Летние рекомендации для родителей в детском саду. Полезные ссылки. Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо

Чем мы можем помочь своим детям как родители?

Обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие фонематических процессов, формирование у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Развиваем речь ребёнка летом: на прогулке, на даче, на кухне.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю); показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Пусть ребёнок занимается рядом с вами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду, моет посуду, вытирает со стола и при этом обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего ребёнка.

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
  • Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

  • Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

  • Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
  • Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
  • Вышивать (крупным крестиком);
  • Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
  • Плести из бисера;
  • Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  • Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  • Полоскать рот;
  • Жевать боковыми зубами;
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
  • Лизать эскимо.

И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.

  • Скажи наоборот (высокий-низкий)
  • Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
  • Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
  • Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
  • Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
  • Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять предложения с заданными словами;
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

Играем, развивая фонематические процессы:

  • Повтори за мной слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
  • Назови первый (последний) звук в слове;
  • Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

Вот и наступило лето. Это прекрасная пора для игр и развлечений, но когда отдых несет в себе и развитие - он становится еще полезнее.

Лето - это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. У всех есть возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры - полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы.

Гуляя в парке, у реки, да и просто во дворе можно найти множество предметов и объектов живой природы, чтобы их описать, составить предложение, придумать рассказ или развить мелкую моторику.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснять, повторять несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, голоса птиц, звуки ветра, дождя и т.д. это развивает слуховое внимание.

Отдыхая на пляже, либо в парке можно организовать экспериментальные опыты, с изучением свойств воды, песка, травы, росы. Подобные занятия расширяют не только кругозор ребенка, но и пополняют активный словарь существительными, прилагательными, глаголами.

Игры и упражнения можно придумывать взрослому самому и предлагать их ребенку, главное, чтобы любое задание несло в себе поучительную, обучающую цель.

Возьмите на заметку

Июнь . Наступила лето! Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку. Заколосилась в поле рожь, цветет земляника, шиповник, если увидеть улей, то в нем пчелы собирают мед с пыльцы растений.

Июль . Идет сенокос (косят сено), спеет черника, наливается клубника. А если сходить в лес за ягодами можно набрать целую корзину. Смотри! В парках лежит летом пушистый "белый снег"?! Это цветет тополь, а "летний снег" - это тополиный пух.

Август. Вода у берега в озере стала холодней. Это потому, что день стал короче, а ночи длинней. А солнце все равно по-летнему греет. Месяц август дарит нам большой урожай фруктов, овощей и вкусных ягод.

Летние загадки

Сидит под потолком,

Кусается тайком,

Жужжит над ухом,

Но не муха. (Комар)

Про этот гриб все говорят,

Что и сырым его едят. (Сыроежка)

Дождик небо украшал,

Воду с солнышком мешал,

Краски взял семи цветов -

Разноцветный мост готов.(Радуга)

Если нет его - небо хмурится,

Если есть оно - люди жмурятся. (Солнце)

Когда будет лето

в полном разгаре,

Нам дерево это

"Снежинки" подарит. (Тополь)

Пословицы и поговорки о лете

Июньское тепло, милее шубы меховой.

День летний - за зимнюю неделю.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Люди рады лету, а пчелы цвету.

Не жди лета долгого, а жди лета теплого.

Июль косит и жнет, долго спать не дает.

В августе солнце греет, а вода холодеет.

На лесной опушке

На одной лесной опушке

Из травы торчали ушки,

А еще за бугорком

Проползал колючий ком,

А еще у ветки клена

Вертолет летал зеленый,

А еще из ручейка

Воду пили облака,

А еще над самым ухом

За пчелой гонялись мухи,

А еще шептал мне ветер,

Как прекрасно жить на свете!

Геннадий Аминов

Поиграйте с детьми:

«Назови деревья». Ребенок называет деревья, растущие во дворе (лесу, парке, деревне). Совместно с взрослым рассматривают ствол, листья, определяют их цвет, форму, размер.

«Какая трава?». Обратить внимание ребенка на траву, на ее свойства и признаки. Дать ребенку возможность пощупать ее, сравнить между собой.

«Аромат». Предложить ребенку понюхать различные растения: цветы, траву, листья деревьев, кору. Это развивает чувство обоняния, а если ребенок будет подбирать к каждому аромату прилагательные, то расширится и активный словарь.

