка является логическое мышление , которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

Между этими формами мышления складываются достаточно сложные и противоречивые отношения.

Роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения.

Мышление является высшей ступенью человеческого познания - опосредованное и обобщенное отражение действительности. Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникает в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

Что характерно для мышления шестилетних детей? Чем определяется его развитие в этом возрасте?

Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве.

Изменения в мышлении дошкольника связаны во – первых, с проявлением развернутого мыслительного процесса – рассуждения, во – вторых, с перестройкой взаимоотношений между практической и умственной деятельностью, в - третьих, с бурным развитием мыслительных операций.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Η. Η. Поддьяков выделил особый тип мышления ребенка – детское экспериментирование, которое представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлено на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Детское экспериментирование не задается взрослым, а осуществляется самим ребенком. В процессе экспериментирования дошкольник получает новую, часто неожиданную для него информацию, что способствует изменению самих действий и представлений ребенка об объекте. Преобразования объекта приводят к обнаружению ребенком его новых свойств, которые, в свою очередь, позволяют осуществлять новые преобразования более сложного уровня. Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных готовых способов действия, но и создание новых (в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование активизирует поиски новых действий и развивает смелость и гибкость детского мышления. Самостоятельное экспериментирование дает дошкольнику возможность попробовать различные варианты действия, преодолевать скованность детского мышления готовыми схемами. Мыслительная деятельность развивается не только от незнания к знанию, но и в обратном направлении – от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Роль взрослого в процессе при этом сводится к созданию специальных объектов или ситуаций, стимулирующих познавательную активность ребенка и способствующих детскому экспериментированию.

Таким образом, мыслительная деятельность дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, при котором осуществляется постепенный переход внешних действий по решению мыслительной задачи во внутренний план.

Игры, упражнения для развития разных видов мышления детей старшего дошкольного возраста.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Игры на развитие внимания

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос».По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. «Карлики и великаны». Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

Игры на развитие воображения

«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.

«Нарисуй по описанию». Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ : развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя.
Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты - назови слова, относящиеся к спорту - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый – мягкий….

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и

бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например, Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

НЕЛЕПИЦЫ
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Итак, процесс развития мышления дошкольников идет эффективнее, если все обучение детей проводить в игровой форме.

Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного опыта.

Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления: наглядно – действенного и наглядно – образного. В это время закладывается образный фундамент интеллекта. Начинает развиваться логическое мышление.

Рассуждая, создавая свои собственные теории, задавая вопросы, ребенок осмысливает окружающую его действительность.

Для развития образных форм мышления существенное значение имеют формирование и совершенствование системы представлений, умения оперировать образами, представлять объект в разных положениях.

При осмысливании и обобщении единичных образов и предметов дети постепенно переходят от внешних, несущественных признаков к существенным признакам классификационных групп. Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Так, ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку .

Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте "сообразным природе ребенка"". Поэтому рекомендуется проводить занятия с детьми дошкольного возраста в форме дидактических игр.

Игра как бы создает "зону ближайшего развития ребенка". Л.С. Выготский писал; "В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».


Не все родители уделяют необходимое внимание развитию мышления в дошкольном возрасте. Однако исследователи указывают на наличие взаимосвязи между мышлением и речью. Чем раньше будет начато развитие интеллекта, тем богаче будет словарный запас дошкольника.

Виды мыслительной деятельности

Для каждого возраста характерна своя собственная специфика восприятия окружающего мира. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления. В первые годы жизни ребенок отличается большой любознательностью. В этот период у детей преобладает 3 типа мышления:

  1. Наглядно-действенное. Появляется в 3-4 года. Для детей в этом возрасте практическая деятельность будет предшествовать теоретической. Сначала малыш видит результат того или иного действия и только затем выводит правило (чтобы смотреть мультфильмы, надо нажать определенную кнопку на телевизионном пульте и т. д.).
  2. Образное. Это вид мышления появляется в 4-5 лет. В этот период малыш сначала думает, а только потом действует. В четырехлетнем возрасте детям уже не нужно ощупывать или пробовать на вкус незнакомый предмет. Связь мышления с практическими действиями постепенно ослабевает.
  3. Логическое. Развитие дошкольников достигает своего пика в возрасте 5-7 лет. Логическое мышление представляет собой установление четких связей между теоретическим и практическим действием. Справиться с незнакомой ситуацией дошкольник способен логическим путем. В 5-7 лет у детей должно быть хорошо развито образное мышление. Дошкольник может говорить о предмете без его непосредственного присутствия.

