Консультация для воспитателей волшебные техники лоскутного шитья. Пэчворк: идеи волшебных лоскутков. Видео: Лоскутное шитье для начинающих. Техника «колодец»

Различные техники лоскутного шитья, называемые общим словом пэчворк, давно стали популярны по всему миру. Изначально этот вид рукоделия появился как способ экономии и повторного использования остатков тканей. А теперь это целое направление, в технике лоскутного шитья создаются не только полезные и удобные вещи, но и целые шедевры. Множество людей в разных странах выбрали пэчворк своим хобби и вовсю совершенствуют свои навыки, охотно делясь идеями и выкройками. Как можно применить техники пэчворка дома? Необычные лоскутные идеи:

Отличным решением для новогоднего и рождественского оформления дома могут быть различные вещицы, выполненные в технике лоскутного шитья. Таким образом можно своими руками изготовить подарки для родных и друзей, а также праздничный декор. Пэчворк идеи на новогоднюю тематику включают в себя различные панно с традиционными орнаментами, всевозможные сувениры, а также новогодние чулки для подарков. Можно сшить необычную и яркую декоративную юбку для елки. Самые разные лоскутные идеи во множестве представлены в интернете, выпускаются специальные книги. Там вы найдете фото для вдохновения.

Для оформления праздничного стола тоже можно использовать пэчворк. Подставки под столовые приборы, выполненные из лоскутков, украсят застолье и придадут комнате нарядный и необычный вид. Можно изготовить также и елочные игрушки, и гирлянды, и даже звезду на макушку рождественского дерева. Ваша фантазия не ограничена ничем!

Итак, новогодние лоскутные идеи для вдохновения:

  • Елочные игрушки;
  • Гирлянды на елку;
  • Гирлянды для оформления комнаты;
  • Носки для подарков;
  • Юбка под елку декоративная;
  • Подставки под тарелки;
  • Грелка для чайника;
  • Диванные подушки;
  • Одеяла и покрывала.

Идеи для детской

Более всего лоскутное шитье уместно в детской комнате. Именно там хочется видеть яркие, уютные и эмоционально теплые вещи. Выполненные своими руками вещи всегда получаются особенными, не может быть двух одинаковых. Шитье вещей для детской может стать отличным занятием для будущей мамы. Для детской комнаты лучше выбирать теплые, спокойные цвета и традиционные узоры. Также чудесно будут смотреться в детской различные лоскутные изделия с аппликациями.

Чаще всего оформление детской спальни предполагает шитье одеял в технике пэчворк или квилтинг.

Квилтинг – это стеганное лоскутное изделие, имеющее наполнитель. Чаще всего – одеяло.

Возникает ощущение, что лоскутное шитье создавали специально для оформления и украшения комнат, в которых живут дети. Именно там наиболее уместны яркие цвета и необычные фактуры. Можно своими руками сшить лоскутные вещи в стиле любимых вашим ребенком мультиков и сказок, а также выдержать общий цветовой стиль. Фото также можно почерпнуть из сети или книг.

Итак, пэчворк идеи для детской:

  1. Одеяла: мозаичные или же выполненные в квилте;
  2. Покрывала;
  3. Подушки;
  4. Игрушки;
  5. Занавески;
  6. Коврики;
  7. Корзинки для хранения игрушек;
  8. Карманы для мелочей;
  9. Декоративные панно;
  10. Мягкие бортики для кроватки.

Вы можете придумать еще множество способов применить лоскутное шитье в интерьере детской.

Лоскутные новинки

Огромное разнообразие изделий в технике лоскутного шитья можно применить почти в любом интерьере. Фото для вдохновения легко отыскать на тематических сайтах. Подарки для друзей и родных, вещицы для дома, изготовленные своими руками, различные предметы интерьера, аксессуары, даже одежда – все, что подскажет вам вдохновение.

Новинками является то, что теперь производят и продают множество специальных товаров для пэчворка. Если раньше для лоскутного шитья применяли остатки тканей от других, более крупных изделий, то теперь ткани частенько покупают специально. Впрочем, это не обязательно, тут уж как вам будет угодно.

Также для серьезных занятий лоскутным шитьем рукодельницы нередко покупают специальные швейные машинки – распошивальные, или плоскошовные. Эта техника дает больше возможностей и свободы в шитье из лоскутков. Но если возможности приобрести специальное оснащение нет, или если пэчворк пока не стал для вас настолько серьезным увлечением, обычная швейная машинка тоже вполне подойдет.

Идеи для вдохновения, вещи для дома своими руками и прочие рукодельные радости:

  • Сумки, пляжные и повседневные;
  • Лоскутные юбки, яркие и веселые. В модном стиле бохо шик, либо хиппи;
  • Косметички;
  • Органайзер в сумку;
  • Пенал для ручек и карандашей;
  • Карманы для хранения различных мелочей;
  • Покрывала;
  • Одеяла;
  • Коврики;
  • Накидки на диваны и кресла;
  • Чехлы на стулья;
  • Декоративные подушки;
  • Скатерти;
  • Занавески;
  • Мягкие подушки на табуретки, с держателями;
  • Прихватки и рукавички для кухни;
  • Подставки под горячее;
  • Грелки на чайник;
  • Декоративные панно.

Новое в пэчворке: свежие идеи (видео)

Пэчворк – это постоянно развивающееся направление творчества. Постоянно появляются новые рисунки и орнаменты, различные техники. Выпускаются специальные ткани, появляются новые принты и фактуры. Лоскутное шитье прочно вошло в нашу жизнь. В каждом доме наверняка есть хотя бы одно лоскутное изделие. Это могут быть подаренные вам вещи, сделанные своими руками, или купленные в художественных салонах. А может быть, это какая-то вещь, передающаяся в вашей семье из поколения в поколение? Так или иначе, завораживающий калейдоскоп лоскутков не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Традиционные орнаменты разных стран, а также новые веяния и техники и гарантируют увлекающемуся пэчворком человеку интересное занятие на долгие годы.

Пэчворк в интерьере (фотогалерея)

Художественные проекты ознакомления дошкольников с региональными художественными ремёслами.