«Построй фигуру». Загорая на пляже или играя в песочнице, предложите ребенку построить замки: высокий, ниже и низкий. Прорисовать окошки определенного количества(формы). Пусть ваш малыш назовет все фигуры, пересчитает окна, двери. Сделает крышу заданной формы и т.д. Это способствует математическому развитию и навыку счета.

«Опыты с песком ». Интересно для детей провести элементарные опыты с песком. Экспериментируйте, добавляя разное количество воды и главное описывайте весь процесс словами, используйте прилагательные и глаголы в зависимости от консистенции песка (сырой, мокрый, жидкий, сухой, лепится, рассыпается и т.д.)

«Построй дорогу ». Предлагаем ребенку построить из песка дорогу для машин (в соответствии с размером машины). После построения обговорите, какая дорога: узкая, широкая, длинная, короткая и т.д. Какая машина сможет проехать по той или иной дороге, а какая нет, и почему?

«Что видишь?». Вы с ребенком по очереди называете определенные объекты природы (например, все зеленые, или круглые и т.п.). «Наоборот». Ребенок в ответ на предложенное вами слово, должен предложить свое, противоположное по смыслу. Например, утро - ночь, солнце - луна, твёрдый - мягкий и т.д.

«Четвертый лишний ». Взрослый называет 4 предмета, три из которых связаны каким-либо признаком, а четвертый из другой категории, ребенок должен выделить лишний предмет и аргументировать свой ответ. Например, снег, дождь, сапоги, град; дерево, цветок, кустарник, камень и т.п.

«Назови признак ». Предложить ребенку назвать признаки лета, воды, растений и т.д.

«Съедобное - несъедобное». При броске мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное.

«Жук и бабочка». Рассмотрите насекомых и найдите отличия: бабочка белая, желтая, крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка летает, жук ползает, летает, жужжит и т.. Аналогичным способом можно сравнить другие объекты природы.

Проводя игры и упражнения с детьми, важно, чтобы дети отвечали полным ответом, верно проговаривали слова, правильно строили предложения и могли аргументировать ответ.

Старайтесь поощрять ребенка добрым словом, улыбкой, одобрением. Играйте больше, будьте с ребенком позитивны и радуйтесь его успехам. Здорового и полезного вам лета!

Летний период позволяет в полной мере воспользоваться благами природного окружения - солнцем, воздухом, водой, растениями. Еще в древности врач Авиценна считал эти факторы основными для сохранения здоровья, к ним же причислял рациональное питание, движение, сон, обмен веществ, эмоции. Рассмотрим, как в теплое время года сочетать оздоровление, закаливание ребенка с его правильным питанием и всесторонним развитием.

1. Долгожданный летний период - что он значит для ребенка и родителей

2. Советы педиатров по организации режима дня ребенка дошкольного возраста на лето

4. Безопасность ребенка летом: практические советы и рекомендации родителям

5. Отдых ребенка в городе: советы родителям

6. Отдых с ребенком летом на даче: советы родителям

8. Подготовка к школьному периоду: советы и рекомендации родителям

9. Летний период оздоровления детей – большая ответственность взрослых

Долгожданный летний период – что он значит для ребенка и родителей.

Летом детские сады практикуют прием детей и проведение утренней зарядки на участке. Спортивные соревнования, посильный труд - тоже проходят на свежем воздухе. Ознакомление с окружающим миром становится как никогда близким к природе, особенно на прогулках в парк или на речку. Веселые ребячьи голоса на улице не стихают на улице до самой темноты. Летом, кроме обилия возможностей для отдыха, возникают и новые поводы для беспокойства за жизнь и здоровье детей. Очень важно проработать вопросы безопасности на улице, чтобы ребенок не потерялся, не обгорел на солнце, не получил тепловой удар. Детский сад не берет на себя функции медицинских учреждений, но целенаправленно занимается укреплением здоровья и закаливанием детей. К примеру, летом в меню обязательно присутствуют свежие фрукты и овощи, соки. В режим дня детей 3-7 лет в саду включают солнечно-воздушные ванны. Проводятся влажное обтирание, хождение босиком и обливания водой. Эту работу следует продолжить в поездках семьи на дачу, на море, во время отдыха в городе. Тогда три летних месяца принесут максимальную пользу растущему организму.