У дошкольника можно обнаружить и другие формы мышления. Если родители уделяли достаточное количество времени развитию мышления дошкольника, использовали обучающие и развивающие игры, ребенок может опережать в развитии своих сверстников. Виды мышления, нехарактерные для младшего дошкольного возраста:

  1. Эмпирическое. Высокое интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста позволяет ребенку классифицировать предметы, выявлять сходства и различия между ними. Считается, что эмпирическое мышление ребенка в возрасте 5-7 лет вполне естественно. Однако его наличие наблюдается не у всех.
  2. Аналитическое. Аналитические способности становятся следствием развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Происходит формирование не только восприятия события и реагирования на него по шаблону. Появляются способности анализировать, вникать в суть явления.
  3. Интуитивное. Умственное развитие дошкольника с хорошей интуицией помогает ему находить ответы на некоторые вопросы без помощи знания, полученного опытным путем.

Мыслительные операции

Существует несколько универсальных операций, умение выполнять которые свойственно каждому психически здоровому человеку. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на то, чтобы ребенок смог овладеть всеми перечисленными операциями:

  1. Классификация. Мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск сходств и различий окружающих предметов. При этом мышление у детей дошкольного возраста должно быть направлено на осознание того факта, что некоторые предметы могут совпадать по одному признаку и отличаться по другому (стол и карандаш деревянные, но стол большой, а карандаш маленький).
  2. Синтез. Мысленное действие направлено на то, чтобы соединить полученные знания в единую систему. Цель умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школе, где ему придется соединять никак не связанные между собой знания. Примером успешного освоения синтеза является умение читать (складывать слова из букв).
  3. Анализ. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста должно включать освоение этой операции. Если синтез требует умения соединять, то анализ формирует способность «расчленять». Познавательное развитие учит видеть мир не только как единое целое, но и как совокупность отдельных фрагментов (цветок — не единое целое, он состоит из стебля, листьев, лепестков и т. д.).
  4. Обобщение и сравнение. Некоторые исследователи считают обобщение и сравнение частными случаями классификации. Правильное обучение и умственное воспитание школьников вырабатывают умение обобщать группу предметов по определенному признаку. Даже в возрасте 3-4 лет ребенок понимает, что такое ложка, вилка, чашка и для чего они используются. Однако назвать все эти предметы посудой он еще не способен. Будущему школьнику также необходимо умение сравнивать объекты по основным признакам.

Детские вопросы

У старших дошкольников вопросов всегда значительно больше, чем у младших школьников. Постоянные «почему» не должны пугать родителей. Папа и мама могут убедиться в правильном ходе развития интеллектуальных способностей у сына или дочери. Родителям следует по возможности предоставлять малышу всю необходимую информацию хотя бы в адаптированном варианте. Вопросы делятся на 3 категории:

  1. Эмоциональные. Ребенку необходима не столько информация, сколько поддержка взрослых, чтобы чувствовать себя уверенно или в безопасности.
  2. Познавательные. Такие вопросы задают для получения новых сведений. С их помощью родители и воспитатели могут отслеживать развитие мышления у детей дошкольного возраста. Отмечено, что у умственно отсталых детей вопросов обычно не возникает.
  3. Вспомогательные. Для полноценного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо постоянное пополнение копилки знаний об одном и том же предмете. Сегодня захочет узнать назначение объекта. Завтра он спросит, из чего этот объект изготовлен.