Проблема: Показать разнообразие художественных ремесел Симбирского края и их отличительные черты.

Цели:

1. Показать особенности лоскутной техники шитья и возможности ее использования для убранства дома, украшения интерьера.
- путем погружения в быт русского народа;
- знакомство с современной мастерицей г. Димитровграда О. Вукаловой.

2. Формирование потребности создавать изделия по мотивам работ симбирских мастериц.

Задачи:

1. Знакомство с орнаментом симбирских тканых изделий, его особенностями и функциями: эстетической, этнической, обереговой.

2. Знакомство с видами орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

3. Дать представление о региональных особенностях народного костюма {расцветка, форма отделки и т.д.}.

Предварительная работа:

Подготовка книжек-раскрасок “Ткачество и вышивка симбирских мастериц”, “Симбирский народный костюм”, “ Симбирские головные уборы”.
- выполнение детьми под руководством взрослого отдельных элементов костюма своей местности для сюжетно-ролевых игр.
- внесение вариативных моделей.
- подготовка необходимого инструментария.
- рассматривание тканых изделий.

- чтение симбирских сказок.

1. Плетение пояса - ручной труд.

Цель: заинтересовать детей техникой плетения на примере плетения с помощью бумажных полос. Формирование потребности создавать изделие по мотивам работ симбирских мастериц.

Методика: загадывание загадок о поясах. Предложение сплести пояс, как симбирские мастерицы. Обсуждение проблемной ситуации: как можно сплести пояс из бумажных полос. Игровая мотивация: пояс для бумажной куклы. Установка на сочетание цветов и оттенков. Самостоятельная деятельность детей - плетение пояса. Рассматривание детских работ. Украшение бумажных кукол.

Обыгрывание - куклы любуются поясами.


- обсуждение с детьми значения пояса в народном костюме.
- дидактическая игра “Плетение ковра”.
- рассматривание репродукции картины Р.А.Тропинина “Пряха”, обмен впечатлениями.

2. Беседа с детьми о лоскутной мозаике.

Цель: познакомить детей с лоскутной мозаикой как старинным видом декоративно- прикладного народного искусства.

Методика: Воспитатель показывает различные образцы лоскутной мозаики: игрушки, одеяльца и другие изделия из лоскутков. Рассматривание, любование изделиями, выполненными в лоскутной технике. Рассказ воспитателя о лоскутной технике.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- конструирование из бросового материала - Рукотворное чудо.
- экскурсия в музей народного творчества.

3. Аппликация “Узоры симбирских мастериц”.

Цель: удивить детей красотой орнамента тканых полотенец. Познакомить с особенностями геометрического орнамента, с элементом симбирского орнамента - “перунов цветок”, его значением и способом вырезывания. Воспитывать интерес к орнаменту, желание использовать его для украшения изделий.

Методика: рассматривание тканых изделий, обсуждение понравившихся. Беседа и рассуждение с детьми об орнаменте и его функциях (украшает, защищает, выражает пожелание). Дидактическая игра “Чтение орнамента”. Рассказ воспитателя об основном элементе орнамента “перунов цветок”, предложение создать свой орнамент из этого элемента.

Показ способа вырезывания элемента - “ перунов цветок ”. Анализ вариативных моделей орнамента из этого элемента. Повторение особенности построения линейного орнамента. Самостоятельная деятельность детей над орнаментацией полотенца. Рассматривание детских работ, определение их индивидуальной выразительности.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- дидактическая игра “Симбирская мозаика”. Составление композиций из элемента “ перунов цветок ” на полосе, квадрате.
- книжка-раскраска “Симбирские полотенца”,
- творческое задание “Придумай свой орнамент”.

4. Изготовление дидактической игры “Симбирская мозаика”.

Цель: составление композиций из элемента “перунов цветок” на полосе, квадрате.

Методика: Рассматривание тканых изделий, вышитых геометрическим орнаментом. Предложение изготовить дидактическую игру, вырезать элементы для составления геометрического орнамента. Анализ вариативных моделей орнамента из этих элементов. Выбор понравившегося орнамента. Самостоятельная деятельность детей. Обмен конвертами с элементами орнамента. Составление орнамента на изделии. Обмен впечатлениями и чтение орнамента.

5. Рассказ детям о разнообразии русского народного костюма.

Цель: познакомить с русским народным костюмом, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий.

Методика: Предложение детям отправиться в путешествие по старине и поговорить о том, что носили, во что одевались наши предки в прежние времена. Создание проблемной ситуации - в древние времена магазинов не было. Как же одевались люди в красивые одежды в старину. Какой же была тогда одежда. Рассказ воспитателя с показом элементов народного костюма - рубаха, сарафан, налобник, кокошник, сорока и тд.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- беседа по прослушанному рассказу.
- разгадывание кроссворда о русских головных уборах.

6. Выступает будто пава.

Цель: познакомить с русским народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде - для оберега от неблагоприятных воздействий. Побудить детей использовать полученные знания в собственной изобразительной деятельности.

Методика: рассматривание элементов костюма симбирских крестьянок. Определение вместе с детьми понятий “сарафан”, “кокошник”, “рубаха”. Рассказ воспитателя о русском народном костюме Симбирской губернии. Нахождение детьми в украшении костюма знакомых элементов орнамента. Предложение создать свой орнамент из знакомых элементов.

Проблемная ситуация: как можно изобразить перунов цветок с помощью карандаша. Рассматривание динамической таблицы - последовательность рисования элемента “ перунов цветок ”. Определение местонахождения и способа построения орнамента на силуэте. Самостоятельная деятельность детей.

Анализ работ.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- сравнение симбирского народного костюма с костюмами персонажей русских народных сказок. Изготовление бумажных кукол, придумывание им старинных имен, украшение костюма орнаментом.

7. Посещение музея народного творчества.

Цель: обобщить и закрепить у детей знания о русском народном костюме.

Методика: В музее встречает работник музея в народном костюме.

Экскурсовод: Здравствуйте, дети. Пришли вы в музей посидеть, на красоту посмотреть, про старину послушать. Ведь недаром в народе говорят: обед узнают по кушанью, а ум по слушанию. Сегодня я проведу конкурс, и мы узнаем, кто же из вас лучше знает старину. (Делит ребят на две команды).

