Когда лучше отдать ребенка в детский сад. Стоит ли отдавать ребенка в детский сад Нужно ли ребенка отдавать в детский сад

Очень часто родители, в попытках найти ответ на вопрос «Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?» руководствуются собственным опытом и воспоминаниями из детства. Для кого-то детский сад был необходимостью – попросту не с кем оставить ребенка дома. Кто-то не ходил в него из тех соображений, что неработающая мама должна самостоятельно заниматься чадом до школы, вместо того чтобы «спихивать» его в сад. Такой подход нельзя назвать верным: за несколько десятилетий изменились не только детские сады, но также сам подход к воспитанию малышей. Сегодня родители все чаще задаются вопросом: а что будет лучше для ребенка? Что дает ребенку детский сад? Нравится ли ему там, и если не нравится, стоит ли заставлять? Не будет ли ребенок испытывать трудности в школе, в общении со сверстниками, если так и не ходил в сад? Нужен ли детский сад? BrainApps поможет разобраться в ситуации и найти ответы на эти вопросы.

Преимущества и недостатки детского сада для ребенка

Прежде чем задаваться столь важными и сложными вопросами, неплохо было бы для начала понять, зачем вообще нужен детский сад. Есть ли какие-то конкретные, положительные стороны пребывания ребенка в этом месте, и о каких недостатках важно помнить, отдавая чадо в сад?

Преимущества пребывания ребенка в детском саду:

  1. Соблюдение режима. Организм человека устроен таким образом, что соблюдение строгого режима, когда приемы пищи, сон, игровая активность и отдых расписаны по часам, идет ему на пользу. В условиях дома или квартиры намного сложнее организовать соблюдение режима столь же безупречно, как это происходит в детском саду.
  2. Прививание дисциплины. Дисциплина – неотъемлемая часть жизни любого человека, вот только наиболее часто мы сталкиваемся с ней вне дома. Ребенок, растущий исключительно дома, в окружении семьи, не может познакомиться с дисциплиной в полной мере. В саду же он учится правилам и необходимости их придерживаться.
  3. Выработка самостоятельности. Вполне естественно, что когда воспитателю приходится следить одновременно за 15-20 ребятишками, он не может уделить каждому столько внимания, сколько ребенку, например, внимания уделяют родители дома. В условиях детского сада ребенок вынужден учиться самостоятельности: убирать за собой игрушки, съедать самостоятельно еду, выполнять другие действия, соответствующие возрасту.
  4. Социализация среди взрослых. Если ребенок не ходит в детский сад, единственные взрослые в его жизни, которые обладают авторитетом и выполняют важную роль – это родители. После привычки в течение 6-7 лет слушаться только маму с папой, ребенку, попавшему в школу, может быть сложно приспособиться к тому, что есть учителя, которых так же нужно слушаться. Детский сад медленно приучает малыша к тому, что его окружает большое количество взрослых людей, которых нужно уважать и слушать.
  5. У маленького ребенка, живущего дома и изредка посещающего детскую площадку, нет возможности пообщаться со сверстниками без присмотра родителей или воспитателей. Общение со сверстниками, однако – неотъемлемая часть становления личности. Ребенок сталкивается с другими детьми, учится уживаться с их характерами, дружить и даже враждовать.
  6. Физическое и интеллектуальное развитие. Тут все в первую очередь зависит от самого садика и того, есть ли у родителей возможность заниматься развитием ребенка дома. Идеальный вариант – сочетать программу детского садика с усилиями родителя по развитию любимого чада. Однако если ребенок круглые сутки проводит за просмотром мультиков и играми, даже детский сад с не слишком разносторонней программой принесет пользу. Ребенок в детском саду знакомится с иностранными языками, учится танцевать, делать зарядку, рисовать, лепить из пластилина и многое другое.