Помня о возрастающих интеллектуальных потребностях сына или дочери, родители должны заниматься не только развитием ребенка, но и повышением своего уровня грамотности. Особенность развития мышления у умственно отсталых или аутистов заключается в том, что окружающий мир их практически не интересует. Ребенка необходимо отвести к специалисту для диагностики мышления. Эмоциональные вопросы не должны ассоциироваться с детской отсталостью. Они указывают на недостаток внимания. Маме и папе следует уделять детям больше времени. Чтения сказок на ночь будет вполне достаточно.

Творческое мышление

Родители полагают, что задачи умственного воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы научить малыша считать и писать печатными буквами. Но этого для успешного обучения в школе недостаточно. Ребенок должен научиться мыслить креативно. В школе ему предстоит не только решать примеры и писать диктанты. И в младших, и в старших классах многие задания будут иметь творческий характер. Диагностика умственного развития дошкольников показывает, что дети с богатым воображением хорошо справляются как с написанием сочинений, так и с решением задач по алгебре.

Развитие творческого мышления начинается в 3-4 года. Упражнения, которые используют родители или воспитатели, должны иметь форму игры. Если занятия для развития воображения принимают форму урока в школе, результат достигнут не будет. Дети быстро устают от таких упражнений. Чтобы занятия проходили успешно, нужно учитывать особенности мышления детей дошкольного возраста.

Фантазию малыша нужно стимулировать постоянно. Развитие творческого мышления — хорошее занятие во время прогулки по осеннему парку. Можно предложить детям сочинить сказку об опавших листьях. Дома необходимо поставить пьесу, созданную детским писателем или же самим ребенком. К игре следует привлечь друзей сына или дочери и их родителей. Такие методы умственного воспитания приведут к быстрому результату и увлекут ребенка.

У родителей не всегда бывает достаточно времени для занятий. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста не должно прерываться. Заменить живое общение невозможно, но его можно компенсировать развивающими игрушками. Конструктор «Лего» стимулирует креативность и развитие логического мышления у дошкольников.

В возрасте 6-7 лет задача должна усложниться. Нужно готовиться к школе, учиться работать с карандашами и ручками. Необходимо учитывать особенности развития мышления детей в этом возрасте. Дошкольник хочет выражать свои мысли графически. Самое просто задание предполагает написание на листке бумаги нескольких слов, не связанных по смыслу, например дерево, ручка, торт, сапоги. Ребенку следует написать небольшое сочинение, в котором присутствовали бы все перечисленные слова. Можно нарисовать на листке линии, точки или любые абстрактные фигуры и предложить дошкольнику дорисовать предметы.

Инженерное мышление

Умственное воспитание дошкольников должно идти в ногу со временем. Определение понятию «инженерное мышление» дать несложно. Так называют вид познавательной деятельности, направленный на знакомство с прогрессивными технологиями.

Работа с инженерным мышлением дошкольников сегодня особенно актуальна. Представители более старших поколений с трудом осваивали компьютер и бытовую технику. Сегодняшние дети 2-3 лет с легкостью пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Новые технологии им осваивать значительно легче, чем их родителям, дедушкам и бабушкам. Некоторые папы и мамы пытаются оградить дошкольника от «вредной» аппаратуры. Тем не менее полноценное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста не способно обойтись без развития инженерного мышления.

Познавательное воспитание, направленное на стимуляцию инженерных способностей, начинается с работы с конструктором. Можно воспользоваться уже упомянутым конструктором «Лего». Такие средства умственного воспитания дошкольников ориентированы на развитие креативности и способностей к точным наукам одновременно. Экспериментальная деятельность учит находить нестандартный выход из сложных ситуаций. Наиболее подходящим местом для экспериментов может стать кухня. Дети любят помогать мамам готовить. Больше всего им нравится работа с тестом. Старшим дошкольникам стоит предложить проектно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает сбор материала об определенном предмете с последующей презентацией собранных знаний.

Мнение о том, что направление развития ребенка выбирается по его принадлежности к гуманитариям или к тем, кто имеет способности к точным наукам, ошибочно. Развитие инженерной логики для дошкольника так же обязательно, как и обучение чтению и письму.