Советы педиатров по организации режима дня ребенка дошкольного возраста на лето.

Насколько строгим должен быть режим дня летом, и нужен ли он? Педиатры единодушны во мнении, что соблюдение распорядка необходимо ребенку любого возраста (и взрослому). Когда «биологические часы» настраиваются на определенный ритм, дети, как правило, меньше болеют, легче переносят переход из детского сада в школу. В правильном режиме дня обязательно присутствует физическая подвижность для развития ребенка, особенно его костно-мышечной системы.

Обеспечить ребенку длительность сна, соответствующую его возрасту и биологической потребности.

Дети младших и средних групп детского сада в возрасте 3-5 лет спят 11-12,5 часов, из которых 2 часа приходится на дневной сон.

Детям старшей и подготовительной группы в возрасте 5-7 лет на ночной сон отводят 10 часов и 1,5 часа – на дневной.

Если ребенок летом не может уснуть в положенное ему время, потому что на улице еще светло, то затемняют помещение плотными шторами.

Следует избегать недосыпа, а также слишком продолжительного сна, в результате чего появляются капризы, вялость, головная боль у детей.

Нельзя допускать избыточной физической активности, длительного стояния, тяжелой работы. Недостаток подвижности тоже вредно отражается на детях.

Если летние занятия детворы будут интересными, разнообразными, тогда вечером появляется чувство приятной усталости, облегчающее засыпание.

Общая продолжительность пребывания ребенка на воздухе летом не должна быть меньше 4 часов.

Правильный распорядок дня дошкольника включает в себя как развлечения, так и закаливание, посильную помощь взрослым, игры и творческие занятия.

Топ-5 летних закаливающих процедур (проводятся в саду и дома 1-2 раза в день):

1.Воздушные ванны при температуре воздуха +28…+ 30°С.

2.Солнечные ванны средней продолжительностью 20 минут.

3.Обтирание влажной губкой +18…+20°С (3–5 секунд).

4.Обливание теплой водой 5–10 секунд с постепенным снижением температуры до +20°С.

5. Ходьба босиком по траве, песку, земле, речной или морской гальке.

Продукты, готовые блюда обеспечивают растущий организм всеми необходимыми веществами и энергией. Но пищеварительные соки у детей слабее, чем у взрослых, а кишечник меньше сопротивляется бактериям и токсинам. Летом расстройства пищеварения возникают чаще и протекают тяжелее, поэтому выбору рациона в теплое время года следует уделить повышенное внимание. Питание ребенка должно быть калорийным В теплый период потребности организма в энергии снижаются, но растущий организм должен получать необходимый «строительный материал». Родителям важно знать, что общепринятые нормы – это не догма. Правильность питания ребенка определяется не только количеством и составом пищи. Нормальное, соответствующее возрасту физическое и психомоторное развитие, - главный критерий для оценки рациона. Например, к трем годам ребенок должен получать в сутки на 1 кг массы тела (примерно): 4 г белков, 4,5 г жиров, 15 г углеводов. Это количество продуктов дает в среднем 100 ккал на 1 кг массы. Но есть дети, которые хорошо развиваются при поступлении в организм всего 1,5 г белка на 1 кг массы.

1. Если ребенок в жаркую погоду отказывается от еды, то предложите ему один кисло-сладкий фрукт, тогда аппетит улучшится.

2. К вечеру на улице становится прохладнее, потребность в еде дает о себе знать. Проследите, чтобы за ужином ребенок не перегрузил желудок, не наедался на ночь.

3. Составляйте детское меню, в котором примерно 50% белков дают продукты животного происхождения (мясо, творог, сыр, йогурт, молоко, яйца, нежирные сора морской рыбы, говяжья печень).

4. Предпочтительнее в мясных блюдах телятина, грудка курицы, индюшки, мясо кролика. Полноценные, необходимые растущему организму жиры ребенок должен получать с яичным желтком, сливочным маслом.

6. Это доступные источники углеводов, ферментов и витаминов для детского организма. Кабачки, морковь, картофель, брокколи подвергайте тепловой обработке.

7. Помидоры, редис, огурцы, листья салата, лук дети потребляют в свежем виде.

8. Летом происходит усиленное выделение пота с минеральными солями.

Эти потери организму надо компенсировать. В жаркую погоду для утоления жажды давайте ребенку очищенную негазированную воду.