Недостатки пребывания ребенка в детском саду:

  1. Разлука с родителями. Ребенок, после того, как до этого 24 часа в сутки находился под присмотром родителей, окруженный любовью и заботой, в детском саду испытывает стресс, особенно поначалу. Любовь и эмоциональная поддержка чрезвычайно важны для развития ребенка, его уверенности в себе, чего детский сад, увы, дать не может. Даже в очень хорошем учреждении воспитатель окружен слишком большим количеством детей, чтобы в полной мере уделить каждому внимание.
  2. Утомляемость. Малышу, как и взрослому человеку, иногда требуется одиночество. Кому-то больше, кому-то меньше, ведь даже в малом возрасте дети делятся на интровертов и экстравертов. В саду ребенок почти не предоставлен самому себе, его постоянно окружают люди, он не может остаться в одиночестве и заниматься, чем ему бы самому захотелось. В некоторых случаях это приводит к психологическому переутомлению.
  3. Неблагоприятное окружение. Не у многих родителей есть возможность отдать свое чадо в садик, в котором бы находились дети исключительно из благополучных семей. Среди сверстников обязательно найдутся дети, воспитанию которых родители не уделяли внимание, довольно часто они грубые и задиристые.
  4. Болезни. Часто родители, для которых детский садик, по причине работы – необходимость, приводят детей с насморком, температурой и даже гриппом. По правилам, сад не может не принять больного ребенка, поэтому больные детки заражают здоровых. Это один из пунктов, с которым ничего не поделать, приходится просто мириться.
  5. Социализация среди сверстников. Мы не случайно поместили этот пункт и в преимущества, и в недостатки. Да, разумеется, ребенку полезно проводить время среди других детей, учиться общаться и налаживать контакт. К сожалению, общение между детьми не всегда проходит по сценарию, который запланировали взрослые. Воспитатель физически не может проследить за каждым ребенком и правильно организовать общение. В 3-4 года дети вполне уже могут поссориться и даже подраться, претендовать на чужие игрушки, играть не по правилам. Хорошо, если родители занимаются ребенком и объясняют вне детского сада, как правильно себя вести, а если нет? Для некоторых малышей походы в садик – самый настоящий стресс, так как отстаивать свою собственность и интересы не всегда и не со всеми легко.

Так нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Теперь, когда мы разобрались, что у садиков есть как существенные плюсы, так и минусы, пришло время ответить на самый главный вопрос: стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

К сожалению, универсального ответа на этот вопрос нет. Все зависит от ребенка, его здоровья, умения общаться со сверстниками, вашими возможностями и конечно, от детского садика, куда вы решили отдать свое чадо.

Раньше любили говорить, что ребенок, который не ходил в детский сад, сложно адаптируется к условиям начальной школы. На самом деле, причина «сложной» адаптации кроется вовсе не в отсутствии каких-то особенных навыков, которые могут быть получены только в детском саду. Раньше, когда подавляющее число детей ходило в детский садик, ребятишки успевали познакомиться, хорошо друг друга узнать и даже подружиться. Затем эта, уже сформировавшаяся группа, почти в полном составе переходила в школу, и конечно, новичок чувствовал себя в первом классе не очень уютно. Сегодня ситуация изменилась: родители решают отдать ребенка в нужный им сад, а не тот, что ближе к дому, нанимают нянечек или просят о помощи своих родителей. Дети приходят в первый класс и не испытывают проблем с освоением, так как знают друг друга лишь единицы.

В целом, сегодня нет совершенно никакой разницы, ходит ребенок в детский сад или нет, если родители обеспечивают дома правильные условия для развития:

  • регулярные занятия, чтобы способствовать физическому и психологическому развитию;
  • обеспечение возможности каждый день общаться со сверстниками, например, в гостях или на детской площадке.