1. Придумайте названия своим командам.

2. Закончите пословицы и поговорки:

1) Какова пряха,…… такова на ней рубаха.
2) По платью встречают, ……по уму провожают.
3) Береги платье снову,…… а честь смолоду.
4) Не поносишь старого -…….. не носить и нового.
5) Всяк портной на свой …….раскрой.
6) Умеют не от хохота, а от…….жизненного опыта.

Экскурсовод: Молодцы, дети, много знаете пословиц и поговорок. Посмотрите, сколько здесь разных костюмов. Но как мы определим, где здесь костюм Симбирской губернии?

3. Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Дети, я буду показывать на рисунках части костюма, а вы говорите, что это за деталь. (Показывает рисунки с разными костюмами - северорусский, южнорусский, симбирский).
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и нашли симбирский костюм.

4. А теперь попробуйте превратиться в ткачей. Каждая команда должна одеть куклу в симбирский народный костюм. Будьте внимательны. А мы посмотрим, какая команда сделает это дружно, быстро и аккуратно.

5. Вопросы 1 команде:
- что в старину на Руси носили женщины? (сарафан)
- от какого корня происходило слово рубаха? (рубить)
- какой длины обычно были рубахи у мужчин?
- круг - символ……солнца.
- чем обычно украшали сарафан? (пуговицами)

Вопросы 2 команде:
- что в старину было основой мужской одежды? (рубаха)
- что означает слово «опростоволоситься»
- какой длины были рубахи у женщин?
- дерево - символ…..жизни.
- что было вышито на поясе у мужчин?

Подведение итогов. Предложение поиграть в симбирскую игру.

Игра «Челноком».

Играющие становятся в пары одна после другой: поднимают руки вверх, чтобы свободно можно было пройти между ними; последняя пара бежит между всех пар и кричит:

Челнок бежит, земля дрожит!
Пройдя все пары, становится впереди первой и тоже поднимает вверх руки. Таким же образом бежит вторая пара, третья и т.д. до последней пары, затем опять начинает бежать первая, и таким образом игра продолжается по желанию без конца.

8. “Украсим дом для куклы”.

Цель: побудить детей украсить интерьер комнаты для кукол, выбрав понравившуюся технику создания изделия по мотивам симбирских мастериц. Развивать желание создавать неповторимую работу, стремление выразить в ней свое творческое начало.

Методика: создание проблемной ситуации: необходимо обустроить дом для куклы. Обсуждение проблемы с детьми, определение объёма работы и её содержание для каждого ребёнка. Самостоятельная деятельность детей. Обыгрывание новоселья.

Взаимодействие с другими видами деятельности:
- игры с обустроенным домом,
- выставка детских работ для сотрудников ДОУ и родителей.

Мелекова Ирина Александровна, МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 60 «Незабудка», г. Ульяновск, старший воспитатель.

Чтобы скачать материал или !

Программа кружка

(5 - 7 классы)

Руководитель кружка:

Черемисина Т.Н.

ПРОГРАММА

кружка «Волшебный лоскуток»

Характеристика образовательной программы

    Статус программы: экспериментальная.

    По возрасту: для среднего школьного возраста.

    По половому признаку: для девочек.

    По продолжительности реализации: 1 год.

    По форме реализации: групповая.

    По виду деятельности: технического творчества.

    По образовательной области: профильная.

    По способу реализации: творческая.

    По уровню усвоения: общекультурная.

    По направлению деятельности: прикладная.

Учитель технологии:

Черемисина Т.Н.

г. Благовещенск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная учебная программа предоставляет подростку условия: среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и обучения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата, свободного проявления изобретательства и фантазии. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или других целей. Общественное значение результатов деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей, художественной инициативы обучающихся.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

    Знакомство обучающихся с видами работ, выполненных в технике лоскутной пластики, практическое освоение способов и приемов работы с лоскутами ткани.

    Выявление склонностей и способностей обучающихся, оказание социально-педагогической помощи для наиболее полного раскрытия личностного потенциала.

    Воспитание уважения к народным обычаям и традициям, стимулирование социальной активности, участие в общественно значимых делах коллектива.

    Организация самостоятельной работы обучающихся.

    Развитие инициативы и творческой активности.

Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с древних пор. Лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя – тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.

В деле воспитания подрастающего поколения народные художественные промыслы имеют огромное значение. Эта сокровищница народной культуры способствует развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному.

Предлагаемая программа художественного лоскутного шитья направлена на развитие творческой деятельности обучающихся, на их эстетическое, грамотное, разумное отношение к предметной среде, способствует профессиональной ориентации. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление обучающихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.

Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, познакомить с основами цветовой грамоты, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.

Лоскутное шитье – это, как правило, орнаментальные композиции. Следовательно, дети знакомятся с понятиями, закономерностями построения орнаментов. На этапе составления, поиска оптимальных композиционных решений возможно использование компьютера.

Выполнение обучающимися изделий с использованием текстильного лоскута, может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап сопряжен с творческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.

Большое внимание уделяется технологическому аспекту лоскутного шитья. Без овладения технологией трудно добиться высокого качества изделий. На этом этапе дети знакомятся с материалами, инструментами и оборудованием для работы с лоскутом; с характеристиками тканей, с подготовкой ткани к работе; с организацией рабочего места; с технологией лоскутного шитья.

В процессе изучения программы обучающиеся знакомятся с различными видами техники и приемами лоскутного шитья: «полоска», «квадрат», «треугольник», «свободная техника».

Знакомство с этапами работы над лоскутным изделием обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге – высокое качество изделий из текстильного лоскута.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает проведение бесед, где необходимо раскрыть обучающимся удивительный мир красоты и гармонии народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества. Важно умело сочетать наглядный показ способов и приемов лоскутного шитья с рассказом об искусстве, с демонстраций изделий народных мастеров.

Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя практические работы. Следует приветствовать творческий нестандартный подход обучающихся к выполнению задания (к выбору композиции, цветовой гаммы и т.д.). Необходимо привлекать обучающихся к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуникативных качеств личности. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.