Польза фруктов и овощей для детей.

Фруктовые, ягодные и овощные соки содержат все натуральные вещества свежих плодов, оказывают оздоровляющее действие на организм. Персиковый сок усиливает секрецию пищеварительных желез, обладает противорвотным действием. Помидоры полезны детям благодаря высокому содержанию калия, витамина С и каротина. Свежая морковь содержит 12 ферментов, витамины, органические кислоты, повышающие сопротивляемость организма инфекциям. Огурцы улучшают аппетит, а свежий сок плодов обладает бактерицидным действием. Капуста содержит 13 витаминов, в том числе провитамин D. Кабачки нормализуют перистальтику кишечника. Отвар груш хорошо утоляет жажду в жаркую погоду.

.Безопасность ребенка летом: практические советы и рекомендации родителям.

Тепло способствует усиленному размножению бактерий, быстро растут их колонии в недоброкачественных продуктах питания. Овощи и фрукты обязательно мойте под проточной водой перед употреблением. Постоянно напоминайте ребенку о личной гигиене, ее первом незыблемом правиле - мыть руки перед едой. Кожа детей несовершенна, как и способность к терморегуляции, поэтому тепловые удары случаются чаще. Чтобы этого не произошло, одевайте ребенка по погоде в светлую одежду из натуральных тканей. В солнечный день обязателен легкий головной убор, достаточный запас питьевой воды. Избегайте солнечных ожогов - типичных травм летнего периода. Эти повреждения возникают, если кожа не подготовлена к приему больших доз ультрафиолета, или ребенок слишком долго находится на солнце. Продолжительность воздушно-солнечных ванн увеличивайте постепенно: с 3–5 до 20–40 минут. Избегайте периода с 12 до 15 часов, когда солнце очень активно. При необходимости нанесите детский солнцезащитный крем. Домашняя аптечка должна быть укомплектована такими препаратами, как парацетамол, йод, зеленка, перекись водорода, крем с декспантенолом (витамином В5). Летом востребованы детские солнцезащитные кремы, репелленты для отпугивания насекомых.

Отдых ребенка в городе: советы родителям.

Во время поездок на легковом автомобиле, если нет детского кресла, то посадите ребенка на заднем сиденье посередине или справа. Объясните ребенку, что неподходящие для детских игр места – стоянки личного транспорта, стройплощадки, подвалы и открытые люки канализации. Соблюдайте правила поведения на улице: возьмите ребенка за руку, на тротуаре держитесь подальше от проезжей части, переходите дорогу по пешеходному переходу. Разъясните детям, как опасно играть вблизи автотранспорта. Летом на улицах становится больше бездомных собак и кошек, они могут быть переносчиками заболеваний, часто ведут себя агрессивно. Не разрешайте детям подходить близко к животным, приманивать их едой. Сорняки во дворе не подходят ребенку для игр в магазин, рынок, дочки-матери. Объясните, что эти растения не желательно трогать руками и нельзя брать в рот.

Отдых с ребенком летом на даче: советы родителям.

Укусы клещей, пчел, ос и комаров могут быть опасными с точки зрения тех инфекций, что разносят животные, и аллергических реакций со стороны организма ребенка. Для защиты от насекомых применяйте репелленты с натуральными компонентами. Если ужалила оса или пчела, то сначала удалите жало, затем протрите кожу спиртом и приложите на 50 секунд лед, обернутый марлей. Пчелиные или комариные укусы у детей могут сопровождаться отеками, сильным покраснением, раздражением и зудом. Проконсультируйтесь с педиатром о применении в таких случаях противоаллергических препаратов. При оказании первой помощи клеща удалите пинцетом, как бы «выкручивая» его из кожи против часовой стрелки. Обработайте место укуса перекисью водорода, затем йодом. Летом много соблазнов в виде даров леса, но не все привлекательные ягоды и грибы съедобны. Приучайте детей не собирать неизвестные им растения. Ребенку следует объяснить, как укрыться во время грозы и молнии. Грозовые разряды опасны для людей, поэтому надо переждать непогоду в помещении, закрыть балконную дверь, форточки.

Отдых с ребенком на море: советы и рекомендации родителям.