Более того, внимательный, любящий, свободный родитель, готовый посвящать ребенку большую часть своего времени, проделает намного более лучшую работу, чем любой, самый крутой и замечательный сад. Нужно обращать внимание на то, чем нравится заниматься ребенку, но в то же время обеспечивать разностороннее развитие: мелкая моторика, лепка, рисование, счет, письмо, развитие памяти и внимания. Кстати, большую помощь в умственном развитии ребенка родителю окажут игры на сайте BrainApps . Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления.

Не забывайте про кружки или спортивные секции. Они нужны не только для физического развития ребенка, но и для осознания авторитета взрослых людей, обучения дисциплине и следованию правил.

Таким образом, если вы задаетесь вопросом «нужен ли детский сад?» и не можете найти ответа, лучше задайте себе другой вопрос: «сможете ли вы создать ребенку условия, которые нужны для полноценного развития, если он не будет ходить в детский сад?». Какими именно должны быть условия? Вы должны по возможности воссоздать все преимущества детского сада, которые мы перечислили выше, в условиях дома или квартиры. Если у вас получится это сделать, то формирование ребенка произойдет абсолютно без проблем, малыш не будет как-то плохо выделяться на фоне сверстников, которые посещали садик. Если же вы ограничены во времени или не уверены в собственных силах, тогда, пожалуй, лучше ему хотя бы периодически, но детский сад посещать.

Для начала стоит определиться со значением слова «рано». Срок отпуска по уходу за ребёнком даёт возможность заботиться о своём чаде самостоятельно. Да и дошкольное образование не имеет статуса обязательного. То есть, приблизительно к трём годам появляется необходимость отдавать ребёнка в сад. До этого срока он имеет полное «детское» право на мамино внимание и ласку. Сейчас не идёт речь о тех исключительных случаях, когда в силу обстоятельств мать вынуждена выходить на работу досрочно. Это не норма, оправданий для такой ситуации очень мало. Дело в том, что всё, что успела дать мать ребёнку в этот период будет определять всё его дальнейшее психологическое и физическое здоровье. Возможно, читатель знаком с книгой японского автора Масару Ибуки «После трёх уже поздно», которая приводит феноменальные доказательства о важности данного периода в правильном полноценном развитии маленького человека.

Трагедия «маленького человека»

Нет не того, о котором писали Пушкин, Гоголь и Чехов. Речь идёт о человеке, который настолько мал, что кроме ежеминутных маминых объятий ему ничего больше не нужно. Важно понимать: каким бы новаторским, личностно ориентированным ни было дошкольное образование в детском саду, центре развития или другом подобном учреждении длительного пребывания, потерянная эмоциональная связь между мамой и ребёнком может сыграть негативную роль. По этой причине многие педагоги и психологи называют раннюю разлуку с родителями не меньше, чем «трагедией».
К трём годам появляется потребность в общении со сверстниками, многие дети с удовольствием принимают коллектив и сравнительно безболезненно «отрываются» от мамы. Эти сроки очень индивидуальны, всё зависит от типа темперамента ребёнка, особенностей воспитания, характера, степени доверия взрослому миру. Условно определим возраст, с которого стоит отправлять ребёнка в отдельный детский социум, это три года. Конечно, есть дети, которые и в 2 с половиной годика спокойно контактируют с другими детками, любят многолюдные места, общительны и активны. Но не всегда адаптация к детскому саду аналогична походам с матерью по всем «песочницам» города. Соблюдение режима, готовность слушаться взрослого, придерживаться установленных норм и правил не имеет ничего общего с беззаботными играми во дворе или посещением развлекательных мероприятий. Психологическая готовность – очень индивидуальное явление.

Радость, доступная не каждому

По-настоящему счастливы те дети, которые провели всё дошкольное детство дома, посещая сад или школы раннего развития, время от времени, скорее для удовольствия, чем по необходимости. В нашем обществе такая «роскошь» доступна далеко не всем: работающие бабушки и дедушки не могут уделить время ребёнку, освободив его хотя бы на один день в неделю от детского сада. А ежедневная «неизбежность» похода в сад престаёт быть для ребёнка чем-то радостным. Мудрые родители, замечая у своего чада симптомы усталости от этой взрослой «обязаловки», стараются сделать общение с ребёнком насыщеннее, забирают его из учреждения пораньше, берут внеплановые выходные, стремятся подчеркнуть его значимость любыми способами. Такие моменты способны изменить многое, они становятся ярчайшими воспоминаниями детства.