В практической части обучающиеся выполняют различные варианты, салфеток, прихваток, панно и т.д.

Лоскутное шитье открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.

Небольшой объем учебного материала, заложенный в программу, предполагает организацию самостоятельной работы обучающихся. Эта работа предполагает выполнение эскизов для изделия, написания рефератов. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена дома.

Своеобразным отчетом о достижении кружковцев являются годовые выставки работ обучающихся.

Для эффективного проведения занятий кружка выпускаются методические рекомендации, приобретается специальная литература, фотографии, обучающиеся вместе с педагогом готовят раздаточный материал.

По окончании учебы в коллективе дети способны сами разработать узор изделия или композицию, технологию изготовления, выполнять сложные, многоэлементные и многоцветные лоскутные изображения.

В целом работа с детьми в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.

Программа предназначена для обучения девушек 5-7 классов. По программе могут обучаться как новички, так и обучающиеся уже знающие навыки лоскутного шитья.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа) по 1 часу в неделю. На теоретическую часть отводится 13 часов, на практическую – 21 час.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теорети-ческие

часы

Практи-ческие

часы

Вводное занятие

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества

Технологические основы лоскутного шитья.

Цвет. Цветовой круг.

Гармоничные сочетания цветов. Техника полоска.

Орнамент. Виды орнаментов. Свободная техника.

Законы орнаментальной композиции. Техники «квадрат», «треугольник».

Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья.

Технология работы над лоскутным изделием.

Современные формы лоскутного шитья.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Итого:

1. Вводное занятие (1 ч).

Сообщение цели и задач коллектива, знакомство с учащимися, с планом работы на год. Показ готовых изделий, фотографий, эскизов. Вводный инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования при выполнении работ. История развития лоскутного шитья.

2. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества (1 ч).

Традиционное лоскутное шитье России. Термины. Ткань как материал для творчества.

3. Технологические основы лоскутного шитья (2 ч).

Материалы, инструменты и оборудование. Работа с тканью. Характеристика тканей. Подготовка ткани к работе. Организация рабочего места. Основные технологические понятия лоскутного шитья. Технология лоскутного шитья. Изготовление шаблонов. Выкраивание лоскутных деталей. Стачивание лоскутных деталей. Влажно-тепловая обработка (ВТО).

4. Цвет. Цветовой круг (1 ч).

Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон. Светлота. Тон. Тоновое изображение. Насыщенность. Теплые и холодные цвета. Локальный и обусловленный цвета. Цветовой круг. Основные и составные цвета.

5. Гармоничные сочетания цветов (1 ч).

Гармония в цвете. Колорит. Гармонии родственных цветов: одноцветная гармония, смежная гармония, тональная гармония. Контраст. Гармонии контрастных цветов: парная гармония, гармония триады. Цветовая гамма.

6. Техника «полоска» (3 ч).

Общие правила при работе с полоской. Выполнение рисунков из полосок одной ширины, «диагональная раскладка», «прямая раскладка», «паркет», «колодец», «американский квадрат», «цветные кольца», «полосы», «внутренние дворики», «русский квадрат», «ананас», «мельница». Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок. Рисунки из наборных полос. Перевод рисунков вышивки в лоскутные рисунки из наборных полосок.

7. Орнамент (1 ч).

Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений. Понятие о композиции орнамента. Пропорции. Ритм и пластика. Симметрия. Статичные и динамичные композиции. Композиционные решения лоскутных полотен.

8. Свободная техника (3 ч).

Варианты сборки лоскутов в «свободной технике»: сборка от середины основы, схема «Роза», сборка от края основы, сборка лоскутов в рисунок, вписанный в треугольник. Применение «свободной техники» лоскутного шитья в швейных изделиях бытового назначения.

9. Законы орнаментальной композиции (1 ч).

Закон прпорциональности. Закон соподчинения. Закон трехкомпонентности. Закон контраста. Закон орнаментального контрапункта. Закон простоты.

10. Техника «квадрат» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике квадрат. Выполнение пуфиков. Выполнение грелки на чайник «Малинка». Выполнение прихватки.

11. Техника «треугольник» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике «треугольник». Способы соединения треугольников в квадрат. Способы сборки рисунков из треугольников. Составление рисунков по сеткам. Составление рисунков из отдельных элементов.

12. Приемы получения разнообразных фактур (3 ч)

13. Технология работы над лоскутным изделием (7ч)

Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в М 1:10. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение трех слоев изделия. Обработка края изделия. Стежка.

14. Современные формы лоскутного шитья (5 ч).

15. Заключительное занятие (1 час). Подведение итогов.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Учащиеся должны знать:

Общие сведения о различных направлениях декоративно-прикладного искусства;

Требования безопасности труда;

Инструменты, материалы и приспособления для работы;

Основы цветоведения;

Основные понятия об орнаменте;

Законы и правила орнаментальной композиции;

Закономерности орнаментальных построений;

Основные технологические понятия лоскутного шитья;

Технологию лоскутного шитья;

Основные приемы и техники лоскутного шитья;

Технологию работы над лоскутным изделием.

Учащиеся должны уметь:

Планировать свою работу;

Соблюдать правила техники безопасности;

Выбирать, подготавливать и определять расход материала;

Составлять схемы, эскизы орнаментов;

Выполнять рабочий чертеж;

Выполнять соединение блоков;

Выполнять основные приемы лоскутного шитья (полоска, квадрат, треугольник);

Выполнять сборку лоскутного полотна;

Выполнять сборку каймы;

Соединять три слоя изделия;

Обрабатывать край изделия;

Выполнять ручную и машинную стежку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нагель, О.И. Художественное лоскутное шитье: учебно-методическое пособие для учителя / О.И.Нагель. – 2-е изд., доработанное. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.

    Хворостухина, С.А. Золотая книга домашнего рукоделия / С.А.Хворостухина. – М.: Вече, 2005. – 512 с.

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Ведущая идея программы – помощь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии. Основу содержательной деятельности составляет детский коллектив, занимающийся в сфере декоративно-прикладного искусства. Основу организационно-методической деятельности составляет складывающаяся система работы учителя с детским коллективом.