Отправляясь на море с ребенком, вы должны знать, что плавание в открытом водоеме – это одновременное воздействие света, воды, движения и воздуха. Учитывайте, что в случае морского купания присоединяется еще химическое раздражение солей и микроэлементов. Посещайте с ребенком пляж с 9 до 11 и с 16 до 18 часов. Проследите, чтобы ребенок не плавал натощак и раньше, чем через 1 час после еды. Для безопасности дайте ребенку специальный жилет или надувной круг, покажите, как пользоваться. Не оставляйте детей без присмотра, чтобы они не резвились в воде «до посинения». Организуйте чередование плавания, принятия солнечных и воздушных ванн, ходьбу босиком по песку или гальке для максимального оздоровительного эффекта. Более подробно о том, как отправиться на море с ребенком и что нужно ему взять, вы можете узнать здесь: Что нужно взять ребенку на море: советы молодым родителям.

Подготовка к школьному периоду: советы и рекомендации родителям.

Переход к обучению в стенах школы – переломный момент в развитии ребенка. До этого основной в его деятельности была игра, ей на смену приходит учеба. В плане подготовке к школе многое делают воспитатель детского сада и будущий учитель первоклашек. Но готовность к обучению – это не только овладение чтением и счетом. Есть и другие, не менее важные показатели. Перечислим те, о которых родителям надо позаботиться летом перед школой. Укрепляйте физическое состояние ребенка, регулярно занимайтесь с ним гимнастикой, зарядкой. Это поможет подготовить мускулатуру к сохранению одной и той же позы в течение 40-45 минут. Если есть нарушения работы глаз, органа слуха, пальцев, то в дальнейшем они могут стать одной из причин задержки в развитии, неуспеваемости. Проконсультируйтесь с врачом и своевременно примите меры. Обогащайте представления ребенка, давайте ему новую информацию и помогайте ее осмыслить, применить в игре или рисунке. Знания должны быть «живыми», побуждать мышление, воображение и творчество. Приучайте ребенка к поиску и установлению причинно-следственных связей. Для этого обсуждайте какое-либо явление, к каким изменениям оно привело. Продолжайте изучать с будущим первоклассником буквы и формируйте умение читать. Повторяйте называние чисел подряд (счет), геометрические фигуры, цвета, сравнивайте понятия маленький/большой, узкий/широкий, низкий/высокий. Тренируйте память разучиванием стихов, басен, потешек и песен, соответствующих возрасту ребенка. Рисуйте, лепите, конструируйте с ребенком, собирайте пазлы – все это способствует развитию мелкой моторики. Легче пойдет обучение письму и развитие речи, формирование внимания и усидчивости. Очень важны для успешной адаптации в школе социальные навыки: общительность, доброжелательность. Если ребенок стесняется, помогите ему преодолеть застенчивость. Объясните, как обращаться к взрослым и сверстникам, формулировать вопрос или просьбу.

Летний период оздоровления детей – большая ответственность взрослых.

Непринужденная атмосфера сезона отпусков порой расслабляет родителей настолько, что они забывают о значении лета для детей. Они жаждут путешествий, отдыха за городом и на море, где могут развлечься и проявить себя. Поэтому возможностями летнего периода следует распорядиться с наибольшей пользой для всей семьи, для ребенка. Надо быть готовыми к проблемам акклиматизации детей при значительной удаленности курортов от мест проживания. Большую опасность для ребят из северных регионов таят в себе прямые солнечные лучи – вызывают ожоги, перегрев организма. Другая питьевая вода, новые продукты питания могут привести к заболеваниям, испортить отдых. Только продумав все до мелочей, подготовившись встретить трудности «во всеоружии», можно рассчитывать на удачный летний сезон. Перечисленные в статье советы и рекомендации охватывают самые главные аспекты оздоровительного периода. Ничего сложного в каждом из пунктов нет, все они вытекают из сегодняшних реалий и призваны облегчить задачи родителей.

Марина Борисовна Добыш
Советы родителям на летний период

Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному обучению. Во время совместного досуга советую :

1. Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Учить видеть природные взаимосвязи. (Например, тучи на небе, значит, будет дождь. Цветы одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т. п.)

2. Гуляя в парке и лесу, наблюдать за разными представителями животного мира, рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу, кто там живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Рассматривать растения, называть их части : ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток,. Учить различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.

4. Проводить дидактические игры : «С какого дерева лист» , «Найди такой же лист» , «Узнай и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе, «Что лишнее?» .