Почему не стоит отдавать ребёнка в сад рано?

Детки, которых отправили в детское учреждение образования очень рано (1,8 -2 года) проходят тяжелейшую адаптацию. Бывают случаи, когда так и не удаётся приучить дитя к «чужим стенам», обычно такие дети начинают сильно продолжительно болеть, ведь эмоциональные травмы влекут за собой соматические болезни.

Ребёнок, у которого не сформированы основные навыки самообслуживания (давайте смотреть правде в глаза: современные родители не спешат приучать детей к горшку, к самостоятельному приёму пищи и тем более одеванию) ощущают значительный дискомфорт в группе сверстников.

Затянувшаяся адаптация не позволяет малышу полноценно участвовать в занятиях и специально организованной деятельности.

Нередки случаи, когда ребёнок в знак протеста отказывается от приёма пищи и целый день «поститься» в ожидании родителей. Ни родители, ни педагог с психологом не в состоянии переломить подобную ситуацию, если она имеет эмоциональные корни. Кормить насильно, разжимая челюсти, даже по просьбе родителей педагог не станет, это нездорово. А находится в саду на протяжении 8 часов без питания непозволительно.

Вопреки мнению, что в группе, где остальные детки старше, ребёнок будет тянуться за ними, двигаясь огромными шагами в развитии, самые маленькие становятся непопулярны, участвовать в общей игровой деятельности не могут.

Отдавая ребёнка в сад рано, стоит взвесить все факторы, принять решение, понимая всю ответственность. Аргументы вроде «я с ним дома уже не справляюсь» - не идут в счёт. Это ваше дитя, если с ним не справляется мать, как педагог справляется с 15-20 детьми в группе? А как планируете справляться, когда ему будет 13-16 лет? Ребёнка достаточно любить и проводить с ним время искренне и с душой, не переживая, что за вместо этого могли бы что-то вымыть или сварить. Время, потраченное на игры и общение с крохой, самое ценное и важное. Жаль, что понимание приходит слишком поздно.

Социализация, новые друзья, невозможность проводить с ребёнком достаточно времени дома, нормированный режим дня и дисциплина, профессиональная помощь в развитии — вот основные аргументы, которыми обычно руководствуются родители, отдавая детей в муниципальный детский садик. Заранее оговоримся, что про частные сады, работающие по системам Монтессори, Никитиных, билингвального обучения и т.д., в этой статье мы говорить не будем. Речь пойдёт исключительно о государственных отечественных детских дошкольных учреждениях. Рассмотрим каждый из аргументов отдельно, чтобы понять, так ли они хороши.

Важность первого опыта

Действительно, в дошкольном возрасте ребёнку необходимо заложить нормы поведения в обществе, морали, общения. Спорить с этим странно и бессмысленно. Но вовсе не обязательно отдавать ребёнка в садик для этого. Родители вполне могут объяснить малышу в возрасте полутора-двух-трёх лет, что такое хорошо и что такое плохо. А для знакомства и общения с другими детками отлично подойдут детские площадки, игровые комнаты, детские клубы.

В столь раннем возрасте мама ребёнку нужна больше, чем все дети мира, вместе взятые. Вместе с тем, психика маленького человека ещё очень неустойчива и слишком подвержена деформации. Поэтому даже малейший неверный шаг может иметь непоправимые последствия.

О сверхзначимости первого детского опыта рассказывает гипнотерапевт Владимир Дернов: «Изначально каждый ребёнок принимает себя, других людей и мир вокруг. Однако по мере взросления дети учатся на своём опыте, а также копируя эмоции и отношения окружающих.