В целях обеспечения учебной части программы создается научно-методическая база: это методические рекомендации и разработки по темам, наглядные пособия, учебная литература, раздаточный материал в виде карточек, схем, эскизов, образцы готовых изделий, фотографии, сбор материалов по другим видам декоративно-прикладного искусства, проводятся выставки.

Программа находится в стадии эксперимента. Вследствие этого она будет дополняться и совершенствоваться.

  1. Пэчворк - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
  2. Пенал сшитый своими руками в технике Пэчворк.

    И чтобы его сшить, кроим такие детали: 2 прямоугольника из тканей двух расцветок 22 х 39 см и такого же размера кусок синтепона, один прямоугольник ткани 23 х 39 см, который сразу сложила пополам (это будущий кармашек) и ещё приготовила заготовочку для петельки

    Далее складываем все по порядку: синтепон, сверху прямоугольник из ткани, которая будет внутри, лицом вверх, на него будущий кармашек, подровняв по нижней длинной стороне, с одной стороны петельку, направленную к центру, сверху прямоугольник из ткани, которая будет снаружи, лицом вниз:

    Прострочить по периметру, оставив не прошитым небольшой участок:

    Срезать припуск синтепона, до самой строчки, а также обрезала уголки:

    Вывернуть, зашила не прошитый участок вручную. И сделалать 18 "кармашков" для карандашей, каждый 2см в ширину (сначала начертить карандашом, потом строчить)
  3. Что нужно для занятия пэчворком?

    Для начала работы вам понадобятся:
    различные обрезки или специальные ткани для пэчворка
    хорошие ножницы
    линейки
    шаблоны, выкройки и разноцветные нитки
    пэчворк-схемы, по которым вы будете шить.

    Очень важно в пэчворке не только аккуратно сшить лоскутки, но и «попасть в цвет», создать единую картину.

  4. Как выбрать ткань для пэчворка?

    Конечно, чем богаче у мастерицы выбор тканей для пэчворка - тем больше возможностей для творчества ей предоставлено. Еще недавно российским рукодельницам в пэчворк технике приходилось обходится обрезками обычных тканей, но сегодня существует масса специализированных магазинов, в которых можно приобрести ткани для пэчворка. Если обычные ткани желательно стирать перед началом работы, чтобы они потом не дали усадки, то ткани для пэчворка уже предназначены для шитья. Ткани для пэчворка преимущественно изготовлены из хлопка - чем материал дороже, тем выше его качество и гарантия того, что не произойдет усадки или рисунок ткани для пэчворка не начнет линять после стирки изделия.

    В пэчворке существует большое разнообразие удивительных орнаментов и рисунков с не менее удивительными названиями - «дрезденская тарелка», «французский букет», «бабушкин сад». Для желающих овладеть пэчворк техникой существует масса книг и пособий формата «пэчворк для начинающих». В них можно найти как полезные советы по пэчворку, описание техники и нюансов стиля пэчворк, так и различные пэчворк схемы, наличие которых значительно облегчает процесс создания пэчворк-изделия. Можно также посетить специальные курсы «Пэчворк для начинающих» - поищите такие в интернете по запросу «пэчворк мастер класс» и укажите город, в котором вы проживаете. Вообще, если нет опыта, но выбрали в качестве занятия пэчворк, для начинающих пэчворк-мастеркласс просто необходим. Также вы можете найти и скачать в свободном доступе пэчворк схемы. Так как сейчас весьма популярен пэчворк, мастер-классы по этому виду рукоделия можно просмотреть онлайн на различных ресурсах, посвященных пэчворку.

  5. Лоскутное одеяло.

    Яркое легкое детское одеяло, украшенное аппликациями из разноцветного фетра (автор - Jо Osti Benvenuti) сшить не сложно.

    А пришивание красочных цветочков и сердечек - занятие настолько увлекательное, что вы и не заметите, как работа будет окончена.

    В общем, красивое, легкое и быстрое в исполнении одеяльце - просто находка для мамочек, которые хотят с пользой провести минуты отдыха и не прочь порукодельничать.

    Размер одеяла - 1,45 м Х 1,45 м.
    Состоит оно из 9 блоков (фланелевых квадратов с аппликациями размером 36,5 х 36,5 см, обшитых по контуру разноцветными полосками из фетра шириной 6 см). Схема ниже.

    Размер одеяла можно увеличить за счет дополнительных блоков.

    Для работы потребуется: 3 м (при ширине - 1,5 м) фланели светлого цвета и несколько листов мягкого синтетического фетра разного цвета.
    Фетр продается в любом магазине товаров для рукоделия.

    Аппликации нашиваются вручную обычным петельным швом, стежками с интервалом в 0,3 - 0,4 см.
    Собрав воедино все блоки, лицевую сторону одеяла надо продублировать еще одним слоем фланели, соединить и обработать край кантом.

  6. 1. Для этого следует действовать по пунктам, одновременно поглядывая на фото

    Б). вдоль периметра прямоугольника начертить рамку произвольно выбранной ширины

    В). опустить перпендикуляры из внутренних углов рамки на ее внешние стороны

    Г). отступить по 2,25 см от диаметрально расположенных внутренних углов рамки

    Д). из этих точек построить перпендикуляры на внешние стороны и на этом этапе уже можно определить размеры деталей, из которых следует собрать наши лоскутные прямоугольники. Откровенно говоря, чертить пришлось только для того, чтоб было проще объяснить. На практике все можно сделать обычными расчетами. Главное не забудьте увеличить каждую сторону любой детали на 2 припуска (1,5см).