5. Учить различать и называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу – на клумбе» .

6. Учить стихи о цветах и деревьях : Е. Благинина «По малину» , «Рябина» , Е. Серова «Колокольчик» , «Ландыш» , «Кашка» , «Одуванчик» , И. Токмакова «Ели» , «Берёзы» , «Сосны» , «Дуб» ,З. Александрова «Букет» .

7. Отдыхая на реке, озере, море тоже развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой. Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.

8. Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.) Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает фантазию и творческие способности.

9. Учите ребёнка различать и правильно называть величины предметов и объектов, а не только «большой – маленький» . Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка длинная и короткая, река широкая, а ручей узкий и т. д.

10. Разнообразие летних красок , поможет учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так : «Разные краски лета» , «Цветные фоны» , «Собери одинаковые по цвету» .

11. Учите ориентироваться в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т. д., «Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т. д.). Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа : «Положи в центр листок клёна, в правый верхний угол- шишку ели, в левый верхний угол- шишку сосны, правый нижний угол- ромашку, в левый нижний угол- василёк».

12. Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно, опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.) .

13. Учите детей сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу, девочку и куклу. В чём их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка доказывать своё мнение.

14. Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном примере понять процесс выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла) . Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.

15 .Учить детей ежедневно рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.

16. Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.

Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей , улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семьи.

Как оздоровить ребенка летом?

Летние каникулы - самое благоприятное время, когда необходимо использовать все имеющиеся возможности для оздоровления ребенка. Летом дети должны быть на свежем воздухе как можно дольше. Прогулки, игры, физкультурные занятия - лучший отдых после учебного года (с поступлением ребенка в образовательное учреждение его двигательная активность снижается на 50%).

Не рекомендуется допускать значительных отклонений в режиме дня : время пробуждения и отхода ко сну должны быть примерно такими, как во время учебного года, или изменены в разумных пределах. Рацион должен содержать достаточное количество молочных и мясных продуктов, свежих фруктов и овощей. Лето - самый благоприятный период для восполнения недостатка витаминов. Можно определить ребенка в летнее оздоровительное учреждение, хотя бы на один месяц. Детям с хроническими заболеваниями полезно оздоровление в условиях санатория. Родителям следует воспользоваться каникулярным временем, чтобы проконсультировать ребенка у врачей и провести курс физиотерапевтических процедур. В целях предотвращении психологического дискомфорта, конфликтов, заболеваний следует ребенка заранее подготовить к летнему отдыху .

Планируйте летний отдых вместе с детьми. При этом помните, что прогулки, игры, физкультурные и спортивные занятия на свежем воздухе должны быть ежедневными.

Для начала детям не помешало бы отоспаться вволю! Известно, что большинство детей недосыпают 1-1,5 и даже иногда и 2 часа в учебные дни. А ведь детские неврозы наиболее часто развиваются в результате систематического недосыпания.

Максимально оградите ребенка от компьютера или хотя бы сократите пользование им до гигиенически рекомендуемых норм (7 минут - дети до 5 лет; 10 минут - дети 6 лет; 15 минут - ученики начальных классов).

Максимально используйте для укрепления здоровья эффективные и доступные закаливающие средства - солнце, воздух и воду.

Солнце - это тепло, хорошее настроение, здоровье. Однако избыточное облучение солнечным светом имеет отрицательный эффект : солнечные ожоги, расстройства сердечнососудистой системы, дыхания, вялость, раздражительность, головокружение в результате теплового и солнечного ударов. Детям не следует специально загорать на открытом солнце. Гораздо безопаснее, комфортнее - среди зелени, под тентом, по возможности в отдалении от проезжих дорог, промышленных предприятий.

Во избежание перегрева необходимо голову покрыть шляпой, кепкой, панамой.

Температура воздуха в тени должна быть 20-22o С. Нельзя принимать солнечные ванны натощак и ранее чем через 1-1,5 часа после еды. Лучшее время - с 9 до 11 часов и с 16 до 18 часов.

В первые 2-3 дня пребывание под открытыми солнечными лучами должно составлять не более 5 минут, затем время постепенно увеличивают. Длительность солнечных ванн строго индивидуальна : зависит от возраста, типа кожи, состояния ребенка.