Мы так устроены, что самый первый опыт записывается в подсознании как единственно верный. Первый опыт выступлений, первый опыт знакомства, первый опыт проявления себя, а также внутренние ощущения того, какой я. Это затрагивает буквально все сферы взрослой жизни.

Очень важно, чтобы ребёнок в любых ситуациях чувствовал, что он в порядке, а его желания имеют право на существование. К примеру, на детском утреннике ребёнок хочет выступать в костюме снежинки, но воспитатель решает, что он будет в костюме медведя. На первый взгляд это может показаться забавным, но ребёнка эта простая ситуация учит определённым вещам: “Твоё мнение ничего не значит. Держи его при себе. За тебя решат, как тебе надо”.

В моей работе каждый второй случай корнями уходит именно в ситуации, связанные с детским садом. Ниже — лишь несколько наиболее выразительных примеров. Заикание появилось после того, как накричала воспитательница. Сложности в ведении переговоров и отстаивании своей точки зрения — после конфликта со старшими детьми в первый день в саду. Панические атаки в общественных местах — после того, как воспитатель придумала наказание с участием других детей. Страх сексуальной близости — после наказания за общение “мальчик-девочка”. Страхи общения, знакомств и выступлений — после всеобщего обсуждения и демонстрации конфуза в тихий час.

Конечно, это — одни из самых ярких проблем. Наряду с ними есть и другие, когда дети испытывают напряжение и дискомфорт, которые чувствовать не обязаны. Эту связь с детством бывает невозможно предположить, потому что любое из таких проявлений иногда может сказаться после стресса уже во взрослой жизни. Но практика показывает, что работа с ситуацией во взрослом состоянии только облегчает симптом, а поиск и трансформация первого события на порядок эффективнее. Кому-то покажется, что такое отношение к садам — это неестественная защита детей от внешнего мира, и ребёнку всё равно придётся столкнуться с определенным негативом в жизни. Придётся, но когда он будет к этому готов гораздо больше и последствия будут не такими ужасающими».

Психологический климат в коллективе

Подростковый психолог Егор Борисов приводит пример из собственной практики:

«В любом коллективе существует процентное соотношение “предпочитаемых” и “изгоев”. Регулирование данной социограммы является тонким психологическим приемом. Отсутствие контроля психологического климата в коллективе со стороны воспитателя и педагогов-психологов приводит к СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), что сказывается на уровне послушания детей. Как воспитатели реагируют на непослушных детей в саду? Чаще всего — кричат. В этот момент ребёнок формирует формат взаимодействия с миром: “Если хочешь, чтобы сделали так, как ты сказал, нужно кричать”.

С наказаниями ещё страшнее. На улице солнечная погода, двор детского сада заполнен детьми, но один ребёнок не вышел гулять. Он вообще не видит света и неистово бьётся в истерике в запертом туалете с выключенным светом, а у двери стоит воспитатель и караулит нарушителя. Диагноз, с которым ко мне привели участника этого инцидента в 10-летнем возрасте — невроз навязчивых состояний. Месяцы терапии и регулярные проверки у детского психолога улучшили ситуацию. Но согласитесь, лучше с подобным вообще не сталкиваться».

Таким примеров — множество. Безусловно, это не означает, что конкретно с вашим ребёнком произойдёт в детском саду нечто подобное. Но, зная, что такие ситуации — не редкость, лучше, как говорится, “перебдеть”, чем “недобдеть”.

Режим дня и график

Теперь — о нормированном режиме дня и дисциплине. Мир живёт по графику 5/2. Раннее пробуждение и поздний отход ко сну — неотъемлемые атрибуты жизни практически любого человека. Жизнь в таком ритме является стрессом даже для взрослых. Что говорить о дошкольниках?