    Ж). эта схема показана для того чтобы было понятно как заготовить половинки блоков. сплошная линия между двумя пунктирами есть та самая линия, по которой следует разрезать некоторые заготовки с тем, чтоб получить две половинки блока.​

    2 .Теперь о том, что еще можно получить из наших прямоугольников кроме блока «треугольники в рамке». Как бы там ни было, а без сборки прямоугольных блоков нам не обойтись. Но начнем мы с того, что соберем сначала ту сторону прямоугольника, которая состоит из двух частей (В и С). Для этого вырежем полосы шириной равной длине этих деталей с припусками и сшив их по длинной стороне нарежем на части равные ширине тех же деталей не забыв прибавить 1,5см для припусков.
    3. Осталось вырезать остальные детали и собрать их уже известным способом.
    4. Собрав нужное количество блоков, разрезаем каждый из них как уже говорилось выше.​

    5. Собираем в узор четыре половинки, как показано на фото, и сшиваем их попарно, совместив швы.
    6. В результате получим вот такой блок «мельница». Симпатичный многоцветный блок, который собирается достаточно легко и просто, экономичен при раскрое, так как режем только прямоугольные детали. Но есть у него и недостаток – его стороны нарезаны по косой, а следовательно могут растянуться при сборке с другим таким же блоком. Для того чтоб обезопасить себя от подобных неприятностей лучше соединять такие блоки через разделительные полосы выкроенные по направлению долевой нити.​

  7. 7. Если собрать прямоугольные блоки так, чтоб поменять местами ткани используемые для деталей А и С, то можно получить орнамент, который вы видите на сарафане. Для этого блоки нужно также разрезать и собрать полученные треугольные детали в полосу. Причем там чередуются обе половинки от одного прямоугольника, а затем обе от другого. Каждый второй треугольник просто перевернут. Если подобные орнаменты необходимо заключить в круг, то следует сохранить целостность узора. А это значит, что ширина изделия должна соответствовать длине окружности орнаментальной полосы.
    8. Теперь о том, как шился этот кукольный сарафан. Собрав орнаментальную полосу, я определилась с шириной деталей юбки. Полученную величину разделила на два и к результату прибавила 1,5см в виде припусков для шва. Вырезав прямоугольники нужного размера, сложила их лицевой стороной друг к другу, а затем сшила с двух сторон.
    9. Для того чтоб скрыть необработанные припуски орнаментальной полосы есть смысл посадить ее на клеевой тканый материал. Для кукольного изделия вполне сгодится и нетканый флизелин. Кроме того, так можно предупредить растягивание сторон орнамента. Следующий шаг – соединяем юбку с орнаментальной полосой. А затем обрабатываем бейкой противоположный край орнамента. Все, юбка готова.
    10. Сшиваем полосу ткани, выворачиваем, проглаживаем, придав ей правильную форму. Затем разрезаем на две равные части – бретели для сарафана тоже готовы.
    11. Потребуется четыре прямоугольника, которые нужно сложить попарно лицевой стороной друг к другу. Между ними проложить бретельки и зафиксировать их положение..
    12. Осталось сшить прямоугольники по их коротким сторонам – нижний с нижним, а верхний с верхним. Затем, получив две окружности соединить их по кругу, одновременно пришивая и бретельки. Нитки нужно подобрать не светлые, как у меня, а в тон ткани. Я работала светлыми для того, чтоб было нагляднее.
    13. Осталось все вывернуть, прогладить и прострочить с лицевой стороны по линии присоединения бретелек – лиф готов. Последний шаг – соединяем его с юбкой – вот вам и сарафан. По этой же схеме можно сшить сарафанчик и на маленькую девочку, но следует предварительно снять мерки и сделать нужные расчеты.
  8. - А что можно посоветовать тем, кто еще только мечтает освоить лоскутное шитье?

    Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию.

    Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Освоить первые шаги помогут книги по лоскутному шитью, переводные и отечественные. Их вы найдете в магазинах.

    Трудоемкую лоскутную технику можно усовершенствовать, применяя прозрачную линейку для лоскутного шитья и ножи для раскроя ткани. Они продаются в специализированных магазинах.

    Лоскутное шитье - удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства, используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани.

  9. Коврик из лоскутиков.
    1. Нарежьте лоскутки ткани на небольшие прямоугольники одинаковой ширины. Для изготовления коврика вы можете использовать остатки любых тканей - хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных. Сложите прямоугольники лицевыми сторонами попарно. Стачайте на швейной машине короткие стороны деталей. При этом не прерывайте строчку - подкладывайте под лапку следующую пару прямоугольников.

    2. Разрежьте строчку, разъединяя "ленту" на отдельные детали. Разверните каждую, отутюжьте. Сложите получившиеся детали еще раз попарно, лицевыми сторонами внутрь, и снова повторите действия, стачивая короткие края прямоугольников. Повторяйте, пока у вас не получится нужное количество лент, длина которых равна ширине будущего коврика.
    3. Сложите две ленты лицевыми сторонами внутрь и стачайте по краю вдоль. Точно так же присоедините к ним третью, четвертую и т. д. ленты - пока не получится полотно коврика. Технология изготовления очень проста и не требует точности стыковки швов, как в других лоскутных техниках. Отутюжьте его
    4. Выкройте из хлопчатобумажной ткани прямоугольник таких же размеров, как коврик. Сложите эти две детали лицевыми сторонами, прострочите по краю, оставив отверстие для выворачивания. Выверните, отутюжьте. Проложите по краю фиксирующую строчку.
  10. Полезные советы по шитью из лоскутов

    1. Больше внимания уделите однородности материала и его качеству. Хороший материал при стирке не сядет, не будет линять.

    2. Чтобы придать яркости цветным шелковым и хлопчатобумажным лоскуткам, постирайте их, а при полоскании добавьте уксусную эссенцию из расчета на 1 ст.л. – 3 литра воды.

    3. Для новичков лучше начинать шитье из лоскутов из хлопчатобумажной ткани – ситца, льна, сатина. Детали из них легко сшиваются, хорошо гладятся и прекрасно держат форму.

    4. Не забывайте оставлять запасы на швы при раскрое, приблизительно по 1,5 см с каждой стороны.

    5. Нитки и игла должны соответствовать толщине лоскутков.

    6. Цвет ниток также должен сочетаться с тканью.

    7. При сшиве лоскутов обратите внимание, где у них долевое направление нитей. Если на лоскуте сохранилась кромка, то нити, идущие вдоль нее – это долевые нити. Если же кромка не сохранилась, растяните лоскут в разные стороны. В том месте, где лоскут тянется меньше, проходит долевая нить.

    8. После каждой строчки необходимо утюжить фрагмент работы. Только так можно оставить лоскутный слой пластичным и придать ему должный вид.