Желательно, чтобы дети не лежали на открытом солнце, а играли, бегали, попадая то на солнце, то в тень. Солнечные ванны противопоказаны детям с повышенной температурой тела, недомоганием, головной болью.

Важно знать, что прием некоторых лекарственных препаратов перед отдыхом на пляже может спровоцировать солнечный ожог. К ним относятся сульфаниламидные препараты. Прием этих и некоторых других лекарств повышает чувствительность кожи к солнцу в несколько раз.

На прогулки необходимо брать с собой минеральную, питьевую в бутылках или кипяченую охлажденную (но не ледяную) воду, которую надо пить в небольших количествах маленькими глотками, а также соки или фрукты.

Походы в лес за ягодами или "вылазки" на пикники могут доставить не только удовольствие, но и неприятности, если к ним не подготовиться.

Отпугнуть назойливых насекомых помогут естественные репелленты - эфирные масла полыни, гвоздики. Нанесите несколько капель на одежду

Головной убор в лесу обязателен – вот первое правило советов для летнего отдыха . Он защитит от солнечного и теплового удара, убережет от травм и от клещей. Для продолжительных прогулок лучше выбирать одежду из плотных тканей, спасающих кожу от палящих солнечных лучей и возможного обгорания. Собираясь в лес, надевайте высокие ботинки и свободные брюки из плотной ткани. В руке, гуляя по лесу, полезно держать большую палку.

В жаркие дни дети должны носить одежду только из натуральных тканей. В качестве хорошей защиты подойдут вещи из хлопка и льна, лучше отдавать предпочтение цветным тканям (красным, зеленым, желтым, оранжевым, синим, нежели однотонным светлым. Одежда светлых тонов (в особенности белая) в большей степени пропускает солнечные лучи. Одежда из химических волокон «не дышит» (в ней ребенок потеет) и к тому же пропускает от 13 до 25% излучения.

Во время купания в реке или озере на ребенка действует несколько факторов внешней среды - температура воздуха и воды, ветер, солнце. Кроме того, при купании ребенок активно двигается, задействованы практически все группы мышц, в то время как нагрузка на позвоночник и суставы резко снижена. Этот вид закаливания требует внимательного контроля со стороны взрослых.

Купаться в открытом водоеме можно с 3-4-летнего возраста , но только после прохождения курса подготовительных процедур (обтирание, обливание, душ) . Температура воздуха должна быть 24-25o С, а температура воды - не ниже 20o С. Продолжительность купания вначале составляет 1-2 минуты, по мере привыкания и в зависимости от реакции ребенка - 5-10 минут. При появлении первых признаков переохлаждения («гусиная кожа» , озноб) следует выйти на берег.

Необходимо правильно выбрать надувные средства для маленьких и не умеющих плавать детей : лучше всего использовать надувные жилеты, ни в коем случае нельзя использовать матрац.

Исключительно сильное влияние на организм ребенка оказывают морские купания (вода имеет сложный химический состав) . Очень полезен морской воздух. Купание в море разрешается детям с двух лет. Начинать эти процедуры можно при температуре воды не ниже 20o С. При первых купаниях ребенок по существу только окунается, находясь в воде 20-30 секунд. Постепенно продолжительность пребывания в воде увеличивается для дошкольников до 3-5 минут, для школьников - до 8-10 минут. Необходимо внимательно следить за состоянием здоровья ребенка и его реакцией на купание.

Многие дети любят играть на песке около воды. Периодически они сами забегают в воду. Такой вариант - отличная закаливающая процедура.

Если вы отдыхаете в деревне или на даче, позвольте ребенку по утрам бегать босиком по росе. Кратковременное воздействие холодной воды на стопы приводит к тому, что сосуды стоп и одновременно сосуды носоглоточной области сужаются, а затем резко расширяются. В результате кровообращение в области носоглотки усиливается, создавая надежную преграду для болезнетворных бактерий и вирусов. Кроме того, хождение по росе считается профилактикой плоскостопия.

В каникулы необходимо позаботиться и о безопасности ребенка. Прежде чем отпустить его кататься на велосипеде, роликовых коньках, убедитесь, что снаряжение исправно, а он хорошо знает, как им пользоваться. Постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы уберечь ребенка от травм.

Соблюдение перечисленных довольно простых рекомендаций обезопасит летний отдых , сохранит и укрепит здоровье детей.