Кроме того, постоянное общение со случайно подобранными детьми в группе детского сада могут выдержать только ярко выраженные экстраверты. А как же быть интровертам, энергия которых расходуется в процессе общения, и не восстанавливается, потому что побыть одному — значит стать изгоем?

«Даже самый хороший садик считаю необходимостью только в крайнем случае, если родители вынуждены работать и некому помочь с ребёнком. Потому что даже для самых коммуникабельных детей это как ходить на работу — большое моральное напряжение, ответственность, необходимость вставать по будильнику. Кроме того, практически все дети, которые ходят в садик, начинают много болеть и проводят 2 дня в саду и потом 2 недели дома с температурой. Также в раннем возрасте дети, как обезьянки, повторяют всё, что услышат и увидят. Очевидно, что не все начинают говорить одинаково хорошо. Поэтому такое окружение также может влиять на задержки в речи. Конечно, рано или поздно любой здоровый ребёнок начнёт говорить. Но обидно, когда кто-то в 1,5 года отчётливо произносит слова, а кто-то начинает разборчиво говорить лишь к 4-м годам», — считает музыкант и мама 4-летнего Ярослава Вероника Попова.

Профессионализм воспитателей

Отдавая ребёнка в детский сад, родители рассчитывают, что малыш получит профессиональную помощь, что положительно скажется на его развитии. По факту же всё происходит совсем наоборот. Группы в муниципальных детских садах слишком большие и могут достигать до 30 человек. При этом на такую огромную группу приходится только один воспитатель. Каким бы замечательным профессионалом он ни был, он физически не сможет уследить за всеми детьми. Уже не говоря о том, чтобы уделить каждому внимание и заниматься детским развитием.

К тому же, согласно опросу телеканала ОТР, средняя зарплата воспитателя детского сада по России — 26 500 руб. Минимальная — 4 350 руб. Нетрудно догадаться, что профессиональные кадры с хорошим профильным образованием за такие деньги в государственное учреждение работать не пойдут.

«Попасть к действительно талантливому и увлеченному воспитателю не так-то просто. В то же время, никто лучше родителей не знает ребенка, его склонности и интересы. Эти знания позволяют построить процесс домашнего воспитания с учетом индивидуальных особенностей малыша и сосредоточиться на развитии именно тех умений и навыков, которые кажутся родителям необходимыми.

Так, родители могут сделать акцент на физическом или творческом развитии, заметив у ребенка склонность к тем или иным видам деятельности. Поэтому, возможно, лучший подход — это домашнее воспитание ребенка до 4-5 лет с последующим переходом в детский сад.

Впрочем, подходящий возраст для посещения детского сада наступает тогда, когда малыш психологически к этому готов, что определяется темпераментом, стилем воспитания и другими факторами», — считает психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб Увлеченных Мам» Марина Суздалева.

О глобальных задачах

Несмотря на все вышеперечисленные аргументы, по данным РАНХиГС 64,6 % детей посещают детские сады в России и только 35,4% воспитываются либо дома, либо в частных садах. В большинстве случаев это связано с тем, что многие мамы вынуждены отдавать ребёнка в садик, чтобы выйти на работу. Вместе с тем, как отмечает детский психолог Светлана Бояринова , в возрасте 3-6 лет перед ребенком стоят глобальные задачи развития:

  • развитие собственного, отдельного от других «Я»;
  • развитие настойчивости, а также способности полагаться на себя, справляться с неудачами, критикой;
  • развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения;
  • развитие способности делиться с другими по доброй воле;
  • развитие умения конструктивно справляться с фрустрацией (разочарование, глубокая неудовлетворенность) и агрессивными тенденциями;
  • понимание своих чувств и чувств других людей;
  • умение следовать устным указаниям;
  • разумная независимость в повседневных навыках (умывание, одевание, пользование туалетом, еда);
  • формирование реалистичных понятий о физическом и социальном мире;
  • умение идентифицировать роли, соответствующие половым различиям.