Подбор упражнений

Мамам и папам не стоит полностью доверять развитие дошкольника воспитателю в детском саду. Педагог не сумеет уделить одинаковое количество времени всем детям. Родителям должны быть известны теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте, чтобы работать с ребенком самостоятельно. Идеальным вариантом будут занятия в детском саду, чередующиеся с домашними упражнениями.

Диагностика умственного развития детей показывает, что психически здоровый ребенок к 3-4 годам способен давать основные характеристики предметам. Обучение можно начинать с развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. Развивающее упражнение может быть таким: вспомни животное, которые ты видел месяц назад у бабушки в деревне, опиши его, расскажи сказку с участием этого животного.

К пяти годам показателем высокого уровня мышления является способность классифицировать предметы. В этом возрасте ребенок знает названия некоторых животных и основных профессий, умеет описывать внешность людей и считать в пределах 2-3 десятков. Для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста подойдет упражнение: ребенок прячет картинку и описывает изображенный на ней предмет взрослому, который должен угадать изображение. Затем ролями можно поменяться.

К шестилетнему возрасту ребенок не просто описывает события, но и дает им свою оценку. Родителям потребуется знание технологии развития критического мышления у дошкольников. Упражнение для работы может выглядеть так: мама просит ребенка описать погоду на улице, а затем предлагает дошкольнику объяснить, почему сегодня именно такая погода. Малыш также может сообщить, как он относится к тому или иному явлению природы. Правильность ответа в данном случае не обязательна.

Различные педагогические школы могут предлагать непохожие критерии оценки умственных способностей детей. Для одной школы действенное мышление должно быть развито к четырем годам. Другая система утверждает, что развитие того же вида мышления к шести-семи годам — это норма. Родителям следует не просто копировать готовые образовательные модели. Необходимо адаптировать их с учетом особенностей своего ребенка.

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников?

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:


  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании с предметами к концу 1-го года жизни. Процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частями. Благодаря накоплению опыта ребенок начинает устанавливать простейшие причинно-следственные связи , которые в восприятии не даны. Малыш наблюдает, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой. Он видит, что между предметами можно установить определенное соответствие.

Установление этих связей приводит к тому, что ребенок фиксирует в сознании результаты своих действий и стремится повторить его повторить (трясет игрушку многократно, выбрасывает из кроватки игрушку, прислушиваясь к издаваемым ими звукам).

Соотносящие действия позволяют малышу установить связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объема, дифференцирует в предмете части.

Таким образом, мышление, не являясь самостоятельным процессом , функционирует внутри восприятия, но включено в практические манипуляции с предметами. Отношения между предметами выясняются детьми путем практических проб . Это – первичное проявление наглядно-действенного мышления. Но понять и использовать эти связи ребенок может только при показе их взрослым.

К концу периода младенчества возникают предпосылки развития любознательности. Стремясь достигнуть желаемого результата, ребенок проявляет немалую сообразительность. Открытие связей в предметах, получение результата вызывает у младенца яркие положительные эмоции.

Развитие мышления в раннем возрасте. Развитие мышления начинается со 2-го года жизни. Предпосылками являются овладение ходьбой, совершенствование движений, расширение кругозора, овладенье речью.

Ранние формы мышления возникают (по И.М. Сеченову) на основе мускульно-суставного чувства. Мышечное чувство, испытываемое ребенком, служит основой для решения практических задач, которые завершаются успехом.

Особенности практического (действенного) мышления являются: задача дана наглядно; способ ее решения – практическое действие (а не рассуждение в уме).

Мышление ребенка возникает как чисто познавательное отношение к задаче. Уже на 1-м году жизни, ощупывая и манипулируя игрушками, ребенок узнает свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет все более разумно, для достижения цели. Сначала связь должна быть готова (предмет лежит на подушке) и ее можно использовать непосредственно.

Таким образом, интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия, она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Поэтому у ребенка на этой ступени лишь наглядно-действенное мышление или «сенсорномоторный интеллект ». Это означает, что умственное развитие преддошкольника происходит в связи с овладением предметно-орудийной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования) и речью.


Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действия восприятия и мыслительных действий.

Годовалый ребенок не способен последовательно систематически осматривать предмет. Как правил, он выхватывает какой-то один бросающийся в глаза признак (несущественный) и реагирует только на него, по нему опознает предметы.

Для того чтобы восприятие предметов стало более полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия. Такие действия формируются в связи с овладением соотносящих и орудийных действий. Кроме того, данные действия создают возможности для перехода от использования готовых связей и отношений к их установлению . Именно данный факт и будет свидетельствовать о возникновении наглядно-действенного мышления .

Освоение класса соотносящих действий предполагает: умение анализировать признаки; сравнивать объекты по выделенному признаку. Интенсивное развитие данных признаков происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками.

Орудийные действия протекают на основе установления отношения «ребенок – орудие – цель» и предполагают воздействие на один предмет с помощью другого. Для них характерно то, что ребенок должен проанализировать не только признаки или свойства предметов, но и условия, в которых решается задача.

На первых порах установление новых связей идет путем проб и ошибок. После ряда проб ребенок выделяет те движения, которые наиболее эффективны.

Решающим моментом в овладении орудийными действиями является переключение с цели на средство ее достижения. Ребенок начинает понимать, что определенные действия с помощью орудия могут дать желаемый результат.

Таким образом, у ребенка начинают появляться зачатки понимания причинно-следственных связей (т.е. действие с помощью орудия приводит к перемещению другого предмета, с помощью одного предмета можно воздействовать на другой). Однако большинство задач такого типа дети решают посредством внешних ориентировочных действий . Эти действия отличаются от действия восприятия и на направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов, а на отыскание связей между предметами и действиями для получения определенного результата.

Таким образом, мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным , и это – основной тип мышления в раннем детстве.

Овладение внешними ориентировочными действиями происходит далеко не сразу и зависит от того, с какими именно предметами действует ребенок и в какой мере помогают ему взрослые.

От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному их соотнесению. На 3-м году жизни ребенок уже сравнивает предметы с хорошо знакомыми.

Уже в раннем возрасте наглядно-действенное мышление характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Отвлеченность проявляется в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Обобщенность выступает тогда, когда ребенок использует одно и то же орудие для решения целого класса задач.

Накопление опыта практических предметных действий приводит к тому, что ребенокначинает представлять, как добиться желаемого результата, т.е. у преддошкольника появляются мыслительные действия, выполняемые без внешних проб, а в уме. Ребенок начинаетдействоватьне с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления.

Мышление, в котором решение задач осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным .

В раннем детстве ребенок решает с его помощью лишь некоторые задачи, более трудные задачи не решаются вовсе, либо переводятся в наглядно-действенный план. Поэтому у ребенка складываются лишь предпосылки наглядно-образного мышления.

В мышление ребенка достаточно рано включается речь.

На 2-м году жизни взрослый комментирует действия ребенка, фиксирует в его сознании результаты действия, ставит проблемы, что придает мышлению целенаправленность и организованность. В результате освоения собственной активной речью у ребенка появляются первые вопросы , направленные на установление скрытых связей и отношений, выявление которых вызывает у него трудности.

Это говорит о том, что появляются некоторые представления о причинно- следственных связях . Кроме того, действия для решения задачи становятся осмысленными , подчиняются цели (найти ответ на вопрос). Вначале постановке вопроса помогают взрослые, предваряя практические действия («Что поломалось? Что случилось?»).

Таким образом, мышление приобретает элементы планируемости и критичности , ребенок начинает видеть противоречия в своей практической деятельности.

В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции .

В процессе формирования предметные действий, в основном орудийных, ребенок выделяет в предметах общие и постоянные признаки, на основе чего складывается обобщение . Складывающиеся у детей обобщения имеют форму образов и используются в процессе наглядно-образного решения задач.

Элементарные мыслительные операции выступают в различении , а затем и в сравнении : цвета, величины, формы, удаленности предметов. Различение требует анализа предметов и установление их сходства и различия. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребенок переходит к обобщениям, к первым общим представлениям.