Советы родителям: «Лето: правила безопасности для детей»

Наступило - долгожданное лето, и конечно, большую часть времени детипроводят на свежем воздухе. Для того, чтобы отдых оставил приятные воспоминания и впечатления, необходимо заранее подумать, о каких правилах безопасности следует напомнить детям:

1. Не всё то, что выглядит привлекательно, является съедобным.

Летняя пора - очень подходящее время, чтобы помочь детям изучить названия растений, плодов и ягод. Информацию можно почерпнуть из интернета, детских энциклопедий, так же вам помогут собственные знания. Это должно стать правилом: ничто незнакомое в рот не брать.

2. Защита от насекомых.

Кроме ботаники, летом можно наглядно изучать и зоологию. Поговорите с детьми о том, почему нельзя размахивать руками, если где-то рядом летает оса или пчела. Почему лучше не пользоваться предметами гигиены с сильными ароматами, дабы не привлечь насекомых сладким запахом. Что сделать, если пчела все-таки ужалила. Чтобы защитить детей от опасных насекомых, выберите репеллент с натуральными компонентами, а изучив инструкцию, наносите его самостоятельно.

3. Защита от солнца.

Как можно раньше стоит познакомить ребёнка с солнцезащитным кремом и объяснить его назначение. И, конечно, наряду с нанесением крема, не забывать про головной убор, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени. Следует рассказать детям о периодах самого активного солнца (с 10-00 до 16-00) и объяснить, что как только ребёнок почувствует, что ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.

4. Купание под присмотром взрослого.

Обязательно будьте рядом внимательным наблюдателем и не упускайте ребёнка из виду, даже если он уверенно плавает или одет в специальные нарукавники или жилет, или использует надувной круг.

5. Использование защитного снаряжения.

Покупка роликов, скейтборда или велосипеда должна сопровождаться покупкой защитного снаряжения. А надевание такого снаряжения должно стать обязательным правилом, неважно, одну минуту ехать ребёнку до нужного места или двадцать.

6. Выбирать безопасные игровые площадки.

До того, как посадить ребенка на качели, взрослому необходимо убедиться в прочности крепления. Во время катания на аттракционах в парке напоминать детям о пристегивании и аккуратном поведении. Также нужно объяснить ребенку, что металлические части игровых конструкций на солнце сильно нагреваются и, прежде чем съехать с горки, надо убедиться, не горяча ли её поверхность.

7. Мыть руки перед едой.

А также фрукты, овощи и ягоды. Чтобы избежать "болезней немытых рук" и инфекций, необходимо летом чаще напоминать детям об элементарных правилах гигиены. Хорошо иметь при себе влажные салфетки на случай, если рядом не окажется воды. Также летом необходимо тщательно следить за продуктами с небольшим сроком хранения и не держать их при комнатной температуре.

8. Одеваться по погоде и ситуации.

Для прогулок в жаркую погоду следует выбирать одежду из натуральных тканей - свободную и "дышащую". Побеседуйте о том, почему лучше надевать в лес одежду с длинными рукавами, брюки и закрытую обувь, и как это поможет защититься от укусов насекомых. Взрослым необходимо обратить внимание на то, как одет ребёнок, играющий на детской площадке. Опасными элементами одежды считаются тесёмки на шортах, юбках и платьях и особенно шнурки, продетые в капюшоны кофт и курток, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.

9. Найти безопасное укрытие при грозе и молнии.

Даже если вид сверкающей молнии кажется ребёнку завораживающим и он не боится громких звуков, стоит чётко объяснить, какую опасность таит для людей молния на открытом пространстве, и почему нужно переждать непогоду в закрытом помещении, подальше от дверей и окон.

10. Пить достаточно воды.

Прекрасно, если у ребёнка есть рюкзак, а в нём бутылка с водой. При занятии ребёнка активными играми нужно напоминать о питье каждые 15-20 минут, а в жару нелишним будет распылять на тело воду из пульверизатора. Было бы замечательно, если при выходе из дома с детьми взрослые держали бы в сумке стандартный летний набор: вода, мини-аптечка, солнцезащитный крем, головной убор и не портящиеся закуски. Имея под рукой эти предметы, взрослые и дети могут не опасаться непредвиденных ситуаций на природе, расслабиться и получать удовольствие от самого активного и солнечного времени года!