    9. В изделии лучше не располагать вместе «холодные» и «теплые» тона. Следите, чтобы по краям был не яркий рисунок, иначе он затмит основной рисунок.

  11. Виды лоскутного шитья

    Лоскутное шитье – понятие довольно обширное. Это современное рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые (наиболее популярные) виды лоскутного шитья.​

    Традиционный пэчворк
    Англо-американское рукоделие, цель которого – создание цельного полотна из отдельных лоскутков, сложенных в геометрические узоры. В этой технике можно сшить и большое покрывало, и маленькие прихватки для кухни. Как правило, сшитое покрывало или более мелкие изделия имеют лицевую (лоскутную) сторону и подкладку.​

    Крэйзи-пэчворк (сумасшедший лоскуток)
    Разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Кроме того швы здесь маскируются тесьмой или вышивкой, а само изделие (покрывало, подушка, панно, сумка, одежда) обильно декорируются лентами, бусинами, кружевом и другой фурнитурой.​

    Японский пэчворк
    Технология лоскутного шитья, объединившая восточные и западные традиции. В ней активно используется стежка, а предпочтение отдается шелковым тканям, из которых можно изготовить и шикарное лоскутное покрывало, и панно, и одежду. В основе узоров лежат традиционные геометрические формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки.​

    Квилтинг
    Считается, что квилтинг – это более широкое понятие, чем пэчворк. Однако в дословном переводе «квилтинг» – стеганое полотно. Это технология создания узоров с помощью стежки, когда между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из синтепона, ваты или ватина, а узор вышивается машинной строчкой. Созданное в технике квилтинга объемное покрывало или одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов. С равным успехом возможно использовать эту технику и при изготовлении прихваток для кухни, диванных подушек или одежды для детей. ​

  12. Техники лоскутного шитья ​

    Технология сшивания лоскутов на первый взгляд достаточно проста: вырезай да сшивай, создавая своими руками любое задуманное изделие: покрывало, скатерть, подушку, прихватки для кухни или озорную одежку для детей. Но это только на первый взгляд. Лоскутное шитье – рукоделие, требующее на только умения обращаться с иголкой и ниткой, но и художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости и аккуратности.

    Если посмотреть на образцы изделий, то возникает только один вопрос. Как именно удается создавать столь разные узоры, используя одинаковые элементы: блоки из полос или отдельные полосы, квадраты, уголки и треугольники, ромбы? А все дело в разных техниках, с помощью которых и создаются самые невероятные узоры. Давайте рассмотрим некоторые наиболее популярные техники (способы) лоскутного шитья.​

    Техника «Быстрые квадраты»
    Очень удобная техника для начинающих. Этим способом изготавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), нарезанные из заранее сшитых полос ткани. В данной технике изготовить большое покрывало можно за считанные часы.​

    Техника «Акварель»
    Достаточно популярная техника, в которой тоже используются квадраты. Иногда квадраты сшиваются в блоки, из которых изготавливается полотно. Главное условие удачного изделия – правильно подобранная цветовая гамма.​

Волшебный лоскуток

02.03.2017 1310 220 Кочешкова Юлия Анатольевна

Тема: Волшебный лоскуток.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел -основами техники лоскутного шитья, выполнить мини-проект «Корпе».
Задачи урока:
Образовательная:
1. Познакомить учащихся с одним из видов народных ремесел, получившего распространение у многих народов мира.
2. Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроке.
3. Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающая:
1. Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.
2.Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:
1.Воспитывать уважительное отношение к народным обычаям и традициям.
2.Воспитывать толерантность.
3. Воспитывать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Методы обучения: проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, репродуктивный.
Формы учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование урока: экран, записи народной музыки, таблицы гармонирующих цветов, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.

Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовнос¬ти учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
Девочки, для того, чтобы определить тему урока, поставить его цель и задачи, я хочу предложить вам посмотреть презентацию, которая называется «Что нас объединяет и делает разными?». /Просмотр мотивационной презентации/.
1 слайд. «Что нас объединяет и делает разными?».
2 слайд. Мы – люди, наш общий дом планета Земля.
3,4 слайд. Самое главное в жизни человека это семья.
5-10 слайд. Мы рождаемся, ходим в детский сад, школу, университет, на работу, создаём свою семью.
11 слайд. Мы разной национальности.
12 слайд. У нас разная культура, обычаи, традиции.
13-24 слайд. Каждый народ славится своим ремеслом.
25 слайд. Всё это делает нас индивидуальными.
26слайд. Но всех нас объединяет любовь к творчеству, желание создавать красоту своими руками. Мы любим свою культуру, с уважением относимся к культуре других народов. Мы хотим жить в мире!
Учитель: тема нашего урока «Волшебный лоскуток». (Слайд 27) На уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – поджаги, пэчворк, или курак, или квилт, или лоскутное шитье. Девочки, а как вы думаете, почему техника лоскутного шитья носит разные названия? /Ответы детей/. Совершенно верно, этот народный промысел был распространен у народов разных национальностей. Это искусство нас объединяет и делает одновременно разными, а почему мы узнаем в течении урока. Ещё вы выполните минипроект «корпе».
Записать в тетради тему урока и ключевые слова: пэчворк, курак, квилт, лоскутное шитье.

III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. (слайд №28). Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork*. (Слайд № 29-31). Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в России, в музее имени А. Кастеева в Казахстане. (Слайд №32-34). По всему миру созданы ассоциации мастеров лоскутного шитья.
В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно. Так появился Patchwork.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75-80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию - защищали от холода.
В подготовке этого урока принимала участие творческая группа девочек, которая занималась исследовательской работой. Девочки решили выяснить, как изделия из лоскутов нашли отражение в творчестве поэтов, художников, какие техники лоскутного шитья известны. Давайте предоставим им слово. /Выступление группы девочек. Они демонстрируют презентацию, где на картинах художников запечатлены лоскутные одеяла. Все картины наполнены теплом, уютом, радостью, светом. Также девочки декламируют стихотворения и презентацию о технике лоскутного шитья /.
ОДЕЯЛО
Шила бабушка внучатам
Из лоскутьев одеяло.
В сундучишке небогатом
Разбирала, узнавала:

Вот горошек старой шторки,
Вот остаток покрывала…
Вот кусок от гимнастёрки –
В ней когда-то воевала.