«Только осознанные, любящие родители могут помочь ребенку “решить” эти задачи, либо образованный, любящий детей воспитатель в малочисленной группе детского сада. Иначе мы получим еще одного инфантильного, травмированного взрослого», — комментирует Светлана.

Конечно, мамам нелегко находиться с маленьким ребенком 24/7. Нам всем хочется немного времени для себя, профессиональной реализации, яркой и интересной жизни. Но ответственность за дальнейшее развитие ребёнка лежит на матерях. И, учитывая вышесказанное, она слишком высока, чтобы без крайне веской причины отдавать малыша в детский сад.

Нужен ли малышу детский сад

Можно только порадоваться за семью, обстоятельства в которой складываются таким образом, что малыша своего они могут в детский садик не отдавать. Такие семьи не редкость: папа способен обеспечить совершенное материальное благополучие семьи; мама, не имея профессиональных амбиций, не рвется на свое рабочее место и может позволить себе несколько лет посидеть с ребенком — например, до школы; бабушка с дедушкой рады принять участие в воспитании внука... Не секрет, что качество домашнего ухода за малышом, качество домашнего воспитания (если оно, конечно, имеет место) несколько лучше, чем уход и воспитание детсадовские, — лучше уже хотя бы потому, что дома уход и воспитание индивидуальные; совсем прекрасно, если воспитание еще и систематическое. Однако, как показывает практика, большинство семей вынуждено пользоваться услугами детского сада.

Решая вопрос, отдавать малыша в детский сад или изыскивать какие-то возможности оставить ребенка дома, родители должны принимать во внимание не только гипотетические минусы детского сада, но и его действительные плюсы.

О каких минусах и плюсах мы говорим?

Сначала рассмотрим возможные минусы . Многие мамы полагают, что качество ухода за малышом в детском саду оставляет желать лучшего, и мотивируют это тем, что одна или две няни не всегда способны углядеть за всеми малышами в группе, вовремя помочь им, обеспечить в полной мере их нужды. Также иные мамы считают, что отрыв от семьи травмирует психику маленького ребенка. Да, конечно, все это не лишено оснований. Одной, двум и даже нескольким няням бывает трудно управиться с двумя десятками малышей. Но мамы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что все дети в детском саду получают гарантированный уход — хотя, быть может, и не всегда столь высокого качества, какого желали бы сами мамы (справедливости ради следует сказать, что не редкость неблагополучные семьи, в которых дети не получают дома вообще никакого ухода и с утра до вечера предоставлены сами себе; о вопиющих случаях равнодушного или даже дурного отношения к малышам мы здесь говорить не будем). Может быть интересен и следующий взгляд на проблему: ребенок, который в течение первых трех лет своей жизни, помимо хорошего ухода, получал качественное мамино воспитание, очень многое умеет сам и практически не нуждается в помощи няни; разве что нуждается в контроле, в общем руководстве со стороны взрослого человека; так, малыш может самостоятельно одеваться и раздеваться, может наводить порядок у себя в шкафчике, он может умываться и причесываться, он может сам поесть и аккуратно сложить игрушки в игровой комнате, он в состоянии сам сходить на горшок и подтереться после общения с горшком, он в состоянии опорожнить и ополоснуть свой горшок и т. д.; если же чего-то из перечисленного ребенок делать не умеет, то, значит, этому его не научила мама, и обижаться она должна на себя, а не на детсадовскую няню, которая, занятая с другими детьми, не успела умыть рожицу какого-то отдельного ребенка, и мама обнаружила на этой рожице засохшие остатки фруктового пюре... Относительно возможного травмирования психики ребенка — несколько слов. Перемены в жизни — это всегда нагрузка на психику (и не только для ребенка). Маленькие перемены — маленькая нагрузка; большие перемены — большая нагрузка. Конечно, первое посещение детского сада, первая разлука с любимой мамой — нагрузка для ребенка немалая. Но это нагрузка — и не более того; нагрузка не становится психической травмой. Опытный детсадовский воспитатель постарается уменьшить эту нагрузку, постарается отвлечь внимание малыша от проблемы — от того, что мама была-была рядом и вдруг ее нет... воспитатель постарается сделать так, чтобы проблема не стала для малыша катастрофой; для того у воспитателя есть целый арсенал профессиональных — педагогических — приемов, и опыту воспитателя мама должна довериться. Особым минусом детского сада считается то, что ребенок начинает болеть, и на маму уже смотрят на работе косо из-за постоянных больничных листов, а ребенок проходит три дня в садик — и опять на две недели заболевает, и ладно, если в садике нет карантина!