На 2-3-м году жизни у детей складываются первые общие представления о форме, цвете и величин е.

Освоению операции сравнению способствуют специальные дидактические игры.

У старших преддошкольников формируются единичные, самые примитивные суждения и умозаключения. Они имеют еще свернутую форму, поэтому их трудно отличить от воспроизведения ребенком знакомого, т.е. по памяти. Рассуждения прямолинейны и поверхностны, т.к. ребенок еще не умеет выделить существенные признаки в каждом явлении или предмете и правильно произвести операцию сравнения и умозаключения. Ребенок оперирует цельным конкретным образом, фактом, явлением, произвольно выхватывая наиболее знакомые ему или яркие признаки , и устанавливает прямые связи между элементами целого.

К концу раннего возраста возникает знаково-символическая функция сознания. Ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других их заместителями.

Символическая (знаковая) функция – это обобщенная способность к осуществлению различения обозначения и обозначаемого и, следовательно, к выполнению. Действий замещения реального предмета знаком. Предпосылкой возникновения знаковой функции является овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета. Когда действие начинает выполняться с предметом, который ему не соответствует, или без предмета, оно теряет свое практическое значение и превращается в обозначение реального действия.

Основные направления развития мышления в дошкольном возрасте. Мышление дошкольника связано с его знаниями. К 6 годам умственный кругозор достаточно велик. Однако в формировании знаний дошкольников обнаруживается две противоположные тенденции:

I. В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

II. В процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний , выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся (гипотетические) знания являются мощным стимулом умственной активности детей.

В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. Если формировать лишь стабильные знания , то это, с одной стороны, укрепляет базу знаний, на которой будет строиться школьное обучение. Но, с другой стороны, переход развивающихся диффузных знаний в стабильные ведет к снижению умственной активности. Поэтому наряду с формированием базы знаний необходимо обеспечить непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний.

Таким образом, перед воспитателем встает задача поддержания зоны стабильных знаний и зоны догадок, гипотез, некоторого полузнания, которое интригует ребенка, в сознании детей в таком соотношении, при котором ребенок стремился бы к знанию и одновременно довольно много знал.

Зона неопределенности образует как бы зону ближайшего развития, а зона определенности – зону актуального развития.

Особенности мыслительных операций. В дошкольном возрасте мыслительные операции интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.

В основе всех мыслительных операций лежит анализ и синтез . Дети сравнивают объекты по многочисленным признакам, замечают даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражают различия в слове. Обобщение – дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Овладение данной операцией способствует: а) освоению обобщающих слов; б) расширению представлений и знаний об окружающем; в) умение выделить в предмете существенные признаки . Чем ближе предметы к личному опыту ребенка, тем более точное обобщение в первую очередь ребенок выделяет группы предметов, с которыми активно взаимодействует (игрушки, мебель, посуда, одежда).

С возрастом происходит дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети чаще классифицируют по: совпадению внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что они стоят в комнате»); на основе использования назначения предметов, по функциональному признаку («их едят», «их на себя надевают»).

Старший дошкольник не только знает обобщающие слова, но и правильно мотивирует выделение классификационных групп, т.е. уже проявляется мышление на понятийной основе . Если знаний не хватает, то снова начинают опираться на внешние, несущественные признаки.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления , т.е. умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречие.

Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, но обосновать его не может. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Виды мышления. Главными линиями развития мышления в дошкольном детстве следующие:

Дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе воображения;

Улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;

Начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Наглядно-действенное мышление является преобладающим на ранних этапах детства. В основе его лежит процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.

Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи путем проб и ошибок. Решая задачу, младший дошкольник обычно не анализирует ее предварительно и прямолинейно идет к решению. Критическое отношение к полученному результату при этом отсутствует. Трехлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфетку, починить игрушку), но они не видят условий решения этой задачи. Однако овладение речью быстро изменяет характер мышления ребенка. Задача, оформленная в речи, становится осмысленной. Осмысление задачи приводит к изменению действий. в связи с усложнением деятельности возникают такие задачи, где результат практического действия не прямой, а косвенный и зависит от связи между двумя явлениями. Простейшим примером может служить отбивание мяча от стенки: прямой результат действия здесь удар мяча о стенку, косвенный – возвращение его к ребенку. Задачи, где необходимо учитывать косвенный результат, младшие дошкольники решать в уме еще не могут.

У детей среднего дошкольного возраста осмысление задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Уточнение задачи делает действие проблемным, поисковым.

У старших дошкольников пробовательные действия свертываются, теряют свой проблемный характер. Они становятся исполнительными, т.к. поставленная задача решается ребенком уже в уме, т.е. словесным путем, до начала действия.

Наглядно-образное мышление начинает активно развиваться в возрасте 4-5 лет . Ребенок уже может решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Для дошкольников вначале характерна конкретность образов, характерной чертой которой является синкретизм . Это качество мышления ребенка-дошкольника характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребенок мыслит схемами, слитными, нерасчлененными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохранился на основе восприятия, без его членения. Ребенок не умеет вычленить в сохранившемся образе существенные и основные признаки и черты предмета, выхватывает любые, случайные признаки и по ним узнает тот или иной предмет (если «ходит» - значит, обязательно должны быть ноги, если «веселый» - значит, смеется). Постепенно дети начинают выделять не все особенности предмета, а только те, которые существенные для решения задачи, что обеспечивает отвлеченность и обобщенность мышления. Ребенок начинает выделять связи и отношения, от которых зависит решение задачи. Основным средством для решения задач становятся наглядные модели – заместители реальных предметов. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. В разных видах своей деятельности – игре, рисовании, конструировании, лепке, аппликации дети начинают отображать мир не точно, не буквально, а выбирая и изображая только некоторые, наиболее важные для них особенности предметов, действий и взаимоотношений людей. В результате дети создают не копии, а наглядные модели окружающего.

Образное мышление дает возможность старшим дошкольникам понимать схематическое изображение – планы комнат, лабиринты, находить в комнате по заданию и по схеме спрятанные предметы и т.п.

Промежуточным звеном между образным и логическим мышлением является образно-схематическое мышление . Благодаря развитию знаковой функции мышления дети улавливают связь между создаваемыми ими наглядными моделями и теми явлениями действительности, которые эти модели изображают, понимают, что это – обозначение разных сторон действительности. К концу среднего дошкольного возраста дети могут уже осознанно пользоваться наглядными моделями для обозначения качеств, характерных не только для одного предмета, а для целой группы сходных предметов.

Словесно-логическое мышление начинает развиваться к концу дошкольного возраста. Ребенок начинает оперировать словами и понимать логику рассуждений, не опираясь на действия с предметами или их изображениями, познается система понятий, обозначающих отношения.

Ребенок учится оперировать знаниями на уровне обобщенных представлений, овладевает элементарными приемами рассуждений и умозаключений, опосредованными формами мышления, опосредованными способами решения мыслительных задач, такими, как наглядное моделирование, применение мерок, схем и т.п. Дети 5-6 лет с удовольствием включаются в поисковую, эвристическую деятельность, начинают активно экспериментировать, учатся переносить освоенные способы решения интеллектуальных задач в новые условия. Старшие дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей.

Характерной особенностью мышления дошкольника является его эгоцентрический характер , описанный Ж. Пиаже. Из-за него ребенок сам не попадает в сферу собственного отражения, не может посмотреть на себя со стороны, сменить позицию, точку зрения, потому что не способен свободно производить преобразования системы отсчета, начало которой жестко связано с ним самим, с его «Я». Ярким примером интеллектуального эгоцентризма являются факты, когда ребенок при перечислении членов своей семьи себя в их число не включает.

Н. Н. Поддьяков специально изучал, как идёт у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста. Этапы внутреннего плана действий следующие:

1. Ребёнок ещё не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процессе решения задачи ребёнком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребёнок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделённого ещё от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается ребёнком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе - память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.