В этом – радостно плясала…
В этом – горько голосила…
В небольшое одеяло
Жизнь нелёгкая вместилась.
Гелия Маура.
Я лоскутное шью одеяло
Из озер, рек, травинок и тучек.
Шью такое, каких не бывало,
Чтобы мир стал нарядней и лучше.
За стежком шью стежок кропотливо.
Солнце – верный помощник мой светит.
Я стараюсь, чтоб было не криво,
И не смог разорвать его ветер.
У природы расцветки, что надо,
Много зелени и голубого.
Есть вкрапленья цветущего сада
И чего-то давно дорогого.

Я лоскутное шью одеяло.
Подмигнули мне с ткани цветочки.
Я в единое ловко спаяла
Слишком разные эти кусочки.
Зинаида Маркина
С полки бабушка достала
Непростое одеяло:
Развернул его я... Ах!
Всё в цветастых лоскутках!
Разлетелись лоскутки,
Точно это мотыльки:
Желтый, красный, полосатый,
Фартук, галстуки, халаты,
Занавески, покрывало -
Что здесь только ни бывало!
Шерстяные и из ситца -
Всё для дела пригодится.
Вот, пришит наискосок
От костюма лоскуток;
Пиджаком была когда-то
Темно-синяя заплата.
Вот, букетик васильков
На одном из лоскутков.
Вот, зеленый, мягкий самый -
Лоскуток от платья мамы!
Рядом с ним (случайно вдруг...)
От моих парадных брюк,
Чтоб я помнил каждый раз,
Что с гвоздем в заборе лаз!..
А вот этот лоскуток
Выцвел вдоль и поперёк,
Он за много-много лет
Потерял свой прежний цвет.
Вот, еще один, большой;
Полюбуйтесь, он какой -
Треугольный, из фланели,
Мой любимый, в самом деле.
Ох, какое одеяло!
Все секреты рассказало;
Лоскуточек к лоскутку,
Уголочек к уголку!
...Подрасту еще чуток
И пришью свой лоскуток!
Мария Федоренкова
Учитель: я тоже хочу прочитать вам стихотворение Татьяны Ковальчук, которое называется «Оберег».
Сошью в подарок детям одеяла,
Укрывшись ими будут сниться только радостные сны-
Ведь каждый шов и яркий лоскуточек
Хранят тепло моей руки, души.
И пусть прослужит рук творенье
Красивый свой лоскутный век,
Согреет самых дорогих мне
С любовью сшитый оберег.
Вот такие замечательные картины и стихи были созданы в честь лоскутных одеял. Слово предоставляется следующей учнице она расскажет нам о техниках лоскутного шитья.
/Записать в тетради техники лоскутного шитья/
Ну а мы продолжаем наш рассказ о лоскутном шитье. Слово предоставляется следующей девочке, она подготовила сообщение о лоскутном шитье в Казахстане.
« Техника пэчворк у казахов называется курак. От тюркского «кура», означающего «сшитый вместе – собранный из отдельных кусков» Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – корпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. (слайд №19, 20). Куракам казахи приписывали магические свойства. Считалось, что чем большее количество лоскута использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».
Учитель: Я хочу подробнее рассказать о корпе. /Просмотр презентации 36-46/. Казахские корпе – традиционный вид народного прикладного творчества. Яркие лоскутки собранные вместе напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Когда смотришь на яркие корпешки, понимаешь, что в них собрана вся красота казахской природы и именно поэтому, они зажигают дом энергией и счастьем.
Несмотря на то, что казахи уже давно не кочуют так, как предки, традиции сохранились, и казахские умелицы так же шьют в приданое своим дочерям как минимум шесть напольных корпе и два больших одеяла. Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-корпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе, стелили на полу, поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Корпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.
Для изготовления корпе используют шерсть овец или верблюжью шерсть для внутреннего заполнения. Для этого шерсть предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, чешут и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье, с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментом. Само собирание в лоскутном шитье отдельных частей в единое целое имеет положительный импульс, отличный настрой в будущее, это символ единения. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и будут напоминать об отчем доме и родном крае.
IV. Практическая работа.
Я предлагаю вам выполнить мини – проект «Корпе» из цветной бумаги и выбрать технику «квадрат». Быстро подобрать цвет бумаги, а в дальнейшем ткани для из¬делия из лоскутков, поможет цветовой круг (Слайд №47). Цвет имеет ре¬шающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания.)
Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с раз¬личной насыщенностью. Это цветовое сочетание вызывает в компо¬зиции состояние покоя, равновесия. Контрастное сочетание - не имеют общего цветового тона. Создают яркие, сочные, живые компо¬зиции. Родственно - контрастные сочетания имеют один общий цве¬товой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувство тепла, веселое настроение.
Работа проводится в парах, необходимо сделать эскиз в цвете и наклеить квадраты в соответствии с эскизом. Соблюдайте технику безопасности при работе с клеем. Если клей попал в глаза, необходимо сразу промыть в большом количестве воды.
V. Защита проектов.
Учащиеся демонстрируют свою работу, дают ей название. Рассказывают, какое сочетание цветов и почему использовали, что хотели передать.
VI. Закрепление нового материала. (слайд № 48).
-Какое название получило лоскутное шитьё в Англии? (Пэчворк).
-Как называется лоскутное шитьё в Казахстане? (Курак).
-Какие изделия можно выполнить в технике лоскутного шитья? (Одеяла, подушки, одежда).
-Что такое корпе? (Коврик для сидения на полу за столом).
-Какую ткань используют для изготовления корпе? (Бархат, велюр, ситец).
-Лоскуты какой формы используют мастерицы для корпе? (Квадраты, ромбы, полоски).
VII. Анализ урока.
-Девочки, вам понравился урок?
-Что было интересным?
-Что вызвало затруднение?
- Вы справились с поставленной целью урока?
Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: принести разноцветную ткань для изготовления корпе, картон, швейные принадлежности.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.