А теперь мы поговорим о реальных плюсах. В детском саду, в коллективе ребенок лучше и быстрее развивается — как в физическом, так и в психическом отношении. У себя в группе дети ежедневно и в одно и то же время (что закреплено распорядком дня) выполняют комплексы физических упражнений, соответствующие возрасту и в необходимом объеме. Дети принимают закаливающие процедуры (заметим к месту, что многие детские сады оборудованы бассейнами). Дети систематически выходят на прогулку. Для детей организуются подвижные игры, обеспечивающие достаточной нагрузкой все группы мышц, — что имеет большое значение для гармоничного физического развития. Регулярное посещение детского коллектива очень важно для хорошего психического развития малыша. Поскольку человек — существо социальное, поскольку вся жизнь его проходит в обществе (при поддержке общества и во благо общества), ребенку лучше пораньше к обществу привыкать. С полной ответственностью мы можем утверждать, что малышу, воспитывающемуся при маме, малышу, лишенному широкого общения с другими детьми и с другими, помимо родственников и соседей, взрослыми людьми, трудно и, пожалуй, даже невозможно стать существом социальным. Очень полезно для ребенка посещение детского сада и в плане образования. Зачатки образования малыш, конечно же, получает дома — когда слушает мамины сказки, слушает музыку и мамины комментарии к ней, когда лепит и рисует, когда раскрашивает, рассматривает картинки и т. д. Систематическое же образование по утвержденной программе ребенок начинает получать в условиях детского сада. Здесь с малышами занимаются профессиональные педагоги; зачастую с этими же педагогами ребенок впоследствии встречается в школе — равно как и с теми детьми, с которыми он посещал одну группу, играл в одни игры, сидел за одним столом, рядом сидел на горшке и был соседом по кроваткам и т. п. И нет ничего удивительного в том, что ребенку, посещавшему детский сад, в свое время несложно адаптироваться к школе — где ему знакомы учителя, знакомы ученики... и только стены другие.

Оценив приведенные нами минусы и плюсы, мама и папа сделают выводы и примут решение — вести малыша в детский сад или не вести. Конечно же, каждая семья это важное решение (а для ребенка порой и судьбоносное) принимает индивидуально. Возможно, ребенок четырех-пяти лет останется дома. В этом случае родители должны сделать по возможности все, чтобы ребенок развивался физически и психически, чтобы он не был лишен общения с другими детьми. Быть может, этим родителям есть смысл задуматься над следующим вариантом — отдать ребенка в детский сад хотя бы за год до школы... уже и ребенок будет взрослее, и первое расставание с мамой пройдет не столь болезненно, и у ребенка еще будет достаточно времени привыкнуть к детскому коллективу, будет возможность подготовиться к школе под руководством опытного педагога.

У каждого родителя наступает такой момент в жизни, когда ему приходится решать, сдавать ли своего ребенка в детский сад.

Сколько людей, столько и мнений , поэтому очень сложно найти правильный ответ на вопрос касательно нужности детского садика ребенку.

Нужно взвесить все «за» и «против» перед тем, как принимать решения и прийти к решению. Давайте вместе узнаем, нужен ли детский сад ребенку.